Top.Mail.Ru
Истории

Женщина, разработавшая дизайн суперкомпьютера, повлияла на Стива Джобса

Истории
Алена Сомова
Алена Сомова

Редактор «Историй» и «Переводов»

Алена Сомова

Все началось с футболки. В начале 1980-х дизайнер и инженер Тамико Тиль работала в компании Thinking Machines в Кембридже. Они с коллегами занимались производством cуперкомпьютеров, предлагавших принципиально новую концепцию. Вместо того чтобы использовать один гигантский процессор для сжатия больших объемов данных, они собирались использовать тысячи процессоров, которые будут обрабатывать меньшие по размеру массивы данных один за другим.

Thinking Machines пыталась создать механизм с искусственным интеллектом по образу и подобию человеческого мозга. Являясь ведущим дизайнером проекта, Тиль задалась вопросом: «Как должна выглядеть новая технология?» 

Женщина, разработавшая дизайн суперкомпьютера, повлияла на Стива Джобса

На него было сложно ответить, потому что в то время большинство компьютеров напоминало холодильники, и будущие клиенты компании могли не поверить, что очередная громадная бежевая коробка — это совершенно новое устройство. Ставки на промышленный дизайн суперкомпьютера были высоки.

За несколько месяцев до этого Тиль разработала логотип компании. Он представлял собой визуализацию гиперкуба — 12-мерный куб в кубе, лежавший в основе аппаратного обеспечения суперкомпьютера. Она нанесла принт на корпоративные футболки, которые получили известность, когда лауреат Нобелевской премии, физик Ричард Фейнман появился в одной из них в рекламе Apple «Think Different» («Думай иначе» — прим. ред.). 

Тамико Тиль на фоне постера с изображением Ричарда Фейнмана в Сан-Франциско. Фото: Тамико Тиль

Столкнувшись с проблемой дизайна суперкомпьютера, который должен был ознаменовать новую эру в технологическом прогрессе, Тиль первоначально хотела поместить его в стеклянный сосуд прямоугольной формы. Но вскоре она поняла, что простая демонстрация механических деталей не даст представление о том, что может делать машина — ее суперспособность была закодирована в маленьких чипах, которые даже сквозь стекло невозможно было разглядеть. Она переговорила с инженерами, чтобы узнать о метафорах, использующихся для описания характера машины. В тот момент она вспомнила про логотип в виде гиперкуба, который стал образцом ее промышленного дизайна.

Стань профессиональным дизайнером — большой выбор программ обучения можно найти в каталоге курсов дизайна.

Дизайн логотипа Тамико Тиль для рекламной кампании Apple. Фото: tamikothiel.com

Логотип был идеальной метафорой: символическая абстракция, выражавшая дополнительные функции машины, над которой они работали. Итак, Тиль начала воплощать свою визуализацию в рабочем прототипе аппаратного обеспечения суперкомпьютера. Результат? Культовый суперкомпьютер Connection Machine, состоящий из восьми черных кубов, складывающихся в более крупный куб, с прозрачными панелями, на которых отображаются мигающие огни 4096 чипов. Тридцать лет спустя первый экземпляр суперкомпьютера приобрел нью-йоркский Музей современного искусства. Сейчас его можно увидеть на выставке «Thinking Machines: искусство и дизайн в эпоху компьютеров, 1959-1989 годы». 

Второе поколение Connection Machine CM-2. Фото: Тамико Тиль

Дизайн Connection Machine был настолько впечатляющим, что он повлиял на Стива Джобса. Этим откровением поделилась подруга Тиль Джоанна Хоффман. Она работала с Джобсом в NeXT после его увольнения из Apple. Тиль вспоминает:

[Джоанна] рассказала мне, как к ней пришел Стив и воскликнул: “Выясни, кто разработал дизайн Connection Machine. Я хочу, чтобы они занялись мои новым компьютером для NeXT”. Она ответила ему: “Извини, Стив, но ты опоздал. Тамико переехала в Германию и занялась искусством”. Я сказала: “Джоанна, ты ДОЛЖНА была меня найти!”». 

Несмотря на это, дизайн Тиль не выходил у Джобса из головы. Тамико указывает на различия в дизайне продуктов Джобса до и после выхода Connection Machine. Хотя удобство и дизайн всегда играли для него важную роль, оригинальный Macintosh на порядок отличался от NeXTcube, напоминавший идеальный черный куб Connection Machine. Она уточняет: «[Macintosh] был милым маленьким компьютером для ботаников, но он и выглядел, как обычный бежевый компьютер для ботаников. В то время как NeXT Cube выглядел, как идеальный куб — чистая дизайнерская форма, которая была далека от задач прикладного компьютерного дизайна».

С тех пор эстетика Джобса развивалась в ключе минимализма, что нашло отражение в дизайне iMac, iPod и, наконец, iPhone.

Его продукты всегда выглядели, как что-то космическое. Их дизайн выходил за рамки функциональности, отражая альтернативную сферу человеческого существования», — говорит Тиль.

Хотя Джобс при жизни не признавал влияния дизайна Тиль на свои продукты, воспоминания Джоанны Хоффман в сочетании с эволюцией дизайна Apple указывают на обратное.

Возможно, именно поэтому строгие геометрические формы компьютеров Connection Machine сегодня выглядят очевидными. Тиль утверждает: «В те времена это было далеко не так. Мы говорим о 1983 годе, когда еще не вышел Macintosh. Воплощением компьютеров того времени были ЭВМ от IBM. Они выглядели как холодильники или отопительные приборы. В них не было индивидуальности».

Тамико Тиль работает над дизайном прототипа СМ-1. Фото: Тамико Тиль

Революционные идеи Тиль в области компьютерного дизайна уходят корнями в ее прошлое. Отец Тиль был инженером ВМФ и архитектором, работавшим с основателем «Баухауз» Вальтером Гропиусом и дизайнером мебели Марселем Брёйером. «Я выросла в семье, где форма и содержание были неразрывно связаны, — говорит Тиль. — Вообще дизайн должен быть функциональным и соответствовать назначению продукта. И это было одной из десяти заповедей в нашей семье».

Фото: Тамико Тиль

У дизайна Connection Machine была важная миссия — продавать инновационные устройства в то время, когда рынка суперкомпьютеров практически не существовало. По словам Тиль, большинство людей, работавщих над суперкомпьютерами и исследовавших ИИ, считали идеи Сonnection Machine откровенным бредом. «Если вы приводите нового клиента и говорите ему, что сейчас он увидит невероятное инновационное устройство, а вместо этого показываете ему очередной аналог холодильника, вам не удастся его убедить, — говорит Тиль. — Если он посмотрит на вашу новинку и с отвисшей челюстью скажет: “Боже мой! Я никогда не видел ничего подобного!”, можете считать, что дело в шляпе».

Фото: Тамико Тиль

Connection Machine была достаточно успешной. В 1989 году второе поколение Connection Machine, CM-2, разработанное Тиль, получило премию Гордона Белла в номинации «Самый быстрый компьютер на планете», а ее преемник пятого поколения выиграл тот же приз в 1993 году. В то время, когда компьютеры еще не научились распознавать человеческие лица и обрабатывать естественный язык, Connection Machine индексировала тексты и определяла ключевые понятия. До появления интернета это была первая поисковая система, в которой можно было вводить запрос и получать ответ. 

Фото: Тамико Тиль

Но для реализации этих устройств не было рынка сбыта, не считая исследовательских фирм и крупного бизнеса. В конце концов проект был заморожен из-за нехватки финансирования. Тиль переехала в Германию, где состоялась как художница. Она создает инсталляции с использованием технологий дополненной и виртуальной реальности и ездит с выставками по всему миру. В этом году она стала участницей инициированного Google проекта Tilt Brush Artists-in-Residence.

Источник.


Материалы по теме:

Дизайнер Facebook рассказал о принципах разработки продукта в WhatsApp

Работы этих трех женщин повлияли на целое поколение digital-дизайна

8 трендов 2017 года в графическом дизайне

Кейс: мы перешли на адаптивный дизайн и вот результат

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Дело тонкое: как женщины-фаундеры ведут бизнес в религиозных странах
  2. 2 В технопарке «Сколково» предпринимательницы обсудят, как личный бренд влияет на бизнес
  3. 3 Открыт прием заявок в менторскую программу Collabroom для женщин, которые хотят запустить свой бизнес
  4. 4 «Масштаб твоих возможностей — в объеме ответственности»: история успеха основателя RADAR, Advance и MediaDesk
  5. 5 Успех в «мужском» бизнесе. Советы от женщины и личный опыт
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти