Top.Mail.Ru
Истории

«Местные поняли, что мы иностранцы, и стали выталкивать нас из магазина». Сергей Солонин – о пробежках в Северной Корее, ценностях и управлении бизнесом

Истории
Софья Федосеева
Софья Федосеева

Независимый обозреватель, экс-редактор Rusbase

Софья Федосеева

29 мая в рамках Skolkovo Startup Village состоялось выступление основателя и CEO компании QIWI Сергея Солонина.

Он вернулся из девятимесячного путешествия и рассказал, как изменилось его мироощущение, рассуждал о будущем России и финтеха, жизни, бизнесе, семье и о том, почему хорошо иногда вырваться из контекста.

«Местные поняли, что мы иностранцы, и стали выталкивать нас из магазина». Сергей Солонин – о пробежках в Северной Корее, ценностях и управлении бизнесом

О Северной и Южной Корее

Мы с семьей были в Северной Корее. Если сравнивать с другими странами, которые нам удалось посетить за эти девять месяцев, то здесь был самый худший экспириенс.

Когда ты приезжаешь в эту страну, то тебя сразу же начинают везде сопровождать: куда-то возят, программу организовывают, но нам все-таки удалось пообщаться с местными жителями.

Случилось это так: мы с женой бегаем. И вот мы утром выбежали из гостиницы, за нами – охранники, но через какое-то время они отстали, а мы сразу же побежали смотреть город. По пути нам встретился магазин, где, по нашим представлениям, еду выдают по карточкам. Когда мы туда забежали, местные поняли, что мы точно иностранцы, и стали всей толпой выталкивать нас наружу, чтобы мы чего-то лишнего не увидели.

Но самый шок был не в Северной, а в Южной Корее. Мы посетили школу для детей-беженцев. Там была комната, где висели их рисунки. Я обратил внимание, что все они на различную военную тематику, а один был непонятный – я попросил объяснить его. И мне рассказали, что на рисунке изображена ситуация, где дети стоят по периметру школьного двора, а в центре происходит расстрел родителей одного из учеников.


О мужчинах и женщинах

Во время путешествия мы старались селиться в семьях, чтобы узнать, как они живут много лет вместе, строят свой быт – искали общие аналогии. Когда мы уже допустили и смирились с существованием разных семейных стилей и укладов, мы поняли, что нет никаких границ – люди живут абсолютно по-разному и готовы защищать свои устои.

Моя жизнь складывалась таким образом, что 99% своего времени я посвящал работе. Малое количество коммуникаций не позволяло мне понять, например, как взаимодействует мужчина с женщиной. Я читал много тематической литературы, и мне казалось, что я что-то знаю. А во время путешествия, в режиме долгого взаимодействия, оказалось, что все устроено немного по-другому.

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

Действительно, мужчина и женщина – разные животные, у нас отличаются мотивы и реакции.

Вот хороший пример: когда я обращаюсь к жене с каким-то вопросом, в моем понимании разговор должен находиться в периметре заданной темы, а у жены все по-другому, у нее нет никаких рамок – все происходит в динамике.


Как управлялась компания во время путешествия

Конечно, за девять месяцев моего отсутствия бывали ситуации, когда надо было выйти на связь и решить некоторые вопросы. Например, был эпизод, когда пришлось приземляться в столице Намибии, потому что там есть Wi-Fi. Но такое происходило крайне редко, за что я безумно благодарен своей команде.

Фото: Екатерина Гаранина

Мы с 2012 года внедряли в компании элементы самоуправления. Наверное, это помогло, потому что команда имеет опыт принятия решений на низких уровнях. В общем-то, до меня в последние годы «докатывалось» не так много вопросов, так что это был более-менее привычный режим для всей команды.

Но все равно ребята отработали хорошо, потому что некоторые показатели компании за время моего отсутствия не снизились, а, наоборот, выросли. Может быть, это такой «секретный» инструмент – нужно удалять CEO из компании и смотреть – вдруг так будет лучше?


Про методы управления

За время моего путешествия я узнал, что компания может обходиться без меня. Это важно – потому что, когда ты думаешь, что можешь что-то изменить, эмоционального ресурса тратится много. А когда ты отходишь от управления, и все при этом работает, то начинаешь задумываться: «А в чем же была моя роль, что я делал-то?».

Но, конечно, «правильных» рецептов, как управлять бизнесом, нет.

Например, если у вас нефтяная вышка, а основная задача – сделать так, чтобы нефть никаким образом не проливалась вовне, то, наверное, можно и армию подключить, если нет каких-то супертехнологий, чтобы все работало как часы.

Если в компании множество проектов, которые уже не помещаются в голове у CEO, то там применимы другие методы управления.

А если речь идет о стартапе, то здесь управление зависит больше от харизмы лидера – он верит, что можно достичь цели, указывает направление и является ролевой моделью для своих сотрудников.


Про инвестиции

Некоторое время назад я пытался задать себе вопрос, какие стартапы мне нравятся и почему я инвестировал в эти конкретные проекты. И нашел всего одну причину – мне хочется разобраться.

Фото: Екатерина Гаранина

Если какая-то тема мне интересна, я считаю ее перспективной, но не понимаю ее досконально, то самый надежный способ разобраться – это вложить деньги и уделить внимание, потому что проинвестировал.

Для меня это скорее не финансовый инструмент, а удовлетворение собственного любопытства.

Проекты я ищу следующим образом:

  • сначала нахожу тему, которая мне интересна,
  • потом смотрю, какие компании есть,
  • и стараюсь проактивно пообщаться с командами.

Если речь идет о выборе между несколькими проектами, то я в большей степени обращаю внимание на команду. Но обычно решение не принимается единолично: в фондах, где я являюсь партнером, есть люди, которые считают финансовые планы, оценивают конкуренцию и делают отчеты. И уже на основе этих данных происходит принятие решения.


О тяге к образованию

Одна из интересующих меня сфер – образование. Еще до моего путешествия мы с коллегами (все инвестируем в образование) встретились на каком-то мероприятии, и одним из прозвучавших там вопросов был «сколько у вас детей». У кого-то двое, четверо, шестеро, у меня – пятеро. И я подозреваю, что между моим интересом и образованием моих детей прослеживается четкая связь.

Кроме того, когда я пытался понять, чем бы мне хотелось заниматься, если не бизнесом, чтобы это было интересно и вдохновляло на движение вперед, я пришел к выводу, что чем-то, связанным с образованием.

Фото: Екатерина Гаранина

Текущее образование – неважно, в какой стране – не соответствует запросам будущего времени. Поэтому на базе проекта Timepad я хочу сделать совершенно новый продукт, который будет отвечать на те вызовы и вопросы, которые меня волнуют.


О финтехе

С одной стороны, Россия – очень продвинутая страна с точки зрения финтеха, с другой стороны, у нас пока очень высокая концентрация бизнеса. Была неплохая динамика, когда все конкурировали друг с другом, и каждый завоевывал свою нишу. Чтобы такая среда сохранилась, ее необходимо поддержать.

То, чем я занимаюсь, – это попытка за счет новых технологий предоставить доступ стартапам к финансовой инфраструктуре: платежам, идентификации пользователей. Для того чтобы в этой сфере была возможность что-то делать, нужны определенные условия, которые мы стараемся создать. Например, при поддержке государства, мы разрабатываем способы бесшовного передвижения денег, системы передачи идентификационных данных. 

Попытка сделать в этой сфере единые правила игры и предоставить стартапам доступ к внутренним архитектурам банка, счетам клиентов даст потенциал и возможность для появления новых продуктов.

Если смотреть на перспективы развития этой области, я считаю, что финтех в целом, расчет и даже кредит становятся дженериками. Через какое-то время будет все равно, какой банк выдал кредит или какая компания произвела расчет. Важным будет сервис, продукт, место, где мы находимся, и то, что мы приобретаем. Я считаю, что расчеты будут проходить для нас незаметно.


О том, что мы упускаем

Для меня очевидно, что мы, отдавая себя занятию бизнесом, упускаем свою семью, друзей, интересы. Когда я вернулся из путешествия, то стал смотреть на людей, пытаясь найти какое-то отличие в восприятии. Я заметил, что мы все очень серьезные, какие-то сосредоточенно-напряженные. В обычной жизни этого не видно, но на контрасте очень заметно.

Некоторые высказывания приведены не дословно в целях благозвучия и сохранения контекста.


Материалы по теме:

Нам потребовался всего один день, чтобы полностью изменить структуру компании. Кейс банка «Точка»

Мы много раз экспериментировали в управлении командами. Эти правила помогут вам избежать ошибок

Сотрудники не хотят участвовать в управлении компанией? У вас проблемы!

Феномен digital nomad: как совмещать работу и путешествия

Глава eBay в России: «У меня было 95 километров, чтобы подумать о жизни»

Фото на обложке: Facebook-аккаунт Сергея Солонина

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что молодому стартапу нужно знать о венчурном рынке: как тут все устроено
  2. 2 Дмитрий Кулиш: «Ждать, когда наука сама перейдет в инновации, нельзя — надо ускоряться»
  3. 3 Герман Греф и Ольга Ускова: «Не надо относиться к компьютеру как к отдельной сущности — это мы пишем ему душу»
  4. 4 Стив Возняк: «Лучшие продукты придумываются не для других, а для себя»
  5. 5 Ларс Бук — о работе в Startupbootcamp и правилах выживания для компаний
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти