Колонки

130 лет Philips: от телевизоров и наушников до медицинского оборудования и нейросетей

Колонки
Ольга Старцева
Ольга Старцева

Директор по маркетингу Philips в регионе Центральной и Восточной Европы, России и СНГ

Ирина Печёрская

Philips недавно исполнилось 130 лет. За это время компания прошла путь от небольшой фабрики по производству электрических лампочек в Нидерландах до технологического гиганта, сфокусированного на создании медицинского оборудования, интеллектуального программного обеспечения для здравоохранения и решений для здорового образа жизни.

О самых важных этапах этой трансформации рассказала Ольга Старцева, директор по маркетингу Philips в регионе Центральной и Восточной Европы, России и СНГ.

130 лет Philips: от телевизоров и наушников до медицинского оборудования и нейросетей
Присоединиться

Содержание:

 

Как устроена компания Philips 

Еще 25 лет назад Philips была диверсифицированной компанией: занималась выпуском аудио, видеотехники, телевизоров и мобильных телефонов, разрабатывала собственные технологии в этих сферах, лидируя во многих областях. Но в начале двухтысячных руководство компании приняло нестандартное решение: взять курс на здравоохранение.

Именно в этом рынке эксперты Philips увидели максимум возможностей для развития. Весь инновационный потенциал компания направила на создание решений для поддержания здорового образа жизни людей, профилактики заболеваний, лечения и реабилитации пациентов.

Пересмотрев стратегию, Philips полностью отдала выпуск мобильных телефонов China Electronics Corporations, а видеомагнитофонами стали заниматься японцы Funai Electric Company. В 2012 году было продано производство телевизоров. В 2016 году в отдельную компанию Signify выделилось подразделение, занимающееся световыми решениями.

А совсем недавно, в этом году, Philips рассталась с бизнесом «Техника для дома», который занимается разработкой и производством техники для дома. Отделившиеся компании производят продукцию под брендом Philips. 

Сейчас в деятельности Philips есть два основных направления. Одно из них, «Решения в области здравоохранения», создает инновационное медицинское оборудование. Другое, «Товары для красоты и ухода за собой», занимается приборами для красоты и ухода за собой, здорового сна, решений для мам и малышей Avent и респираторной поддержки Respironics. Сегодня компания предлагает решения, в основе которых — высокие технологии. Но еще 130 лет назад она начала свое производство с выпуска электрических лампочек.

 

C чего начиналась история 

История компании началась в далеком 1891 году, когда 15 мая в городе Эйндховене (Нидерланды) основатель компании Жерар Филипс открыл первое производство электрических ламп. Жерар с детства интересовался наукой, получил диплом инженера и отправился в Англию, где наблюдал за установкой электрического освещения на судах. В 1889 году Филипс вернулся в родные Нидерланды. 

 

 Лампа накаливания

Первая лампа накаливая Philips, 1892 год

Первая лампочка

Во время работы в компании AEG Жерар проводил эксперименты по созданию долговечной угольной лампы. И хотя первые образцы работали совсем недолго, постепенно Филипсу удалось сконструировать лампу накаливания, которая работала продолжительное время. Тогда ему пришла идея открыть собственное производство электрических ламп. 

За поддержкой Жерар обратился к своему отцу Фредерику Филипсу, который интересовался техническими новинками и оборудовал свои мануфактуры по производству сигар по последнему слову техники. Вместе они купили здание кожевенной мастерской в городе Эйндховене, в котором открыли производство долговечных и доступных ламп. 

Однако через три года расходы компании превысили доходы, и Филипсы задумались о ее продаже. Неожиданно на помощь пришел младший сын Фредерика Филипса Антон, изучавший в Лондоне коммерческое дело. Благодаря его энергии и предпринимательскому таланту Philips удалось к 1895 году получить прибыль и нарастить производство более чем в 2,5 раза. К 1897 году компания увеличила штат сотрудников с 60 до 170 и производила в год 630 тысяч ламп.

В 1898 году Антон Филипс отправился в Россию, где ему удалось получить контракт на поставку 50 тыс. ламп с угольной нитью накаливания для освещения Зимнего дворца — это был первый крупный международный контракт компании, ставший настоящим катализатором ее для деятельности на мировом рынке. Уже в 1914 году Philips открывает первый российский офис на Невском проспекте, 16. С этого момента Philips расширяла свое присутствие в других странах — например, во Франции и в США.

 

Рентгеновская трубка

Первая рентгеновская трубка Philips, 1914 год

 

Компания в период мировых войн 

Именно во время Первой мировой войны (1914-1918) Philips начала свою деятельность в сфере здравоохранения. В эти годы компания ремонтировала и изготавливала рентгеновские трубки. Компания смогла изменить их конструкцию так, чтобы снизить уровень излучения и улучшить качество визуализации. 

В 1914 году открылись первые исследовательские лаборатории Philips Research (NatLab). Созданные в них образцы положили начало разработке радиоламп, фотоэлементов, радиосвязи и рентген-аппаратов. 

Вторая мировая война стала испытанием на прочность для Philips: несмотря на бомбежки, компания продолжила работу. Во время оккупации Нидерландов по распоряжению Фрица Филипса, унаследовавшего управление компанией от своего отца Антона Филипса, компания внесла вклад в борьбу с немецкими захватчиками в тылу. Чтобы срывать планы оккупантов, компания скрывала возможности производства, замедляла его темпы и специально производила бракованные лампы. Чтобы не допустить депортацию евреев из лагеря Вухт в Освенцим, Фриц Филипс взял на работу 469 заключенных евреев, 382 из которых выжили.

Даже в трудные моменты инженеры Philips не прекращали работу над новыми изобретениями — именно в это время в лабораториях родились многие технологии, производство которых началось уже в послевоенный период.

 

Изобретения, изменившие мир 

Первый приемник Philips был представлен на торговой выставке в Утрехте в 1919 году. Впервые в истории учеными компании была установлена радиосвязь между Нидерландами и островами Малайского архипелага (Голландской Ост-Индией).

В 1939 году инженером компании Александром Хоровицем была разработана электробритва с вращающимися лезвиями Philishave. 

После Второй мировой войны компания Philips сделала важные шаги в развитии электроники и разработала свой первый электронный микроскоп.

Во второй половине XX века Philips продолжила создавать технические новинки. В 1957 году компания совершает коммерческий прорыв благодаря выпуску компактной кофемолки с кнопкой включения/выключения, расположенной на крышке. Следующим изобретением, вызвавшим ажиотаж у огромного количества людей, стал первый ручной миксер, представленный в 1959 году.

В 1960-х годах компания возобновила работу по записи, передаче и воспроизведению телевизионного изображения. В 1964-1967-х годах лаборатория Philips Research провела первые тесты с запуском эфира цветного телевидения. Испытания увенчались успехом, и Philips приступила к выпуску цветных телевизоров, ставших одной из визитных карточек бренда. 

 

 

Реклама аудиокассет Philips, 1960-е года

Кассеты от Philips

Однако по-настоящему революционным стало изобретение в 1963 году инженером Philips Лу Оттенсом первой аудиокассеты на магнитной ленте Compact Cassette. До ее появления музыку слушали на катушечных магнитофонах. Устройства были громоздкими, а ленту на катушки приходилось наматывать вручную. 

Compact Cassette была гораздо компактнее, дешевле в производстве и доступнее для покупателя, чем ее предшественники. Аудиокассета стала не только техническим прорывом: она изменила жизнь многих людей. Запись музыки на кассету стала дешевле и проще, благодаря чему много начинающих музыкантов получили возможность продвижения своих работ и впоследствии стали звездами мирового масштаба. За 25 лет (с 1963 по 1988 год) Philips продала около трех миллиардов кассет.

В конце 1970-х — начале 1980-х Philips продолжила работу над усовершенствованием носителя аудиосигнала: вместе с Sony она выпустила первый компакт-диск (CD). Сотрудничество с Sony было продолжено в 1997 году созданием первого DVD-диска.

 

 

Исследования на рентгеновском аппарате Philips, 1930-е года

Медицина

А что же с решениями для здравоохранения, которые сегодня так важны для компании? Это направление Philips развивала параллельно изобретению приборов для повседневной жизни и стала пионером во многих медицинских технологиях.

Еще в 1928 году профессор Альберт Бауверс, сотрудник лаборатории Philips, изобрел портативный рентгеновский аппарат, который позволил проводить исследования на дому у пациента. Распространение туберкулеза в XX веке требовало поиска новых решений для его диагностики. Технология Philips помогла эффективнее выявлять заболевание и бороться с ним. 

В 1939 году компания запустила производство самого миниатюрного рентгеновского аппарата Oralix для исследований в стоматологии. На протяжении многих лет он задавал стандарты в своем классе устройств. Примерно в этот же период по рекомендации Главной инспекции по здравоохранению Нидерландов Philips разработала первые устройства для искусственного дыхания Philips Respirator.


Читайте также:
Intel — большая история успеха
История Samsung: от пищевой промышленности к электронике
Проект Codename: как начиналась история Instagram

Вторая половина XX века

Период в истории Philips с 1961 по 1971 годы называют «золотой эрой» компании — она работала в наиболее востребованных областях рынка, ее оборот вырос с 4,9 млрд гульденов до 18,1 млрд, персонал концерна увеличился с 226 до 367 тысяч человек. Philips стала одним из лидеров на рынке электроники, освещения и медицинских технологий. 

В 1971 году Philips представила детскую бутылочку с подогревом — первый продукт из линейки решений для малышей и их родителей. Примерно в это же время она вывела на рынок свою знаменитую электрическую зубную щетку. 

1970-е годы — самый разгар покорения космоса и «космической гонки», главными участниками которой стали СССР и США. Нидерланды не остались в стороне: спустя 17 лет после запуска первого спутника СССР страна использовала инновационный потенциал компании Philips для разработки голландского спутника ANS (Astronomische Nederlandse Satelliet), запущенного вскоре на земную орбиту для наблюдений за пределами земной атмосферы.

В 1989 году компания представила принципиально новое решение в области лечения сосудов — первую интервенционную систему Integris, позволявшую провести диагностику сердечно-сосудистых заболеваний и цифровую рентгенографию. С ее помощью кардиологи смогли выполнять сложные операции на сердце.

В 1997 году вместе с Lucent Technologies Philips вышла на новый для себя рынок беспроводных телефонов.

 

 Медицинское оборудование

 Система IntelliSpace Critical Care and Anesthesia (ICCA)

 

Деятельность компании Philips сегодня 

С 2000-х годов Philips усиливает свои позиции в сфере здравоохранения — в 2001 году она объединилась с компанией по производству медицинского оборудования Healthcare Solutions Group. С тех пор Philips разрабатывает решения для всех видов лучевой диагностики — от ультразвуковых исследований до магнитно-резонансной и компьютерной томографии. 

Сегодня компания ставит перед собой цель — к 2030 году Philips улучшать жизнь 2,5 млрд человек в год c помощью инноваций. Компания держит курс на внедрение решений для ранней и точной диагностики, лечения и комфортной реабилитации.

Например, система IntelliSpace Critical Care and Anesthesia (ICCA) уже сегодня меняет рабочие процессы отделений реанимации и интенсивной терапии по всему миру. ICCA автоматически собирает данные о состоянии пациентов с прикроватных мониторов и предоставляет их медицинскому персоналу в удобном формате. Платформа анализирует информацию, выдает напоминания и подсказки, а также позволяет специалистам получать все необходимые сведения на расстоянии. 

Другое решение — мобильная ультразвуковая система Lumify, с которой проведение УЗИ с помощью смартфона становится реальностью. А высокоточный ангиографический комплекс Azurion позволяет выполнять сложнейшие операции на сердце через миниатюрный прокол в артерии. 

Компания продолжает расширять линейку средств для ухода за собой. Любители техники Philips уже знакомятся с новыми приборами Philips, оснащенными искусственным интеллектом, например, зубной щеткой Sonicare 9900 Prestige и электробритвой серии S9000. 

Philips развивает направление медицинского консалтинга: специалисты компании помогают клиникам более эффективно выстраивать рабочие процессы. 

 

 Электрическая щётка

 Зубная щетка Sonicare 9900 Prestige

 

Заводы и производственные ресурсы компании

Заводы, выпускающие продукцию компании, расположены во многих странах мира. Philips производит оборудование и в России: с 2017 года компания изготавливает ультразвуковые системы и компьютерные томографы на базе предприятия АО «Рентгенпром» в городском округе Истра Московской области. А в 2021 года на заводе начали производить магнитно-резонансные томографы Philips.

 

Контроль качества продукции и сертификация

Philips строго придерживается международных стандартов создания и обслуживания медицинских изделий и требует того же от своих поставщиков. Контроль качества начинается с этапа разработки, когда представители компании общаются с потенциальными пользователями технологий и пытаются понять, какие именно решения им наиболее необходимы.

На этапе производства компания применяет современные методики, такие как «Шесть сигм», «Бережливое производство», чтобы оптимизировать все процессы и получать максимум от мощностей заводов без ущерба качеству и надежности. Каждое изделие, созданное Philips, проходит контроль безопасности, рабочих характеристик и устойчивости к внешним воздействиям в предполагаемых условиях эксплуатации.

Когда речь идет о медицинском оборудовании, важно не прекращать контроль качества и после того, как продукт попал в руки пользователя. После ввода оборудования в эксплуатацию в клиниках Philips постоянно анализирует отзывы медицинских специалистов и наиболее частые запросы на сервисное обслуживание, тщательно расследует причины каждой неисправности.

Система менеджмента качества Philips подтверждена международными сертификатами соответствия ISO 9001 и ISO 13485.

 

Позиции компании на мировом рынке

Сегодня компания присутствует в более 100 странах мира, в ней работают около 77 тыс. сотрудников. Бренд Philips оценивается в $11,7 млрд США и входит в сотню самых дорогих брендов мира по версии авторитетного рейтинга Interbrand (53 место в 2020 году). Продажи компании в 2020 году составили $17,3 млрд США.

Кроме того, аналитики регулярно называют Philips одной из самых значимых инновационных компаний мира: так, Philips входит в глобальный список инноваторов Derwent Top 100 восемь лет подряд.

Philips — один из лидеров мирового рынка целого ряда решений для здравоохранения, красоты и ухода за собой: в их число входят устройства для ультразвуковой диагностики, мониторинга пациентов, ангиографии, здорового сна, респираторной поддержки, заботы о полости рта и здоровья матери и ребенка. Во всех этих категориях доля глобального рынка Philips составляет более 65%.

 

Научная и исследовательская деятельность

Компания активно занимается научной деятельностью: тратит €1,8 млрд на R&D (исследования и разработки) ежегодно и владеет 59 тыс. патентами на изобретения. В России с 2017 года в инновационном центре «Сколково» функционирует российское подразделение глобальной научно-исследовательской сети компании — лаборатория Philips Research Labs. В настоящее время в ней ведутся работы по развитию технологий компьютерного зрения на базе искусственного интеллекта для обработки и анализа медицинских изображений. 

 

Пациента осматривают

 УЗ-система Lumify с функцией Reacts

Слияние и поглощение компаний

Philips объединяет усилия с высокотехнологичными медицинскими компаниями, например, в 2020 году она подписала соглашение о слиянии с Biotelemetry — ведущим американским поставщиком услуг удаленного мониторинга и диагностики заболеваний сердца. А с приобретением компании IIT Reacts Philips расширила свой портфель удаленных решений для диагностики. Функция Reacts у портативных УЗ-систем позволяет специалистам проводить консультации на расстоянии и обмениваться результатами исследований.

Сейчас, когда фокус Philips — это решения для здравоохранения и здорового образа жизни, компания формулирует свои цели так: улучшение здоровья и благополучия каждого человека и населения в целом, повышение удовлетворенности пациентов и медицинского персонала, а также снижение расходов на здравоохранение. Все это емко отражено в слогане Philips: innovation and you (инновации и ты). Philips продолжает развиваться и создавать технологии для улучшения жизни людей, как и 130 лет назад.

Фото на обложке: oleschwander/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 История бьюти-сети «Золотое Яблоко»: как развивался крупный парфюмерный супермаркет
  2. 2 5 компаний, которым кризис пошел на пользу: что стоит почерпнуть из их опыта?
  3. 3 Рождение звука и инновации восприятия: история компании Dolby
  4. 4 От пространств для хипстеров к офисам «на районе»: история стартапа «Делатели офисов»
  5. 5 «Мы не делаем "Большого Брата"». Основатель VisionLabs о развитии компании, конкуренции и технологии распознавания лиц
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти