Истории

Как продать себя в Америке: основательница Linguatrip — о переезде в США и секрете идеального питча

Истории
Полина Тодорова
Полина Тодорова

Выпускающий редактор Rusbase

Полина Тодорова

Соосновательница сервиса по поиску языковых школ Марина Могилко переехала в Сан-Франциско из Санкт-Петербурга в 2015 году по приглашению акселератора 500 startups. Сейчас в ее компании работает 50 человек, у нее пять каналов на Youtube и в общей сложности 800 тысяч подписчиков в соцсетях. Марина рассказала Rusbase о своей жизни и работе в Сан-Франциско, назвала три вещи, которые нужно знать всем, кто хочет перевезти бизнес в США, а также поделилась секретами идеального питча для инвесторов.

Как продать себя в Америке: основательница Linguatrip — о переезде в США и секрете идеального питча
Присоединиться

О переезде


В психологическом плане переезд мне дался элементарно. Я с 2013 года влюблена в страну, где есть солнечная Калифорния, Кремниевая долина и Голливуд. Мне кажется, это очень помогло адаптироваться. Потому что я с огромным удовольствием разбиралась с заполнением налоговых форм и регистрацией компании, что нормальный человек, наверное, не захотел бы делать. А мне, пока заполняла все эти странные миграционные формы, реально казалось, что я исполняю свою мечту.

В финансовом плане переезд дался, естественно, тяжело – это одно из самых дорогих мест на планете. Когда мы приехали втроем с кофаундерами, еле-еле сняли однокомнатную квартиру за $2500. И это было действительно тяжело, пока нам не перевели инвестиции – с ними стало полегче.

Фото: @linguamarina

В бытовом плане здесь для новоприезжих куча возможностей. Например, можно сходить в магазин, куда люди сдают свою старую мебель, и обставить всю квартиру за 200 долларов. При этом у вас будет кожаный диван, ковер из меха и прочее. Очень большая ротация – люди приезжают-уезжают, а мебель остается. Однажды мы просто шли по улице и увидели: стоит стол, в отличном состоянии. Вернулись на машине и забрали.

Ту же машину мы купили за 2700 долларов – старый полицейский Ford Police Interceptor. Нормальный человек здесь такой не возьмет. А для стартаперов, которым нужно на чем-то ездить хотя бы первые полгода, – это вообще отличный лайфхак.


Как нашли жилье


Мы просто заходили в дома, на которых висели объявления о сдаче. Когда квартиры сдают владельцы, они обычно ищут американца с богатой кредитной историей и не очень любят туристов. У нас всех тогда были еще тур-визы, поэтому мы зашли в дом, который сам сдает квартиры, зная, что он может пойти на уступки. Мы предоставили письмо от инвесторов, и этого хватило – нам сдали квартиру.


О бюрократии


Мы пользовались только услугами юриста по открытию юридического лица в США. Это довольно тонкий момент и, если начудить в начале, то через пару-тройку лет можно попасть на 30-40 тысяч долларов. Поэтому мы выбрали профессионала.

Фото: Youtube

Банковский счет на компанию мы завели с помощью 500 Startups: они нас познакомили с управляющим банка Silicon Valley Bank, где нам открыли счет. При этом мы ни разу не были в банке – просто встретились с представителем в нашем офисе.

А все остальное – сами. Как я говорю, самый лучший момент в переезде с технологической компанией в США – это пройти через акселератор. Потому что там тебе ответят абсолютно на все вопросы.


Об ассимиляции


Мне кажется, это произошло буквально через 10 минут после прилета. У меня не было никаких проблем. Изначально мы общались только с ребятами из 500 Startups, а потом познакомились с [сооснователем компании Chatfuel] Димой Думиком. Он уже прошел акселерацию и свел нас с русскими ребятами в долине. Они оказались совершенно невероятными предпринимателями. Мы до сих пор общаемся и дружим, потому что все в один момент переезжали в 2015 году, все вместе получали визы и грин-карты.


О главных сложностях


Неприятный момент – это визы. Мы получали сначала визы О1 (extraordinary talent), а потом – грин-карты. Каждый раз это волокита с документами, большие траты на юриста, перевод статей, которые о нас писали, на английский, и так далее. Я бы не назвала это сложностью. Это просто процесс, через который приходится проходить, если хочешь здесь находиться.

Фото: @linguamarina

Настоящая сложность – это финансы. Поначалу было не очень комфортно снимать однокомнатную квартиру за 2500 долларов и при этом жить в ней втроем. Мы старались экономить абсолютно на всем. Приезжая с российскими доходами в долину, сталкиваешься с тем, что здесь уровень доходов абсолютно другой.

О рабочем дне

Утро обычно начинается со связи с командой из России. Мы общаемся до полудня, а после этого еще пару часов я выделяю на консультации с клиентами.  Рассказываю, как поступить в университеты США, как получить финансирование и какую программу выбрать. После обеда у меня есть время на себя. Это может быть поход за продуктами, домашние дела и встречи здесь в Сан-Франциско.

Марина Могилко в магазине без касс Amazon Go. А вот как там делал покупки наш редактор Олег Овечкин.

Источник: Youtube

С 3 до 6 вечера начинается golden hour – часы, когда солнечный свет самый мягкий и естественный. Поэтому в это время я снимаю контент для Youtube. Вечером ужинаю, хожу на спорт. У нас прямо в доме проводится йога, растяжка, есть спортзал с бассейном.

Марина показывает дом и бассейн. Источник: Youtube

Где-то после 8 вечера наступает время для Instagram. Я выбираю фотографию, которую сделала на выходных, пишу к ней пост и выкладываю. На это у меня уходит час. И примерно в 9-10 вечера опять начинается общение с нашей русскоязычной командой в Москве. Днем, в перерывах, еще идет общение с командой, которая в Америке.

О команде

В команде больше 50 человек на фултайм и 200 интернов. У нас есть деление по функциям-отделам: отдел продаж, отдел поддержки клиентов, визовый отдел, разработка, маркетинг, контент, SMM/PR, администрирование школ на сайте. У каждого отдела свой руководитель.

Фото: Youtube

Кофаундеры работают из Америки, руководители отделов ездят в командировки смотреть условия школ и проживания, которые предоставляются нашим клиентам, встречаются с ключевыми школами-партнёрами, остальные сотрудники работают удалённо в разных городах и странах. Есть бэк-офис в Санкт-Петербурге, там работает визовый отдел и отдел продаж.

Интерны заняты во всех отделах, кроме разве что визового. По результатам стажировки самые активные получают поездку на языковые курсы и предложение о работе в Linguatrip.com.

О Youtube

На Youtube уходит очень много времени. Каждый день примерно 3-4 часа, в зависимости от того, что я делаю. Это реальная работа: я делаю рисерч, записываю видео, вношу какие-то правки. Моими видео также занимается команда.

Я принимаю участие в четырех каналах – это linguamarina, Marina Mogilko – мой русскоязычный канал, LinguaTrip TV и просто канал LinguaTrip. И да, скоро будет мой третий личный канал. (За время подготовки материала канал вышел. На нем Марина Могилко будет рассказывать о бизнесе, встречаться с предпринимателями и делиться секретами ведения соцсетей — прим. ред.) Заниматься им буду опять же я, а сводить – команда нашего продакшна.

О русской стартаперской тусовке

Так получилось, что у нас всех абсолютно разные бизнесы. У братьев Либерман – концепция открытого мира, открытого банка (Давид и Даниил Либерманы — сооснователи фонда Brothers Ventures и сервиса Frank.Money — прим. ред.). Они очень хорошо налаживают связи и могут в этом помочь. Даша Шаповалова – кофаундер Mercedes-Benz Fashion Week в Украине. Она знает все про fashion и сейчас делает классные интервью с известными людьми в Америке. Настя Сартан тоже занимается fashion (Анастасия Сартан — создательница бота epytom, который дает советы стилиста — прим. ред.).

Братья Либерманы, Анастасия Сартан и другие участники русского комьюнити в США. Фото: Марина Давыдова

У всех нас в какой-то момент были одни и те же проблемы. Мы растим свои компании, учимся оптимизировать. Получается такой классный кружок по интересам.

Стоит ли вообще переезжать?

Этот вопрос себе каждый должен задать сам. Я блогер – мне нужен постоянный контент. Я предприниматель – мне нужно все время находиться в этой тусовке. У меня международный бизнес – мне нужно находиться в стране, из которой легко вести бизнес со всем миром. Поэтому для нас, фаундеров, однозначный ответ – да. Для всего остального вы должны решить сами.

3 плюса жизни в Сан-Франциско


  • Первое – обалденный климат.
  • Второе – концепция домов, где есть все. В доме, где мы живем, есть коворкинг, конференц-комнаты, место для приема гостей, бассейн, спортзал, куда приходят учителя по йоге, растяжке. В общем, можно не выходить совсем.

Дом, в котором живут сооснователи Linguatrip Марина Могилко и Дмитрий Пистоляко. Фото: Youtube

  • Третий плюс жизни в Сан-Франциско – это то, что здесь, действительно, центр технологической тусовки. Когда смотришь на какую-то компанию и тебе она нравится, часто оказывается, что ее главный офис, ее фаундер – через дорогу. И если тебе нужно с ним познакомиться, то достаточно парочки рукопожатий, чтобы вас представили друг другу.

Фото: @linguamarina

  • Кроме этого, мне нравится, что здесь нет отпусков – все постоянно работают. Я не знаю, насколько это правильно. Но с точки зрения ведения бизнеса это, конечно, очень положительно влияет на развитие компании.
  • Еще мне очень нравится, что здесь есть понимание контрактора: например, в России, если ты хочешь заплатить человеку, он должен оформить ИП. Здесь, если человек хочет стать ИП, он просто для себя вдруг решает, что он теперь – индивидуальный предприниматель. И может работать по договору подряда, что очень удобно.

3 минуса жизни в Сан-Франциско


Первый минус – стоимость жизни. Второй – бомжи на улицах, особенно в центре, и их никуда не переселяют. Третий минус – до Питера отсюда лететь часов 16, с пересадками. Это очень далеко.

Чего вы не знали о США, когда переезжали? 


  • Визу для талантливых людей могут получить предприниматели.

Я не знала, что виза для талантливых людей – это не только для тех, у кого Нобелевская премия. В реальности – половина Кремниевой долины сидит на этой визе. Сначала, со слов адвокатов, процедура казалась очень сложной. Но когда находишь правильного адвоката, понимаешь, что это просто формальность, которую действительно можно решить.

  • Нас удивило то, что в долине медленный интернет.

Здесь есть провайдер Comcast, он монополист. Во многих домах просто не меняют провода и кабели, в них все устаревшее и работает очень медленно. К счастью, сейчас у нас дом, в котором отличный интернет.

  • Цены на аренду жилья.

Наш переезд произошел стремительно – нам сделали оффер от 500 Startups, и мы вылетали в Сан-Франциско на следующий день. Когда у нас оставалось буквально несколько часов до вылета, я смотрела, сколько стоит аренда. На Airbnb можно было снять маленький грузовичок и жить в нем за 90 тысяч рублей в месяц. Я подумала: «Наверное, это просто Airbnb, и у них наценка дикая. Приедем – все будет по-другому». Приехали – оказалось, 2500 – это реальный минимум, на который можно рассчитывать.

Марина Могилко в своей квартире в Сан-Франциско. Фото: Youtube

И это мы жили в долине, то есть в часе езды от Сан-Франциско. В самом городе приличная однокомнатная квартира будет стоить 4 тысячи долларов.

О деловых привычках американцев


Американцы могут улыбнуться тебе в лицо, сказать, что ты офигенный, все классно, и больше никогда тебе не ответить на имейл вообще. То есть, они не всегда могут четко и прямо дать фидбэк. Здесь так учат людей: нужно быть аккуратным, милым и добрым.

Когда я училась на режиссера и должна была руководить командой, я общалась с ними «по-русски». Я говорила: «Слушайте, что так медленно ходите? Давайте быстрее отсюда…», - ну вот так же, как мы в России общаемся. В Америке это неприемлемо. Ко мне постоянно подходил учитель и говорил: «Марин, если ты хочешь, чтобы он подвинулся, тебе нужно сказать: “Извините, пожалуйста, я очень сожалею, что вас потревожил, но не могли бы вы отойти буквально на секундочку? Мы сейчас снимем сцену, и возвращайтесь обратно, а то вы у меня в кадре”».


Фото: Youtube

Это касается всего. Например, инвестор может тебе сказать: «Слушайте, офигенный проект! Все так круто. К сожалению, мы немножко в это не инвестируем, потому что нам больше нравится, когда у фаундера уже было три бизнеса». Или начинают нести какую-то ахинею. И ты понимаешь, что причина, скорее всего, в другом. Что бизнес у тебя – вообще ни о чем. Или есть какая-то вещь, которая его не устраивает, но он этого никогда не скажет. И не знаю, что лучше: с одной стороны, когда тебе постоянно говорят жесткую правду, это очень демотивирует. С другой стороны, когда все время в лицо просто улыбаются и не дают никакой конкретики – тоже тяжело.

Фото: @linguamarina

Еще я замечаю, что в Америке деловая переписка всегда очень короткая, четкая и по делу. То есть нас в 500 Startups сразу научили: если вы пишете кому-то, пишите одну строчку о том, что делает компания, и три цифры – три основные метрики. Остальное никого не интересует, экономьте время других. Я часто веду бизнес с Великобританией. Там письмо может быть на две страницы, а суть сводится к тем же трем словам. В Америке же все суперпросто, супербыстро, суперкоротко. В имейле на формальности времени вообще не тратят.


Формула идеального питча, или как "продать" себя в Америке


Формула идеального питча зависит от человека. Недавно был офигенный пример: мы познакомились с инвестором у нас в доме на вечеринке, которую устраивают раз в неделю. Я рассказываю: «Мы занимаемся LinguaTrip. Это платформа по бронированию обучения за рубежом». Ноль реакции. Потом: «У нас такая-то выручка». Он уже немножко заинтересовался. Потом я говорю: «У меня 800000 подписчиков в соцсетях». Он тут же мне протягивает свою визитку, типа давайте.

Фото: @linguamarina

Иногда им абсолютно все равно на фоловеров и больше интересует выручка. Как только они слышат наши цифры, сразу оживляются и хотят больше говорить. Поэтому заготовьте всегда описание своей компании на три секунды и три самых лучших факта о себе или своей команде. Выплескивайте их на инвестора друг за другом, будьте коротки и не пытайтесь тут же им что-то продать.

Еще одна очень важная формула: заводите контакты, дружите со всеми. Некоторые инвесторы с нами год общались, прежде чем вложились. Не требуйте денег сразу. Если ему будет интересно, он сам предложит и позовет вас на встречу. Там все и обсудите.

3 вещи, которые нужно знать всем, кто хочет перевезти бизнес в США


Первое – это приезжать сюда с продуктом, который приносит деньги. Пытаться выживать здесь при убыточной компании совершенно неправильно.

Второе – стартап, который зарабатывает деньги и знает, как это масштабировать, – часто диковинка в долине. Большинство стартапов в долине, не важно, сколько они денег подняли, в итоге все равно убыточные и инвестируют все в рост. Если вы приезжаете с работающим продуктом, у вас сильные цифры и вы знаете, как сделать их еще больше, то многие двери здесь для вас будут открыты.  

И третье: конечно, вам нужен идеальный английский. Вы должны понимать, что, когда вы приезжаете в США, вы уже иностранец – у вас другая культура, вы говорите немножко не так. Я имею в виду вещи, которые вы преподносите не так, как учат делать американцев. Культурные различия будут повсюду. Если у вас вдобавок будет непонятный язык, который инвестору придется расшифровывать у себя в голове, будет слишком много «но». 


Материалы по теме:

Стартапчики: Linguatrip

«Если бы мы здесь разрабатывали платформу, пришлось бы на улице жить»

«В Америке ты не можешь сказать и потом не сделать»: глава Starta Accelerator – о деловой культуре и стоимости жизни в Нью-Йорке

Как я потерял бизнес в России и стал наемным сотрудником в «городе ангелов»

«Провалиться здесь – норма»: российский стартапер — о жизни в Кремниевой долине

 

Видео по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Стартапчики: Linguatrip
  2. 2 «Если бы мы здесь разрабатывали платформу, пришлось бы на улице жить»
  3. 3 Образование и жизнь в Милане: «В студенческой столовой можно купить пиво»
  4. 4 «Если я получил работу в 19 лет, то могу добиться большего». История студента из Бийска, уехавшего в Пизу
  5. 5 «IT — это отрасль, в которую я до сих пор не могу поверить»: как наладчик станков с ЧПУ стал программистом