Top.Mail.Ru
Истории

Лучшие социальные бизнесы 2015 года — как они выросли за год

Истории
Людмила Кудрявцева
Людмила Кудрявцева

Внештатный автор — RB.

Людмила Кудрявцева

Продолжается приём заявок на конкурс социальных проектов SAP UP, организованный компанией SAP для поддержки социального предпринимательства в России и других странах СНГ.

Редакция Rusbase решила узнать, как идут дела у победителей прошлогоднего конкурса — SAP UP 2015, какое развитие прошли их компании за год и как им в этом помогли призы от SAP.

Лучшие социальные бизнесы 2015 года — как они выросли за год

Илья Чех, компания «Моторика»

Источник фото: Facebook

«Моторика» была основана в начале 2015 года. Мы разрабатываем функциональные протезы рук для детей и взрослых. Сегодня доступны активный протез кисти с механизмом тягового управления от движения лучезапястного сустава и протез предплечья с аналогичным принципом работы на основе сгибания руки в локте. Добровольцы тестируют биоэлектрический протез с мио-управлением (снятие электрических импульсов с мышц). Установка протезов для конечных пользователей полностью бесплатна — осуществляется по системе социального обеспечения.

Источник фото: Instagram

За последний год мы начали работу с регионами. В Нижнем Новгороде совместно с Приволжским федеральным медицинским исследовательским центром разработали программу реабилитации и оценки функциональной состоятельности протезов рук. В Санкт-Петербурге наши протезы сейчас можно установить на производственной базе института Альбрехта и в детском ортопедическом институте Турнера. Начали работу с корпорацией развития Архангельской области, планируем часть комплектующих изготавливать там.

Мы переработали конструкцию механического протеза, провели больше 20 установок, вывели на тестовые испытания бионический протез предплечья. Организовали конференцию по проблемам высокотехнологичного протезирования и первые в России соревнования под знаком Кибатлона. Решили, что помимо разработки протезов будем стараться изменить культуру протезирования в России и отношение к людям с протезом.

За этот год мы существенно продвинулись в дизайне. Сейчас протез — это красивая современная перчатка, роборука, как называют её дети.

Зимой мы запустили краудфандинговую кампанию на Planeta.ru, где рассказали о своей идее крепить на тыльную сторону детского протеза различные функциональные аксессуары — фонарик, пульт от квадрокоптера, камеру GoPro. Идею поддержали, так что насадки мы сейчас предлагаем на этапе проектирования вместе с выбором цвета протеза.

Летом сняли фотосессию для глянцевого журнала. Фотографии пока не опубликованы (Илья имеет в виду, что полноразмерные обработанные фотографии пока не опубликованы в печатных изданиях. Часть необработанных фотографий можно посмотреть здесь — прим. Rusbase.), но мы рассчитываем, что это произойдет позже, и многие увидят, как может выглядеть протез и что это не страшно и не стыдно.

Источник фото: Instagram

Весной с нами начали работу «Монсики» — проект Виктории Шиманской по развитию эмоционального интеллекта. Тренировки с протезом проходят с тех пор в игровой форме, что помогает ребенку расслабиться и запомнить упражнения в формате веселых состязаний.

13 августа мы проводили соревнования среди российских пользователей протезов верхних конечностей в рамках подготовки к международному Кибатлону, который состоится в октябре в Швейцарии — это соревнования паратлетов, использующих высокотехнологичные вспомогательные устройства, включая робототехнику. Россия будет участвовать в Кибатлоне по 4 направлениям — протезы рук и ног, нейроинтерфейсы и экзоскелеты. Мы выставляем свою команду на испытания бионических протезов руки.

Источник фото: Facebook

Наконец, этим летом мы получили одобрение на уровне первых лиц государства — Владимир Путин выказал желание оказывать проекту административную поддержку.  

В SАP UP в прошлом году мы заняли 2 место и выиграли поездку в Берлин, но воспользоваться предложением не получилось. В мае были заняты работой над конструкцией бионического протеза и новыми установками. Зато благодаря SAP UP мы познакомились с Натальей Владимирской, руководителем социальных проектов клиник «МЕДСИ», и уже вместе с ней установили протезы шестилетней девочке из Омской области, которой отказали в бесплатном протезировании из-за плохого зрения. Наталья организовала приезд Вики и собрала вокруг нее целую команду. Кстати, победитель SAP UP — новосибирский центр по производству книг для слабовидящих и слепых детей — тоже поучаствовал в истории с Викой, подарил ей свои книжки. Недавно фотография Вики с розовыми протезами прошла в финал конкурса «ОБЪЕКТИВная благотворительность» и весь октябрь будет представлена на выставке в саду Эрмитаж.



Дарья Алексеева, Charity Shop

Источник фото: Facebook

Цель Charity Shop — сделать так, чтобы ненужная одежда снова стала полезным для общества ресурсом. Мы принимаем вещи в любом состоянии и распределяем их эффективным способом: например, вещи в плохом состоянии идут на переработку в регенерированное волокно, из которого затем делают тряпки и утеплители. Вещи в хорошем состоянии передаются в региональные благотворительные организации — в неделю мы отправляем 2-3 тонны одежды. От обычных фондов отличаемся тем, что мы финансово устойчивы и окупаем все процессы без поддержки спонсоров и грантодателей — часть собранной одежды известных брендов идет на продажу в наших магазинах, чтобы закрывать операционные расходы и развивать проект.

За прошлый год мы вместе с партнерами установили 18 контейнеров для сбора одежды. Наши ящики есть в «Сколково», на дизайн-заводе Flacon, в бизнес-квартале «Арма», на Artplay, в торговых центрах «Мега» и других локациях. В течение года мы собрали более 200 тонн одежды.

Источник фото: Facebook

Одна из задач нашего проекта — дать работу людям из социально незащищенных групп. Мы нанимаем бездомных, бывших заключенных, молодых мам, выпускников детских домов и людей с ограниченными возможностями. За прошлый год работу в проекте получили более 40 человек, сейчас работает девятнадцать из них.

Создавая новую инфраструктуру, сталкиваешься со множеством новых операционных процессов, постоянно занимаешься микроменеджментом и рискуешь забыть, зачем вообще всё это происходит. Лучшее средство от этого — участие в международных программах, постоянное общение с другими социальными предпринимателями, возможность чему-то учиться и говорить о своих достижениях. Благодаря конкурсу SAP UP важный член нашей команды — директор магазинов Аня Цигельницкая — поучаствовала в интенсивной программе для социальных предпринимателей Social Lab в Берлине, где знакомилась с проектами и людьми, которые их делают.

Источник фото: Facebook

Сейчас перед нами новая задача — создание собственного производства по переработке текстиля. Это технологически сложное и низкомаржинальное направление, которое практически не развито в России.



Павел Сидоров, программа развития гусеводства

Источник фото: Facebook

Наша программа предполагает создание кооператива по выращиванию гусей и другой водоплавающей птицы. Основная идея — это дать возможность личным подсобным хозяйствам брать птицу на доращивание, обеспечить им кормовую базу на льготных условиях и гарантированный сбыт. Для этого мы построили перерабатывающий цех и наладили централизованный канал поставок.

Наша ферма существует уже 5 лет, занимает 60 гектаров и соответствует экостандартам: находится в экологически чистом месте, птица питается натуральными кормами и содержится свободно.

Не могу сказать, что за год мы сильно выросли, разве что увеличили маточное поголовье гусей и взяли также на маточное поголовье индеек и уток (маточное стадо — группа половозрелых особей, используемых для воспроизводства в конкретных целях селекции или выращивания — прим. ред.). Пока развиваемся на свои средства, все идет довольно медленно, в сельском хозяйстве вообще очень долгий цикл производства.

Приз от SAP — поездка в Берлин в Social Impact lab. В первую очередь победа — это признание, что придает сил для дальнейших действий. Это полезная возможность вырваться из привычной обстановки, посмотреть на дела и проблемы под другим углом.

После конкурса к нам проявил интерес фонд поддержки социальных программ «Наше будущее». Правда, после детальных расчетов стало ясно, что мы не уложимся в ту сумму, которую может предложить фонд. Но можно будет вернуться к переговорам с ними чуть позже, на следующем этапе.



Маргарита Семикова, «Моя первая книжка»

Источник фото: Facebook

Мы производим для слепых и слабовидящих людей такие книги, которые могут читать и зрячие. У нас есть собственные методические разработки, оформлен патент на производственную линию. В своём сегменте мы третьи по стране и первые на Урале, от конкурентов нас отличает невысокая себестоимость, и возможность печатать тиражи разных объемов (от тысячи до ста тысяч экземпляров). В ноябре запустится обновлённый сайт с интернет-магазином.

За прошедший после конкурса год мы нарастили производственную базу и смогли увеличить максимальный тираж с 12 тысяч экземпляров до 100 тысяч и более. SAP UP научил искать новые возможности. Например, резкий рост курса евро привёл к удорожанию нашей продукции, потому что расходные материалы мы закупаем за рубежом, в России нужная бумага не производится. Но мы нашли новую технологию, при которой книги печатаются на обычной офисной бумаге А4, а также выпустили новый вид продукции: образовательные книги-игры. Они сейчас очень востребованы.

Выигранная стажировка в Берлине вдохновила нас и вдохнула новую жизнь в проект.

Мы улучшили свои презентационные навыки. Почти заключили договора с ведущими торговыми сетями и крупными онлайн-магазинами.

Победа в конкурсе SAP UP стала самым значимым достижением проекта. Нам не нужны были деньги, нам нужно было признание, что мы на верном пути, и моральная поддержка сторонников социального предпринимательства. Очень трудно начать зарабатывать на развитие проекта — своим же проектом. Особенно если до этого ты занимался только благотворительностью. Обнаруживается много подводных камней, в частности, проблем с продажами.

Мы очень благодарны компании SAP за поддержку социальных предпринимателей и нас в том числе!



Надежда Самойлова, детские центры «Светлый город» и «Радуга»

Источник фото: Facebook

Я мама троих детей. Старшему Ратиславу 8 лет, он увлекается конструированием и моделированием и мечтает стать авиаконструктором. Младшему Светозарику 1,5 года, он очень любит музыку, и если бы выбирал профессию прямо сейчас, наверняка стал бы музыкантом. Средняя у меня дочка, Лесана, ей почти 5 лет. Леся — необычная девочка, таких сейчас называют особенными детьми: она не ходит, самостоятельно не сидит, практически не шевелит руками и очень плохо видит. На медицинском языке у нее ДЦП.

Когда Лесе было 2,5 года, я решила отдать ее в сад, чтобы вернуться на работу. Но оказалось, что таких детей в садики не берут: разные нарушения, не подходящие ни под один узкий профиль, и большие очереди. Вот так в один момент я поняла, что мое будущее зависит сейчас от этой маленькой девочки. А точнее, что будущего у меня нет, потому что сейчас ее не приняли в детский сад, потом не возьмут в школу, она не устроится на работу и не заведет семью. А я все время буду рядом с ней. Вот такая перспектива, одинаковая для всех родителей «тяжелых» инвалидов. А их (детей с инвалидностью) у нас в России миллион.

Поэтому я решила открыть в Санкт-Петербурге свой садик для детей с ограниченными возможностями. Назвала его «Светлый город». Светлый — потому что наши детки, как бы они ни выглядели, как бы ни вели себя, очень светлые в душе, и они не виноваты, что родились или стали такими. Город — потому что мы структурируем их жизнь, создаем вокруг них такую систему, которая помогает им развиваться быстро и гармонично.

Источник фото

Сейчас у нас уже 2 садика: в апреле мы открыли «Радугу», тоже в Санкт-Петербурге. Каждый день к нам приходит 40 детей с ограниченными возможностями здоровья, многие из них — с тяжелыми и множественными нарушениями развития, ДЦП, аутизмом. Для детей это обычный детский сад, где они играют и гуляют, учатся и дружат. Для родителей это возможность жить нормальной взрослой жизнью, работать, общаться, заниматься своими делами. Для нас это огромный труд: мы составляем для каждого ребенка индивидуальную программу, занимаемся с ними много часов в день, отслеживаем малейшие изменения и улучшения. И видим результаты! Во время нахождения в моих садиках развитие детей ускоряется в 2-4 раза по сравнению с календарным возрастом. А после они имеют реальную возможность учиться в обычной школе.

В прошлом году я со своим проектом стала победителем конкурса SAP UP и получила гран-при 450 тысяч рублей. Эти деньги были очень своевременными: хотя на момент конкурса мы достигли операционной безубыточности, старые долги «тянули вниз». Благодаря гранту я рассчиталась по счетам за аренду нашего помещения и выплатила небольшие премии коллективу.

Источник фото: Facebook

За этот год у нас произошло многое:

Мы стали регулярно проводить мероприятия для наших детей, возим их в театр и цирк, приглашаем актеров и музыкантов к себе.

Мы провели первое открытое мероприятие «Сюрприз для особого друга». Дети из обычных школ, детских садов и домов творчества Петербурга делали подарки для ребят с ограниченными возможностями. Финал конкурса работ завершился большим концертом в ТРК «Радуга», который состоялся 1 июня. В выставке работ приняло участие около 100 рисунков и поделок, она продлилась целый месяц. Главное, что нам удалось сделать — привлечь обычных детей к проблеме инвалидности, ведь с каждым, кто прислал что-то на конкурс, была проведена работа, и теперь, надеюсь, он с пониманием и принятием отнесется к «особому» ребенку, если встретит его на улице или в школе.

Мы значительно улучшили систему работы с детьми. Мои педагоги все так же самоотверженно учат ребят; к этому я добавила систему учета и регистрации занятий и динамики детей, благодаря которой наладилось взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей. В результате все, с кем общается ребенок, работают в одном направлении и помогают ему развиваться.

Я победила в конкурсе «Навстречу переменам» и вошла в список 6 лучших социальных предпринимателей, которые помогают детям.

У нас появилась поддержка благотворителей. Очень тяжело развивать центры, когда все деньги, которые приносят родители, уходят на зарплату педагогов и аренду. А это развитие требуется: пособия и мебель выходят из строя, оборудование устаревает, появляются новые эффективные методики помощи нашим детям. К примеру, кресло для ребенка с ДЦП стоит больше 300 тысяч рублей, нам нужно 5 таких кресел. А кабинет сенсорной интеграции и мозжечковой стимуляции обойдется в 170 тысяч на каждый садик. К сожалению, меценатов, которые бы приобрели все это или пожертвовали деньги, пока не нашлось. Зато нам помогли в другом: компания «Центрсвет» установила новые светодиодные светильники, которые хорошо влияют на работоспособность детей, их психологическое состояние и позволяют сохранить зрение. А «Буквоед» подарил целый шкаф книг для детей. «ПроБахилы» и «БахилыРФ» регулярно поставляют бахилы. Любая, даже самая небольшая помощь, очень ценна для нас. Им всем я очень благодарна.

Читайте по теме:

В России начал работу центр поддержки социальных инноваций

Создан мессенджер для людей с нарушениями речи и письма

Бизнес по любви: 10 счастливых пар

Эти женщины доказали, что им самое место в бизнесе

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Импортозамещение в финтехе: что выбрать бизнесу для управления финансами вместо ушедших ПО
  2. 2 Автоматизация HR-процессов с помощью российского программного обеспечения. Выбираем подходящие решения
  3. 3 Napoleon IT и SAP запустили научно-исследовательский проект для студентов на базе МФТИ, Мюнстера и Стэнфорда
  4. 4 Биоинженер, промдизайнер, конструктор, медфизик: эксперты рассказывают, с чего начать путь в их профессию
  5. 5 «Возможно, нам предложат в 10 раз больше, чем мы стоим в реальности, и тогда…»
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти