Истории

«О черт, что за дьявол?!»: атмосфера в Planeta.ru

Истории
Полина Тодорова
Полина Тодорова

Выпускающий редактор Rusbase

Полина Тодорова

Planeta.ru — одна из первых в Рунете краудфандинговых платформ. С помощью сервиса группа Би-2 и Борис Гребенщиков собрали деньги на выпуск новых альбомов, а издание Colta.ru до сих пор продолжает свое существование благодаря финансовой поддержке от читателей. 

Мы решили узнать, как устроена жизнь внутри Planeta.ru и почему в корпорации друзей работать эффективнее. 

«О черт, что за дьявол?!»: атмосфера в Planeta.ru
Присоединиться

Как выглядит офис

В гости к «Планете» часто приходят авторы краудфандиниговых проектов. Чтобы уделить им внимание и не отвлекать сотрудников, в офисе отказались от идеи оупенспейсов и сняли целый этаж — так, чтобы у каждого отдела был свой кабинет. 

В «Планете» хотели сделать новое помещение позитивным и отражающим характер команды, поэтому в оформлении участвовали практически все сотрудники. Начали с того, что повесили в холле огромную светящуюся вывеску с логотипом Planeta.ru, а потом расписали коридор яркими красками: каждый отдел для своего кабинета придумал такое оформление, что даже не нужно читать таблички на дверях – достаточно посмотреть на саму дверь.

Видишь на ней гитары, кино и все, что связано с творчеством? Значит, за этой дверью — люди, работающие с творческими проектами. Дверь расписана в стилистике «Звездных войн»? Это главный фронт – здесь находятся отделы экспресс-запуска и техподдержки. А внутри кабинета и вовсе понятно, чье тут царство. Например, у отдела по работе с авторами на стенах развешаны самые забавные цитаты из проектов. По словам pr-менеджера Planeta.ru Ирины Борисовой, в описаниях проектов порой попадается такое, что редактору после чтения приходится прикладывать ко лбу холодный томик Есенина.

Отдел PR украшен плакатами с мероприятий и всякими милыми «фенечками».

Раньше все сидели за своими столами, но сейчас подход к рабочим местам стал гораздо либеральней. Во-первых, по всему офису расставлены диваны, а каждый отдел заказал себе кресла-мешки. А во-вторых, на «Планете» ты не обязан работать только на своем месте или в кабинете. В офисе легко встретить сотрудников, заседающих с ноутбуками на кухне или на диванах в холле, можно запросто прийти к любому отделу в гости и расположиться там с таким же комфортом, что и у себя. 

Весь офис — одна большая лаунж-зона. Там есть кухня, диваны для сна и даже игровая приставка с большим телевизором.Можно отдохнуть, где угодно, — никто мешать не станет. Разве что у техподдержки особо не выспишься из-за постоянных звонков. А еще есть турник у дизайнеров, можно разгрузить мозг и напрячь мышцы.

Правила жизни в компании

Формально «Планета» работает с понедельника по пятницу с 11:00 до 20:00, но многое зависит от нюансов самой работы. Например, офис-менеджер приходит в 10 утра, чтобы подготовить все к рабочему дню, но и уходит гораздо раньше остальных. В субботу в офисе всегда можно получить техподдержку или вознаграждения из проектов – для этого организованы отдельные смены.

Некоторые сотрудники проводят половину дня на деловых встречах или вовсе трудятся из дома, поэтому в «Планете» нет выволочек за опоздания или прогулы. Главное – выполнять свои обязанности хорошо и вовремя. «Мы не считаем, что те, кто трудятся из дома, больше отдыхают – дел у нас столько, что отдохнуть от них можно только в отпуске или на выходных», — говорит Ирина Борисова.

Для внутренней коммуникации нет какого-то единого решения: в «Планете» используют то, что удобнее и быстрее для решения конкретной задачи. Нужно привлечь сразу нескольких сотрудников? Используют таск-менеджер Basecamp. Хочется посовещаться или сказать что-то сразу всем? Общая конференция Skype или Telegram – там полно и деловых вопросов, и сообщений вроде «Мы тут купили крутых пирожных, угощайтесь!» А если кому-то надо поставить персональную задачу, то это быстрее сделать в личном общении, сообщением в мессенджер или на почту.

О еде

На работе постоянно есть печенье, конфеты и коллекция чаев, а вот в вопросах питания – тут все сотрудники за разнообразие. Одни заказывают еду в Elementary, другие ЗОЖатся, третьи ходят на обед в кафе, которых вокруг офиса с избытком. Кое-кто даже проводил эксперимент и в течение месяца каждый день обедал в разных заведениях – для этого даже не понадобилось далеко отходить от станции метро.

Традиции

«Пятницы пиццы и прочие "дни без галстуков" — это из области корпоративной культуры, а мы корпорация друзей, — говорят сотрудники компании. — Друзья устраивают праздники не по расписанию, а когда душа пожелает. Хочешь поесть пиццы, попеть вечером в караоке или посмотреть кино? Просто предложи! Это и правда работает: раньше, например, мы ходили всем коллективом на премьеры фильмов по несколько раз в неделю. Сейчас, конечно, на такое времени не хватает, зато легко можем устроить офисные посиделки в кабинете генерального директора под концерт на большом экране – "Планета" делится на начальство и подчиненных только в рабочее время. Считается, что такие отношения мешают работе, но мы прекрасно умеем разделять труд и отдых».

Ирина Борисова, pr-менеджер Planeta.ru, продолжает: «Что касается традиций: прозвучит забавно, но к ним у нас подход совершенно нетрадиционный. Не то чтобы мы за все это время не додумались до какого-нибудь обычая – ну хотя бы разбивать бутылку шампанского о сервер при запуске крауд-проекта. Еще как додумались! Не поверите, залить брютом системный блок оказалось дешевле, чем после этого залить брютом стресс! Просто обычаи привязываются к рабочей рутине, а где нам ее взять? Сегодня в офисе Шендерович с книгой, завтра Кинчев с альбомом, а послезавтра вообще никого – все уехали на “Винзавод” судить “Битву технологий” вместе с “На-На”. Поэтому главная наша традиция – это постоянно изобретать что-то новое, а не руководствоваться привычками».

Например, у нас ни один день рождения не похож на другой. Например, для одной из коллег, любительницы походов, посреди офиса разбили целый лагерь — поставили палатку, надули резиновую лодку и даже разожгли примус. Генерального директора, страстного поклонника парусного спорта, встречали в тельняшках и самодельных морских фуражках – ему, конечно же, досталась капитанская, а к подарку прилагался хороший ром.

Юрист не стал ждать сюрпризов – сам предложил лепить пельмени всем офисом. Примус как раз остался с прошлой вечеринки, фарш с тестом привезли из дома. «Тогда всю комнату для переговоров усыпали мукой, но отметили как надо», — вспоминают сотрудники. Кстати, с тех пор осталась традиция готовить всем коллективом – например, на Масленицу половина офиса печет блины, а другая готовит разные начинки.

Впрочем, есть одна традиция, которая практически не меняется: каждый год Planeta.ru создает собственную крауд-кампанию, вознаграждения для которой предоставляют сотрудники. Среди этих бонусов можно найти что угодно: мастер-классы по видеосъемке, шарфы ручной вязки и даже борщ, приготовленный главой PR-отдела. Все вырученные средства отдают какому-нибудь благотворительному фонду или сами закупают подарки для детского дома и устраивают в нем праздник. Хотя участие в этой кампании необязательно, практически никто из коллег не остается в стороне. В «Планете» хотят, чтобы это стало традицией и у других компаний – краудфандинговых и не только.

Офисный словарь

Спонсоров, поддерживающих проекты крупными суммами, в компании называют по фамилии одного из меценатов, который помог многим кампаниям.

Есть еще «Планетошка» и «Продуктошка». Связи между ними нет никакой. Одно агентство, с которым Planeta.ru когда-то хотела сотрудничать в сфере smm, придумало Планетошку – настолько нелепый персонаж, что до сих пор в офисе его вспоминают в связи с дурацкими предложениями по поводу платформы в духе: «Может, на Новый год логотип на сайте снегом засыплем?» — «Давайте уж лучше Планетошку вместо него поставим!» А вот «Продуктошка» — это любой круглосуточный продуктовый. Так назывался магазин рядом с одним из предыдущих офисов Planeta.ru, с тех пор и повелось.

Сотрудники Planeta.ru угощаются медом, который подарил автор проекта

Какие-то внутренние мемы появляются из краудфандинговых кампаний. Например, в описании одной книги оказался настолько чудовищный текст, что цитата из него попала на стену отдела и в лексикон компании. Звучит это выражение так: «О черт, что за дьявол?!».  

Обучение

Так как Planeta.ru первой начала развивать коллективное финансирование в России, то краудфандингу им приходится учить. Компания несколько раз в год набирает стажеров и бесплатно обучает их работать в этой сфере. Самые талантливые стажеры остаются в команде. В компании следят за зарубежными площадками и даже участвуют в международных конференциях, посвященных краудфандингу, но признают, что пока заграничный опыт у нас неприменим – сказывается специфика аудитории. Приходится формировать свой подход.

Магазин подарков, которые достаются Planeta.ru от авторов краудфандинговых проектов

Поэтому остается саморазвитие. Недавно на «Планете» начались занятия по английскому языку, есть курсы Нетологии. Разработчики и дизайнеры участвуют в хакатонах и конференциях IBM, Google и других лидеров IT-индустрии, но техникой их интересы не ограничиваются. Например, некоторые из программистов – фанаты краеведения: катаются на квесты, связанные с историей городов, участвуют в различных мероприятиях, в общем, рушат все стереотипы о компьютерных нердах. Сотрудники благотворительного отдела часто посещают конференции, связанные с НКО – правда, в последнее время тоже, скорее, в качестве лекторов.

Десять интересных фактов о Planeta.ru:

  1. У Planeta.ru была своя собственная музыкальная группа – с гитарами и даже кларнетом. Один из ее участников уже не работает в компании, но музыку в офисе не забросили: до сих пор на общих посиделках сотрудники играют любимые песни.
  2. Редактора Planeta.ru никогда не называют по имени: он так настаивает на своем псевдониме, что его использует даже начальство. Вот она, настоящая неформальность общения.
  3. На Planeta.ru была традиция фотографировать авторов успешных проектов с большими чеками, которые потом вешали на стену. Традиция продержалась недолго – закончились стены. А вот некоторые снимки до сих пор можно увидеть в офисе.
  4. Сотрудники приезжают в офис Planeta.ru на самокатах гораздо чаще, чем на машинах – и это вовсе не потому, что у них нет своих автомобилей.
  5. Многие сотрудники Planeta.ru любят играть в шахматы, поэтому в офисе всегда есть несколько наборов фигур и пара досок. Если вы думаете, что шахматы – это скучно, то вы просто не видели, как они играют.

  6. Сейчас на кухне Planeta.ru можно найти три-четыре вида чая, а раньше их было более десятка. Пришлось сократить разнообразие: коллеги дольше выбирали чай, чем пили его.
  7. За один проход от холла до кухни можно услышать не менее четырех разных мелодий: в каждом кабинете своя музыка. И это только то, что доходит до колонок.
  8. В офисе около года жил воробей. Одна из сотрудниц нашла его под дверью, выходила, и он частенько сидел у нее на плече, как пиратский попугай. Несмотря на то, что клетки у воробья не было, а окна постоянно были открыты, он не улетал – настолько привык порхать по кабинетам.
  9. Planeta.ru – компания с молодым коллективом. Сотрудники даже долгое время считали, будто среди них нет людей старше сорока лет, пока не оказалось, что одному из них 51 год. «Но он ведь выглядит на 35! — уверяют его коллеги. — А уж как ведет себя – больше шестнадцати не дашь».
  10. В офисе не разбивали бутылку шампанского о сервер. На самом деле его полили ликером, а вот остальное – чистая правда.
Фотографии: пресс-служба Planeta.ru.

Материалы по теме:

Свобода и музыка: атмосфера в новом офисе QIWI

«Между Землей и Луной»: атмосфера в штаб-квартире Mail.Ru Group

Кодь, релизь, молись: Атмосфера в компании Lingualeo

Атмосфера в компании OneTwoTrip

Атмосфера в московском офисе Grabr

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Краудфандинг для бизнеса: как заработать предпринимателю и что учесть?
  2. 2 Поддержите мой проект: как крауд-платформы помогают авторам
  3. 3 Сколько денег просить на краудфандинг-проект?
  4. 4 Краудфандинг – в науку: как собрать деньги на солнечные батареи и космические спутники
  5. 5 Как поддержать сотрудников с тревожно-депрессивными расстройствами