Top.Mail.Ru
Истории

4 вопроса, которые лучше не задавать на личных встречах

Истории
Анна Полякова
Анна Полякова

Редактор (RB)

Вероника Елкина

Хорошо известно, что для демонстрации собеседнику своей заинтересованности необходимо избегать шаблонных вопросов. Однако не всегда легко понять, что ваши реплики именно такие. CEO Know Your Team Клэр Лью привела четыре наиболее распространенных вопроса, которые заводят разговор в тупик.

4 вопроса, которые лучше не задавать на личных встречах

№1. «Как дела?»

Это фраза выглядит как надежный способ растопить лед в начале личной встречи. Тем не менее, обычно на него отвечают просто «нормально» или «хорошо». У человека действительно все может быть в порядке, но разговор на этом неизбежно застопорится. Все, что вы хотели узнать, все взаимопонимание, которое вы хотели установить, умирает с вопросом «Как дела?» Все дело в том, что он давно стал автоматическим приветствием, на которое собеседник так же автоматически отвечает.

Что спросить вместо этого?

Если вы ищете универсальный вариант начала разговора, спросите: «Как жизнь?» Может показаться, что этот вопрос не слишком сильно отличается от «Как дела?», но на самом деле разница велика. Вопрос «Как жизнь?» дает собеседнику возможность более доверительно рассказать о себе — о планах на выходные, семейных событиях, обстановке на работе и тому подобном. Вопрос «Как жизнь?» подразумевает большую конкретику. Хотя, откровенно говоря, почти любой вводный вопрос, кроме «Как дела?», поможет вам узнать больше о сидящем напротив человеке.

№2. «Что нового в X?»

Идея использовать личную встречу как способ разобраться в рабочих вопросах может казаться соблазнительной. Однако помните, что это противоречит вашей изначальной цели. Разговор один на один не является докладом. Это не инструмент контроля. Личная беседа — это один из немногих способов узнать, что на самом деле происходит в вашей команде, что думает и чувствует конкретный сотрудник. Вы можете получить список результатов в Slack в любое время. Недопонимание с клиентом, непредвиденные проблемы с продуктом, невысказанное личное разочарование — а вот об этом можно узнать только во время личной встречи.

Некоторые из вас могут подумать: «Ну, раньше этот вопрос уже помогал мне узнать о проблемах команды». Да, я согласна. Он может быть полезен, если вы используете его для перехода к более продуманным репликам. Например, возможно, вы хотите спросить: «Что больше всего расстраивает в том, как далеко продвинулся Х?» или «Где, по вашему мнению, нужна дополнительная поддержка в работе над X?». Сам по себе вопрос «Что нового в Х?» не принесет вам никакой пользы.

Что спросить вместо этого?

Не спрашиваете о проекте в общем и целом, а попробуйте узнать что-то конкретное. Пожалуй, моя любимая замена «Что нового в X?» — «Можете ли вы рассказать мне о том, что было самым неожиданным в работе над X?» Если сотруднику что-то показалось из ряда вон выходящим, вполне возможно, что ваше впечатление будет таким же. Это поможет сформировать точную картину потенциальных проблем.

Фото: Unsplash

№3. «Чем я могу помочь?»

Цель этого вопроса прекрасна. Вы хотите понять, что можете сделать для улучшения ситуации. Однако этот вопрос — худший способ показать свое благое намерение. Почему? Потому что он ленив. Он заставляет собеседника проделывать всю работу по составлению ответа. Кроме того, на него в принципе сложно отреагировать, так как задает его человек, обладающий властью. По сути, вы просите сотрудника покритиковать вас и придумать, как вы можете исправиться. Если вы задаете этот вопрос, то ответы, как правило, звучат слишком общо или упоминают то, что вы уже делаете. Очень редко кто-то высказывает действительно точное, вдумчивое замечание, которое вы бросаетесь исполнять на следующий же день.

Что спросить вместо этого?

Предложите какие-то конкретные варианты помощи и спросите: «Что вы думаете?» Например: «Кажется, я слишком занят этим проектом. Стоит ли мне заглядывать к вам дважды в неделю для сверки планов? Как вы думаете?» Так человеку будет легче озвучить собственные соображения по этому поводу.

№4. «Что мы можем улучшить?»

Это самый расплывчатый из вопросов, и его проблема заключается в том, что он предполагает такие же расплывчатые ответы. Вы будто предлагаете человеку озвучить какие-то глобальные идеи, не вдаваясь в детали и не приводя примеры. Спросите сотрудника: «Что мы можем улучшить?», — и он подумает: «Хм, с точки зрения развития бизнеса? Или маркетинга? А может, менеджмента?» Некоторые люди смогут дать внятный ответ, но такое происходит редко. При этом, вероятно, они обдумали его заранее. В 90% случаев вам лишь скажут: «Я думаю, что сейчас все хорошо».

Что спросить вместо этого?

Сосредоточьтесь не на общих, а на конкретных вопросах. Например: «Как вы думаете, какой аспект бизнеса игнорируется?» или «Как вы думаете, в чем мы отстаем от конкурентов?» Чем точнее сформулирован вопрос, тем он эффективнее.

Источник.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Почему давать советы полезнее, чем их получать
  2. 2 Правило трех идей или как провести эффективный мозговой штурм
  3. 3 Как начинать новые дела, не дожидаясь полной готовности к ним
  4. 4 Осознайте свои эмоции: упражнение, которое тренирует вашу реакцию в неожиданных ситуациях