Каждое из пяти основных направлений деятельности Amazon само по себе могло бы быть многомиллиардным бизнесом. Швейцарский инвестор Мэтт Уорд рассказал в своем блоге на Medium, как компании удалось добиться доминирования на рынке.
Платформы
Amazon – это платформа. И она хочет владеть небольшой частью всей коммерции. Пока все идет по плану.
Однако платформы очень сложно строить – для этого необходимо привлечь массу пользователей и клиентов. Это требует времени и денег. Нельзя просто так взять и основать платформу. Это не может быть вашим первым продуктом.
Продажа книг
В 1994 Amazon представляла собой книжный онлайн-магазин. На тот момент они были очень нишевыми и узконаправленными. Но это был только первый этап в истории компании. Продукт нашел свою аудиторию и место на рынке. Он был доступным и понятным. Людям нравилось, что компания предлагала огромный выбор книг.
Вместе с новыми пользователями и долей на рынке приходят и возможности для роста. Вначале Amazon продавала все, обеспечивая высокое качество и клиентскую поддержку – их сегодняшние основные отличия.
Но компания не могла позволить себе продавать все и продолжать расти. Для этого требовался капитал. Нужно было выбрать что-то одно: либо развиваться медленно и продавать только продукты бренда Amazon, либо открывать платформу.
Поэтому в 2000 году компания позволила сторонним продавцам торговать у себя на сайте. На сегодняшний день на платформе работают более чем два миллиона магазинов. Товары, которые они предлагают, составляют 79-90% от всей продукции, представленной на Amazon.
Фото: Medium/RW Baird
Построение инфраструктуры
Вместе с ростом компании росли и потребности инфраструктуры. Ширина канала и размер дискового хранилища, необходимые для размещения и отображения картинок и информации, резко увеличились вместе с расширением платформы.
Безос сделал ставку на внутренние продукты и решил, что Amazon должна владеть инфраструктурой. А еще лучше – использовать существующую стратегию компании и начать продавать внутренние продукты.
Так появился AWS – из внутренней необходимости. Сегодня это самый большой поставщик облачных сервисов, обеспечивающий 42% интернета – он в два раза обогнал Microsoft, Google и IBM.
Alexa
Способ взаимодействия с технологиями с каждым годом меняется все сильнее. Amazon хочет владеть пространством/интерфейсом.
Пока компания сильно выигрывает. Alexa – это многофункциональный голосовой помощник/интерфейс, совместимый со всем. Если вы разрабатываете устройство с поддержкой голосовой связи, Amazon хочет, чтобы на нем работала Alexa – «открытая экосистема».
Фото: Social Media Week
Amazon владеет взаимодействием, накапливает данные и контролирует клиентскую поддержку и таким образом становится частью каждой производственно-сбытовой цепочки.
Однако компания нарушила свое собственное правило – она разработала платформу раньше, чем продукт. И с этим не было никаких проблем. Пользователи и разработчики уже доверяли бренду.
В случае с Amazon Echo и другими продуктами Alexa, цель компании – не прибыль, а внимание. Низкие цены, агрессивный маркетинг и PR помогли Amazon опередить Google.
Вторая стадия платформ
По мере роста и расширения платформ должны меняться их ценности. Google, Apple и Facebook нужны внештатные разработчики, чтобы создавать приложения, которые подключаются к платформе.
Однако строить что-то на платформе – то же самое, что играть с огнем. В конечном итоге платформы достигают масштаба, и существующие сетевые эффекты действуют как конкурентное преимущество. На этой стадии вы им больше «не нужны» – они клонируют ваш продукт и предлагают его своим пользователям.
Планирование
Для создания успешной платформы вам необходим пользовательский сценарий. Иначе вы столкнетесь с высокой ценой приобретения клиентов и большим оттоком. Стартапы, ищущие финансирование, должны понимать эту динамику.
Как же это сделать?
Правило двух шагов
Чтобы построить платформу с нуля, необходимо выполнить как минимум два шага. Даже Amazon с Alexa для успеха необходимо было оборудование (шаг 1) и программное обеспечение (шаг 2) – Amazon Echo плюс поддержка внештатных разработчиков. И даже затем они наделили Alexa набором «навыков», направленных на то, чтобы вовлечь пользователей (шаг 2,5).
Как это работает на практике?
Часть 1: Определите конечную цель (например, создать операционную систему/VR-платформу)
Часть 2: Определите все, что необходимо сделать, чтобы достичь масштаба
- Количество X VR-очков, продаваемых по всему миру
- Запустите свое ПО/операционную систему на Y VR-очков (где Y > ¼ X)
- Предоставьте Z встроенных или доступных приложений на вашей платформе
Часть 3: Составьте логический план (цель – владение платформой)
- Пример №1: Спроектировать операционную систему. Выпустить VR-очки. Начать продавать продукт через интернет. Разработать приложения/игры. Рекламировать продукт. → владение платформой.
- Пример №2: Выпустить VR-очки. Начать сотрудничать с поставщиками ОС. Начать продавать продукт через интернет. Разработать приложения/игры + привлечь новых разработчиков. Спроектировать новую ОС, чтобы заменить существующую. → владение платформой.
- Пример №3: Спроектировать ОС. Выпустить VR-очки. Начать продавать продукт через интернет. Разработать приложения/игры. Выпустить новые VR-продукты и обеспечить между всеми ними совместимость. → владение платформой.
Часть 4: Повторяйте этот цикл при необходимости
Существует множество способов добиться доминирования на рынке, но среди них нет идеального. Чтобы построить надежную и прибыльную платформу, вы должны найти клиентов и знать, как их удержать. В целом эта стратегия работает во всех отраслях. Обратите на нее особое внимание при планировании бизнеса.
Типичные ошибки платформ
Согласно Harvard Business Review, есть шесть общераспространенных причин, почему платформы терпят неудачи.
- Неправильная оптимизация «открытости» – Twitter закрыл некоторые свои API, тем самым разорив прибыльные компании.
- Неспособность привлечь разработчиков – когда вам приходится разрабатывать все приложения внутри компании.
- Жадность – пример жадной компании сейчас – Facebook.
- Неправильная расстановка приоритетов – кто важнее: покупатели или продавцы?
- Фокусирование только на деньгах – когда вы начнете рекламировать продукт?
- Отсутствие воображения – платформа больше, чем продукты.
Седьмая проблема
Помните Google+? Почему проект с треском провалился? Потому что Google+ был скучной копией Facebook. У него не было никакой уникальной ценности. Седьмая проблема всех платформ – это конкуренция. Вам нужно быть в пять-десять раз лучше остальных компаний, чтобы привлечь новых пользователей. Google+ так и не стал успешным. То же самое случится с любой платформой, которая ничем не будет отличаться от других.
Фото: Business Insider. Сколько людей активно используют Google+.
Помните, платформы – это сети. Сетевые эффекты очень важны.
Заключение
Facebook, Amazon, Apple, Google – все они являются платформами. Это неспроста. Платформы устанавливают цены.
Многие продолжают спорить по поводу плюсов и минусов такой монопольной системы. Тем не менее, такова реальность, и нам нужно это принять. Чтобы построить успешную платформу, вы должны понимать или избегать больших игроков.
Материалы по теме:
Состояние основателя Amazon Джеффа Безоса за сутки выросло на $2,3 млрд
10 уроков о лидерстве, которые можно извлечь из успеха Amazon
Как облачный искусственный интеллект может обогатить IT-компании
Amazon ведет секретную разработку домашнего робота – Bloomberg
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Самое важное o 115-ФЗ»
- 1 Илон Маск обогнал сам себя по количеству упоминаний в СМИ
- 2 Состояние богатейших людей мира выросло почти на $64 млрд после победы Трампа на выборах
- 3 От Washington Post отписались 200 тыс. человек после решения Безоса не поддерживать Камалу Харрис — NPR
- 4 Топ-15 привычек самых успешных и богатых людей
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025