Ищи другие пути монетизации — или вымрешь. Как проходит эпоха Google

Михаил Иванов

Автор Rusbase

Расскажите друзьям
Михаил Иванов
Михаил Иванов

В 1998 Google была движущей силой в области индустрии технологий, но сейчас компания-гигант еле держится на плаву. Как такое возможно? Ответ прост: изменения в рекламе.

Падение краеугольного камня империи Google

Поисковая система была единственным явным успехом Google (а также основным источником дохода компании), поэтому, когда Amazon перегнала Google в этом поле, компания начала слабеть. Как отмечают многие эксперты, в середине этого десятилетия реклама в Сети плавно перешла от поисковых страниц к страницам чтения.

Пока Google пыталась защитить свою монополию на умирающем рынке поисковой рекламы, Facebook, главный конкурент Google в этой области, сделала шаг в верную сторону, использовав новостную ленту для показа рекламы.

В конце 2015 года компания Apple, конкурент Google в области мобильных технологий, добавила новую функцию в свои устройства, позволяющую пользователям блокировать рекламу.

Устройства на iOS приносили Google 75% доходов компании с рекламы на мобильных устройствах. Этим Apple нанесла сильный удар индустрии онлайн-рекламы.

В следующем году все больше пользователей стали переходить на мобильные устройства, беря с собой незаменимые блокировщики. Количество людей, блокирующих рекламу на мобильных устройствах в 2016 году, увеличилось в два раза по сравнению с 2015 годом. В конце 2016 года примерно 16% пользователей смартфонов по всему миру блокировали рекламу в Сети. В США это число достигло 25% для пользователей ПК и ноутбуков, а ведь именно американцы приносили Google 47% прибыли [с рекламы]. Стоит заметить, что по большей части блокировщиками пользовались молодые люди и специалисты.


По большей части именно молодые люди использовали блокировщики.


Пользователи не хотят видеть рекламу

В начале 2017 года Google анонсировала планы встроить блокировщик рекламы в Google Chrome. Плагин блокировал бы только рекламу, не соответствующую правилам «коалиции улучшения рекламы», что позволило бы компании использовать свой браузер для усиления рекламного бизнеса.

Даже решившись на такой отчаянный ход, Google должна была осознать, что количество блокировок продолжило бы расти, несмотря на улучшение качества рекламы. Google позволила людям увидеть, как выглядела бы Сеть без рекламных баннеров.

Google поняла, что людям не просто не нравилась раздражающая реклама. Им не нравилась вся реклама.

Одной из платформ, на которой Google крутила рекламу, была YouTube, которую она приобрела в 2006 году и превратила в один из своих самых прибыльных проектов. Хотя шестая часть всего мира заходила на YouTube ежемесячно, платформа оказалась нерентабельна. В попытке противостоять блокировщикам YouTube запустила свободную от рекламы подписку в конце 2015 года, но количество подписчиков оказалось совсем небольшим.

Количество проблем YouTube лишь нарастало в начале 2017, когда рекламодатели начали убирать свои ролики, а крупные генераторы доходов постепенно стали покидать сайт.

Даже те, кто не блокировал рекламу, просто не обращали на нее внимания — и это давний тренд. Исследователи даже дали имя такому феномену — «баннерная слепота». На один баннер кликали лишь 0,06% посетителей, а половина этих кликов была случайной.

Исследование показало, что 54% пользователей отметили потерю доверия, так как даже не собирались кликать по баннеру, а 33% заявили, что реклама просто недопустима. Эти цифры наводят на мрачную мысль не только о будущем онлайн-рекламы, но и о позиции Google в индустрии.


Сундар Пичаи, CEO Google.


Упущенная возможность

Потеря одной части пользователей и раздражение другой не было последней ошибкой Google. Компания также упустила один из недавно появившихся трендов. Хотя они осознали важность искусственного интеллекта, их подход оставил желать лучшего. Так как стратегия онлайн-рекламы Google ослабла, многое зависело от успеха компании в области ИИ.

CEO Google Сундар Пичаи в 2016 году предсказал, что «в будущем сама концепция девайсов исчезнет» и что «со временем сам компьютер, какую бы форму он ни принял, займет место искусственного помощника. Мы перейдем от мобильного мира к миру ИИ».

Google признала важность ИИ, но не предприняла никаких действий, и это напомнило многим совершенные ею ошибки в социальных сетях и мессенджерах.


Google против Amazon

В 2014 году Amazon выпустила продукт под названием Amazon Echo — небольшую домашнюю систему, которая отвечала на вопросы, выполняла задачи и совершала покупки онлайн. Echo имело огромный успех. Двумя годами позже Google скопировала Amazon, выпустив Google Home, но было уже слишком поздно, и их новый продукт ничего не принес.

С другой стороны, Alexa, виртуальная помощница внутри Echo, была интегрирована в другие продукты Amazon, а ее модель монетизации имела успешную стратегию развития. Echo облегчило процесс заказа через Amazon, и каждый раз, когда его кто-то использовал, Amazon получала деньги.

Google расширила область применения своего помощника, встроив его в устройства с Android, но это так и не дало ответ на вопрос, как новая технология могла принести достаточно прибыли, что поддержать другие разработки Google.


Alexa празднует победу над Google.


Реклама Google была визуальной, и речевое взаимодействие не способствовало ее успеху. Некоторое время Google крутила звуковую рекламу через Google Home, но пользователям это совсем не понравилось. В начале 2017 забеспокоились инвесторы, но Сундар Пичаи заверил их, что волноваться было не о чем, объяснив, что Google начнет анализировать результаты речевого поиска, чтобы предлагать пользователям более подходящую визуальную рекламу.

В начале 2017 года Wired опубликовал статью с заголовком «Alexa захватила CES. Мир будет следующим». Amazon позволила сторонним производителям использовать свою технологию, таким образом совершив очередной большой шаг вперед. Amazon уже победила Google на рынке облачных компьютеров (54% против 3% Google в 2016 году) и не планировала останавливаться: в начале 2017 компания начала укрепляться в области розничной торговли.



Читайте также: Устройства с поддержкой Amazon Alexa, которые мы увидели на CES

Реклама не вечна

Google имела впечатляющее количество продуктов и большую базу лояльных пользователей, но именно благодаря доходу с рекламы компания держалась на плаву. Пользователи постепенно уходили, и вслед за ними последовал доход Google.

Google была движущей силой в индустрии технологий с 1998 года, но в мире, наполненным нелюбящими рекламу людьми, бизнес-модель Google оказалась неуспешной.

К тому же, компания упустила ключевые возможности, что истощило ее ресурсы. Инновации требуют денег, а их приток в компанию становится все меньшим и меньшим.

За несколько лет Google превратилась из известного всем глагола в напоминание того, что даже гиганты могут пасть.

Источник.


Материалы по теме:

YouTube позволит размещать рекламу только каналам с 10 тысячами просмотров

«Одноклассники» запустили новый тип рекламы на весь экран

Facebook запустил тест по размещению рекламы в Messenger

Взлет и падение Google Books

Фото на обложке: Lightpoet/Depositphotos.



Комментарии

  • Mikhail Kolotov 15:19, 26.05.2017
    0
    А когда-то именно гугл-поисковик отличался от других чистой от новостей и рекламы главной страницей лишь с окошком для поиска. Такая ирония судьбы.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase