Истории

Замиксуй историю: как стартаперы из России изобрели новый формат коммуникации в соцсетях

Истории
Анна Соколова
Анна Соколова

экс-редактор раздела «Технологии» на Rusbase

Анна Соколова

Как стартап Lomics пытается заработать на живых комиксах и сторителлинге для брендов

Замиксуй историю: как стартаперы из России изобрели новый формат коммуникации в соцсетях
Присоединиться

Новую соцсеть создать уже никому не под силу, а вот новые форматы пользовательского контента появляются постоянно. Это происходит благодаря эволюции мобильных графических процессоров, ускорению мобильного интернета и тотальной информационной перегрузке, которая превращает борьбу за внимание аудитории в мировую войну.

В 2013 году взлетел сервис для создания 6-секундных видеороликов Vine. Тогда же американский мессенджер Snapchat добавил функцию Stories — слайд-шоу из фото и видео, которые исчезают через сутки. Недавно этот формат скопировал Instagram.

В 2014 году появился американский сервис Flipagram, который позволяет создавать 30-секундные музыкальные ролики из фото и видео. Через год Facebook скопировал этот формат, запустив приложение Facebook Moments.

Россияне давно включились в эту гонку. Например, в 2012 году запустился Coub — сервис для создания 10-секундных видео. Через два года вышло российское приложение Too.me, которое превращает тексты в анимацию.

Год назад россияне Артур Нугуманов и Вадим Асадов запустили в США стартап Lomics. Он предлагает необычный способ коммуникации в соцсетях — живые комиксы, которые объединяют видео, фото и текст.

Приложение позволяет на ходу создавать хорошо оформленные видеоистории. Это оценили более 40 тысяч пользователей, а также известные ангелы Кремниевой долины, которые вложили в проект $500 тысяч посевных инвестиций.

Как пришла идея



Идея приложения пришла случайно. Несколько лет назад Артур Нугуманов заблудился с друзьями в горах в окресностях Сан-Диего (Калифорния). Они сбились с маршрута, остались без еды и воды, случайно забрели в резервацию, где их спас индеец. Друг Нугуманова снимал их приключения на видеокамеру. Получился несвязный набор видео, редактировать было лень, а историю рассказать хотелось.

Нугуманов вырос в Ижевске, но 6 лет назад перебрался в США. Большую часть этого времени он проработал продуктовым менеджером в американской компании Qualcomm, которая производит процессоры и ПО для смартфонов

«Благодаря работе я познакомился с технологиями обработки видео и изображений, которые сейчас только входят в широкий обиход, — рассказывает он. — Мне хотелось соединить свое желание рассказывать истории со своими техническими знаниями. Не все люди стремятся стать видеоблогерами, не всем нравится редактировать видео».

На русской вечеринке в Сан-Диего Артур познакомился с соотечественником, который поддержал его идею. На тот момент бизнес-ангел Вадим Асадов успел поучаствовать в создании десятка стартапов, которые разрабатывали нейросети, 3D-мониторы и другие высокотехнологичные продукты. В Lomics он вложил $50 тысяч.

Через несколько месяцев, в августе 2015 года, приложение появилось в AppStore. Первая версия позволяла делать только статичные комиксы. Через год добавили функцию создания видеокомиксов и выпустили приложение для Android.


Офис Lomics находится в Сан-Диего. Недавно Нугуманов переехал в Санта-Монику (район Лос-Анджелеса) — поближе к креативной тусовке. «Если Силиконовая долина — это главный технологический центр США, то Лос-Анджелес — главный центр развлечений. Идейно близкие нам Snapchat и Flipagram тоже находятся здесь».

Сейчас в команде стартапа 10 человек. Разработчики Lomics находятся в России, но компания планирует перевезти их в США. «Нам с ними очень повезло, — говорит он. — В Qualcomm я имел дело с топовыми инженерами в области графики и технологий обработки изображений. Понижать планку не хотелось. Искали именно в России, в голове засел стереотип о лучших разработчиках. Но нам далеко не сразу удалось найти подходящих ребят, хотя мы предлагали зарплаты выше рынка».

Как привлечь инвестиции в США



В 2015 году стартаперы прошли в акселератор The Batchery (Сан-Франциско). Пошли туда не за советами, а за полезными знакомствами. И получили их сполна — там ребята встретили своих будущих инвесторов, от которых получили посевные инвестиции в размере $500 тысяч. Это известные в Кремниевой долине бизнес-ангелы — член Sierra Angels Executive Committee Леонард Лафранс, автор книги 4D Branding Томас Гэд, вице-президент Oracle Леонид Игольник, экс-вице-президент Visa и Wells Fargo Кэл Дойч и президент CRC Insurance Group Гаррет Коэн.

В пользу Lomics сработали компетенции основателей и свежесть замысла. «Многие инвесторы говорят, что команда — это 90% всего, что их интересует, — рассказывает Нугуманов. — У инвесторов в Кремниевой долине глаз замылен — они каждый день видят по 10 уберов для прачечных и слышат одни и те же идеи от разных людей». Сейчас Lomics готовится к очередному раунду в $500 тысяч.

По его словам, польза Кремниевой долины заключается в знакомствах. Поэтому нужно идти либо в акселератор, либо в коворкинг, либо на еженедельные питчи в Пало-Альто. Предприниматель советует ловить инвестора за рукав и за 50 секунд объяснять его выгоду от проекта. Еще можно изучать связи инвесторов в Linkedin, чтобы постепенно выходить на нужных людей.
 

Как работает приложение



Lomics превращает видео пользователя в видеокомикс — череду коротких видео с комментариями в облачках (bubbles). Раскадровку программа делает с учетом положения лица и тела человека. Алгоритм определяет, как изменяется содержимое кадра. Речь пользователя распознается в текст с помощью технологии Nuance (на ней же работает Siri). Приложение убирает звук, но его можно заменить музыкой.

Дальше пользователь редактирует черновик: меняет местами эпизоды, двигает баблы, выбирает стиль комикса. «Мы избавляем пользователя от рисования, — говорит Артур. — Чтобы оформить свою историю, ему нужно лишь поправить текст и добавить эмодзи. Не всем нравится свой голос, поэтому мы убираем звук — миллениалам проще написать, чем говорить на камеру. Попробуйте записать свою речь на видео и посмотрите, с какого раза вас устроит результат».


Сейчас Lomics поддерживает 18 стилей. Они похожи на фильтры в Instagram, но дополнительно задают тон и шрифт реплик, форму и цвет баблов. Например, можно стилизовать свой ломикс под «Город грехов». Комиксные пузыри позволяют приписать реплики маленькому ребенку или домашнему животному, что располагает к творчеству.

Готовый ломикс можно расшарить в Facebook, Instagram или Twitter. Но полная версия видеоистории остается внутри приложения, где ломикс можно пробежать по диагонали и рассмотреть отдельные эпизоды.

Такой формат живее статичной фотографии, но гораздо лаконичнее любого видео. «Lomics передает смысл истории — читатель за секунды понимает, стоит ли она внимания. А обычное видео приходится смотреть от начала до конца».

Кто пользуется Lomics



Большинство из 40 тысяч пользователей Lomics живут в США. Маркетингом ребята занялись недавно. Конечно, ставку делают на молодежь. Например, к ним приходят бывшие вайнеры и снимают истории в формате microcomedy.

Сейчас стартап работает со скейтерами, чтобы они использовали приложение для обработки своих трюков. Например, Lomics сотрудничает с популярным скейтбордистом Найджелом Александром, у которого больше 3 млн подписчиков. Всего в США порядка 10 млн скейтеров — это четверть всех подростков страны.

Американцы — самая дорогая аудитория для рекламодателей, но в России молодая компания видит не меньший потенциал. Если в США молодежь предпочитает Snapchat (который не разрешает импорт видео), то наши больше любят Instagram, куда удобно выкладывать ломиксы. Еще стартап мечтает об азиатских странах с развитой культурой блогерства — о Японии, Южной Корее и Китае, но пока не хватает ресурсов для локализации.

По словам Нугуманова, они строят вокруг продукта сообщество, которое не ограничивается любителями комиксов. «Наших пользователей объединяет креативное начало и желание делиться своими историями, — рассуждает Артур. — А таких людей миллионы. Аналитика показывает, что если человек создал один ломикс, он сделает как минимум еще три. Самые активные наши пользователи сделали по 300 ломиксов».

Как будут монетизировать



Lomics планирует зарабатывать на фирменных стилях для крупных брендов. Дизайнер рисует новый стиль за несколько часов, так что бизнес-модель вполне масштабируемая. Например, люди могли бы создавать комиксы в стиле Coca-Cola или BMW, чтобы поучаствовать в конкурсе этих компаний. Сейчас стартап ведет переговоры с американскими брендами, первые контракты намечены на 2017 год. Скорее всего, это будут производители спортивных товаров и атрибутики для скейтбордистов.


«Бренды только начинают учиться SMM, — считает Нугуманов. — Даже в инстаграме Coca-Cola очень низкая конверсия. Пользователи просто не замечают их рекламу. Наш опыт проведения конкурсов показал, что мы можем повысить конверсию до 30-40%. Мы одними из первых задумались о брендированном UGC для соцсетей. Мы обеспечиваем низкий порог входа, удачный формат и простор для креатива. Это позволит компаниям эффективнее общаться со своими подписчиками».

Какие ошибки совершили



У людей не так уж много приключений



Сначала приложение позиционировалось как инструмент для туристов. Эта ниша оказалась слишком узкой. Оказалось, средний американец мало путешествует. Интересные события происходят с ним не каждый день, в лучшем случае — пару раз в год. А бизнес-модель Lomics рассчитана на частое использование. «Я пять лет работал продакт-менеджером, общался с инженерами, знал, что такое маркетинг и продажи, но поскольку я работал в b2b, учиться b2c-маркетингу мне пришлось с нуля», — сетует Нугуманов.

Видео сильнее фото



Ставка на фотокомикс тоже оказалась неверной. Для поколения Vine и Snapchat фотография уже недостаточно живая, им больше по душе формат короткого видео. Когда Lomics предложил пользователям обработку видео, доля органического трафика удвоилась.

Android так же важен, как и iOS



Органическому росту мешало отсутствие Android-приложения. Даже на американском рынке доли iOS и Android-устройств примерно равны (по 40%). Когда пользователи рассказывали о проекте друзьям или постили свои ломиксы в Instagram, владельцы других смартфонов не могли присоединиться. Android-версия Lomics вышла в сентябре. Это сразу привлекло новых пользователей.

Сперва комьюнити, технологии потом



Поначалу создатели Lomics хотели напичкать приложение крутыми технологиями. Они сделали автоматическое построение истории с помощью нейросети, но процесс длился несколько минут и нетерпеливые пользователи уходили. Редактировать видеокомиксы вручную оказалось быстрее.

Какие технологии использует Lomics



Распознавание речи работает на основе технологии Nuance — пионера в этой области. Сейчас стартаперы думают договориться также об использовании Google Speech Recognition и Google Translator, который позволит быстро масштабировать продукт для других языков.

За обработку видео отвечает собственный алгоритм Lomics. Алгоритмы не патентуются, поэтому ребята заявили на изобретение как на Live Comic Camera — устройство и способ преобразования видео в живой комикс. По документам эта камера может быть как отдельным устройством, так и работать на смартфоне пользователя.

Автоматическое построение истории пока не реализовано, но компания усиленно работает над улучшением отбора кадров. Они разработали классификатор объектов на основе deep learning, который внедрят в ближайшие месяцы. Также в Lomics появится GPS-позиционирование. Все усилия сводятся к тому, чтобы комментарии к комиксам появлялись сами и пользователю не нужно было много печатать.

Чем отличаются от конкурентов



Ребята не считают себя конкурентами формата Stories в Snapchat и Instagram. Смысл исчезающих видео в том, чтобы пользователь выкладывал все как на духу и не отвлекался на редактирование. Это про прямые коммуникации, а Lomics больше про самовыражение, так что он ближе к Vine, Flipagram и классическому Instagram.

«Проблема «сырого» контента в том, что он быстро приедается, — считает Нугуманов. — Например, фотографии моих друзей в Instagram очень похожи — все выкладывают Большой Каньон и снимки из популярных заведений. Я видел эти фотки десятки раз. Когда людям становится неинтересно смотреть фотографии еды и селфи на фоне достопримечательностей, страдает монетизация сервиса. А ломиксы привлекают внимание своей креативностью. Можно создать интересные истории, даже не выходя из своей кухни. Сколько интересных фотографий из кухни вы видели в Instagram?».


Прямым конкурентом ломиксов можно считать только Flipagram, который тоже делает ставку на сторителлинг. Этот стартап привлек $70 млн инвестиций, 36 млн ежемесячных пользователей и был оценен в $300 млн. Lomics на его фоне выделяется сюжетностью своих историй.

Качество пользовательского контента определяют люди, которые его создают, уверены в Lomics. Их формат близок творческой молодежи — видеоблогерам, путешественникам, художникам и экстремалам. Поэтому содержание ломиксов отличается от контента модников из Instagram и подростков из Snapchat.

Чтобы окупить стартап для UGC по рекламной модели, нужно добиться максимального вовлечения аудитории — заполучить лучших создателей контента, дать им простой инструмент и простор для креатива. По мнению Нугуманова, Vine стал жертвой собственных ограничений — даже очень изобретательный человек не сможет регулярно создавать интересные 6-секундные видео.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Поколение Z назвало самую популярную соцсеть 2018 года
  2. 2 Как компании-миллиардеры выглядели на старте?
  3. 3 Выбор редакции: за какими стартапами стоит следить в 2020 году
  4. 4 20 cамых успешных предпринимателей в сфере TravelTech
  5. 5 Предварительное обследование: выводы из рейтинга MedTech