Истории

Цифровая трансформация банков: парадоксы в процессе перехода

Истории
Елена Лиханова
Елена Лиханова

Старший редактор RB.RU

Елена Лиханова

Цифровая трансформация важна для традиционных банков, потому что им приходится конкурировать с финтех-стартапами и крупными технологическими игроками. Исследование Digital Banking Report показало, что участники рынка это учитывают: 75% банков по всему миру называют цифровую трансформацию своим главным приоритетом на 2020-2021 годы. За ней следуют улучшение клиентского опыта (51%) и управление расходами (47%).

При этом аналитики обнаружили немало парадоксов. Особенно часто они встречались в ответах, касающихся приоритетов, стратегий, инвестиций и развития кадров.

Цифровая трансформация банков: парадоксы в процессе перехода
Присоединиться

Приоритеты противоречат друг другу

Приоритеты банков на 2020-2021 годы:

  • 75% — цифровая трансформация;
  • 51% — улучшение клиентского опыта;
  • 47% — управление расходами;
  • 32% — управление рисками;
  • 30% — стимулирование роста;
  • 21% — внедрение передовых технологий;
  • 20% — инновации;
  • 18% — повышение качества операций;
  • 8% — развитие культуры.

На первый взгляд, приоритеты, занявшие первые три места, соответствуют будущим потребностям банковской сферы. Но в этом рейтинге есть и противоречие: три направления, которые играют важную роль в успехе цифровой трансформации, получили мало голосов.

Внедрение передовых технологий приоритетным назвал только 21% респондентов, инновации — 20%, развитие культуры — 8%. Но без внимания к технологиям, инновациям и культуре попытки трансформировать банковские системы будут бессмысленны.

Осознание важности ЦТ не равно ее успеху

Парадоксы, обнаруженные аналитиками Digital Banking Report, доказывают: даже если руководители банков понимают, насколько важна цифровая трансформация, нет никаких гарантий, что она будет успешно проведена.

88% банков всех размеров отметили, что улучшение клиентского опыта — наиболее важный аспект цифровой трансформации. Практически все понимают, что они неразрывно связаны.

Вторая из наиболее упоминаемых стратегией – улучшение использования данных, аналитики и искусственного интеллекта. Мало кто поспорит с тем, что существует связь между пониманием клиента, внедрением персонализированных решений, основанных на этом понимании, и созданием инструментов, которые являются результатом всего этого процесса.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Как показано ниже, участники опроса сочли пять стратегий, идущих за двумя топовыми, одинаково важными для цифровой трансформации: примерно две трети респондентов оценили их как «важные или очень важные», а менее 10% — как «неважные или совсем неважные».

Ответы на вопрос «Насколько важны эти стратегии для цифровой трансформации вашей компании (от 1 – "совсем неважно" до 5 – "очень важно")?». Варианты ответов сверху вниз: улучшение клиентского опыта и вовлеченности, улучшение использования данных, аналитики и искусственного интеллекта, повышение гибкости в инновациях, улучшение маркетинга и продаж, повышение эффективности бэк-офиса, улучшение управления рисками и безопасностью, сокращение расходов, развитие бизнес-модели, трансформация устаревших базовых систем. Инфографика: Digital Banking Report

Интересно, что трансформация устаревших базовых систем находится в конце рейтинга. Во всех предыдущих исследованиях ей уделялось гораздо большее внимание. Этот сдвиг лучше всего можно объяснить появлением новых решений от сторонних разработчиков, которые помогают улучшать результаты, не обновляя все системы бэк-офиса.

Парадокс успеха 

Хотя 75% респондентов указали, что цифровая трансформация — их главный приоритет, очевидно, что у большинства есть трудности с ее внедрением.

Например, 98% банков заявили, что улучшение клиентского опыта является «очень важным», «довольно важным» или «умеренно важным», но только 31% «очень успешно или сверхуспешно» справился с этой задачей. 51% это удалось «в целом успешно».

Со всеми другими стратегиями цифровой трансформации (не считая улучшение управления рисками) было еще хуже: только четверть банков называла себя успешной в каком-либо из ключевых компонентов цифровой трансформации.

Беспокойство вызывает то, что самый низкий показатель успеха был во второй по значимости категории – улучшение использования данных, аналитики и искусственного интеллекта. Менее чем каждый пятый (17%) банк считает, что «очень успешно или сверхуспешно» работает с данными и аналитикой, и как правило, более успешными здесь себя считали крупные организации. Еще больше тревожит то, что 43% банков убеждены: они «неуспешно или крайне неуспешно» работают с данными и аналитикой.

Ответы на вопрос «Насколько успешно ваша компания внедрила стратегии для цифровой трансформации на данный момент (от 1 – "крайне неуспешно" до 5 – "сверхуспешно")?». Варианты ответа сверху вниз: улучшение управления рисками и безопасностью, улучшение клиентского опыта и вовлеченности, сокращение расходов, улучшение маркетинга и продаж, развитие бизнес-модели, повышение эффективности бэк-офиса, трансформация устаревших базовых систем, повышение гибкости в инновациях, улучшение использования данных, аналитики и искусственного интеллекта. Инфографика: Digital Banking Report
Наконец, увеличение бюджета на работу с данными, аналитику и ИИ, ожидают менее 50% банков в каждой категории, хотя они осознают, насколько это важно.

Непоследовательность в цифровой трансформации

Учитывая описанные выше парадоксы, неудивительно, что менее 20% банков считают, что проводят широкомасштабную цифровую трансформацию. Интересно, что эта доля немного выше среди самых крупных организаций и среди самых маленьких. В обоих группах более половины опрошенных не были довольны результатами.

Во всех категориях банков, за исключением самых небольших, примерно половина респондентов заявила, что «частично внедрила» стратегии цифровой трансформации и процесс проходит «в соответствии с ожиданиями». Среди маленьких банков 36% отметили, что трансформация проходит «фрагментарно» и дает «удовлетворительные результаты». Примерно во всех группах доля компаний, частично внедривших инструменты цифровой трансформации и не получивших удовлетворительных результатов, была одинаковой.

Как и следовало ожидать, ни один из крупнейших банков, участвовавших в опросе, не сказал, что его план цифровой трансформации еще не разработан или находился на стадии подготовки. Но практически каждая пятая из небольших компаний (17%) отметила, что еще не начала подготовку стратегии или только разрабывает ее.

Предыдущие исследования Digital Banking показывают, что наибольшее препятствие для цифровой трансформации — унаследованная культура. Осознавать возможности цифровой трансформации и не поддерживать инициативы или инвестиции, необходимые для ее осуществления, — это промах на уровне руководства.

Источник.


В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.


Фото на обложке: Andriy Blokhin / Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Названы самые используемые в Азии финтех-решения
  2. 2 Учимся цифровизации: каких компетенций не хватает сотрудникам для внедрения инноваций
  3. 3 HR в 2020 году: технологии, которые сделают работу с кадрами эффективнее
  4. 4 Первый кредит под залог токенов и пополнение карт в магазине на кассе: финтех-дайджест
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!