Top.Mail.Ru
Истории

TinyLetter — замена Фейсбуку?

Истории
Екатерина Бочкарева
Екатерина Бочкарева

Редактор «Истории» RB.RU.

Екатерина Бочкарева

Одному сервису всё-таки удалось стать надёжной и скромной альтернативой Facebook и другим соцсетям: это сервис email-рассылки TinyLetter. Wired рассказывает, как это произошло.

TinyLetter — замена Фейсбуку?

Всё произошло очень быстро, буквально за год. Сейчас мало кто помнит о соцсети без рекламы — Ello. Тогда весть о ней стала вирусной, породив несметное количество статей о шансах на её выживание. Затем Ello исчезла из фокуса всеобщего внимания так же быстро, как и появилась. Прошёл год, а об Ello почти полностью забыли, списав её со счетов, как и других конкурентов Facebook вроде Diaspora с открытым исходным кодом или почти умершего Google+.

Все три сервиса по-прежнему существуют, но нет необходимости говорить о том, что ни одному пока не удалось переманить к себе миллионы пользователей с Facebook. Теперь критики не обсуждают возможных преемников соцсети, они говорят о том, что компания должна улучшить политику конфиденциальности и не запрещать фейковые аккаунты.

Однако одному сервису всё-таки удалось стать надёжной и скромной альтернативой Facebook и другим соцсетям: это сервис email-рассылки TinyLetter.

Сайту, который принадлежит сервису Mailchimp, удалось избежать двух крупных ошибок, характерных для остальных конкурентов Facebook: технической сложности и отсутствия пользователей. Во-первых, он невероятно прост в использовании. Отправлять новостную рассылку так же просто, как обновлять статус в Facebook. Во-вторых, не надо уговаривать людей установить ещё одно приложение, чтобы привлечь аудиторию. Любой человек с электронной почтой — то есть практически любой современный человек, который не отказался от её использования, может подписаться на вашу рассылку.

В последние годы на TinyLetter толпами стекались журналисты и технари, благодаря чему сервис постепенно приобрёл репутацию самого классного места для онлайн-публикаций. Кроме того, он начал набирать популярность за пределами медийных и технических сообществ, освещая в рассылке такие темы, как йога,

По теме: 25 рассылок для бизнесменов и стартаперовпоэзия и музыка, наряду с остальными. Сегодня у него более 161 тысяч пользователей, которые создают свои рассылки, и более 14 млн подписчиков этих рассылок, — сообщает Кейт Кифер Ли из Mailchimp.

Само собой, TinyLetter не угнаться за Twitter с его 316 миллионами активных ежемесячных пользователей, не говоря уже об 1,5 млрд людей в Facebook. Но для успеха необязательно вытеснять соцсети. Вместо этого сервис предоставляет людям эффективный способ поиска аудитории без привязки к Facebook или другой подобной платформе.

Просто рассылка

Mailchimp не претендует на то, что TinyLetter заменит Facebook, и никогда не собирался. Когда предприниматель Филипп Каплан создал сайт в 2010 году, он рассказал TechCrunch, что изначально представлял его как альтернативу блогам. В начале 2000 Каплан руководил Fuckedcompany — сайтом, который отслеживал закат IT-компаний во время пузыря доткомов в 2000-х. У Fuckedcompany была почтовая рассылка, которой пользовались тысячи людей, а Каплан хотел найти способ расширить аудиторию, не прибегая к созданию блога.

Конечно, тогда существовало множество других приложений для рассылки, но Каплана отпугивала их сложность. От всех остальных сервисов TinyLetter отличался своей простотой. TinyLetter предлагает ограниченную аналитику, у него нет продвинутых функций вроде отправки сообщений выбранной группе читателей. Но отсутствие подобных функций делает сервис простым в использовании.

«TinyLetter понравился, потому что я не хотел делать очередной рассылочный список, — объясняет главный редактор Fusion и бывший автор Wired Алексис Мадригал, который делает рассылку под названием RealFuture. — Я изначально хотел создать новостную рассылку».

Вскоре сервис привлёк престижных пользователей вроде соучредителя Digg и бывшего партнёра Google Ventures Кевина Роуза. Сайт продали Mailchimp. «Момент виральности» для сайта так и не наступил. Вместо этого он медленно и стабильно развивался. Журналисты Анн Фридман и Мадригал способствовали росту популярности сервиса, не без помощи программиста Расти Фостера. Он делал ежедневную рассылку с подборкой самого лучшего и худшего в Сети — Today in Tabs — которая затем превратилась в колонку на Newsweek, а позже была выкуплена Fast Company. Однако ни один из авторов рассылки не помнит точно, откуда он впервые узнал о сервисе. «Каким-то образом мои пальцы набрали этот URL, когда я проснулся утром и решил сделать нечто стоящее», — говорит Мадригал.

Почему E-mail

«Почему TinyLetter?» — на этот вопрос проще ответить, чем на вопрос о том «почему рассылка по электронной почте?». Для большинства пользователей, соцсети стали безличными. Facebook курирует всё, что мы видим, с помощью алгоритмов, а Твиттер перегружает нас потоком сиюминутного контента, а LinkedIn... ну, он и есть LinkedIn.

Привлекательность почтовой рассылки отчасти состоит в том, что в ней есть нечто личное — даже если вы отправляете письма абсолютно незнакомым людям. «Email — это странное средство передачи информации. Оно сочетает в себе и личное, и массовое», — считает Фостер.

Несмотря на то что заставить людей подписаться на e-mail-рассылку сложнее, чем на ваш аккаунт в Твиттере, ею читатели интересуются больше. Если на ваш новый статус в соцсети друзья взглянут мимоходом (а могут и вовсе его не заметить), то на электронные письма люди обращают куда больше внимания. «Почти 16 тысяч людей каким-то образом подписались на мою рассылку, — говорит Мадригал. — В среднем за день её открывает около 51-52% читателей. Для меня это уже удивительно».

Иллюстрация: Getty Images.

Отчасти так происходит потому что люди просто забывают зайти на тот или иной сайт. «Почтовая рассылка взывает к моей лени, — признаётся Фостер. — Вам нужно только подписаться, а дальше никому из нас не придётся делать лишних движений. Если не нравится, можно отписаться».

Однако это не только отличный способ привлечь внимание людей. На протяжении многих лет гики и активисты искали более децентрализованные альтернативы соцсетям. Электронная почта, своего рода первая соцсеть, становится всё меньше привязанной к чему-либо. «Даже если я пользуюсь системой TinyLetter, остаётся ощущение, что я контролирую процесс больше, чем на остальных сервисах», — говорит Деб Чачра, автор рассылки с обзорами на технологии Metafoundry.

Выбор в пользу простоты TinyLetter вместо использования встроенных опций вроде PHP Newsletter или Sendy говорит об отказе от определённой доли контроля. Если TinyLetter закроется, то все ссылки на вашу форму подписки рухнут, как и любые архивы, которые вы храните на их сайте. Но сравните: если вы решите удалиться из Facebook, то не сможете импортировать всех друзей из Facebook в Twitter. А если вы заходите уйти из TinyLetter, то можете переместить ваших подписчиков в любую другую систему адресных списков. Список ваших адресов принадлежит только вам, что само по себе уже редкость в Сети. Даже с доменным именем всё не так стабильно — его срок может истечь, его могут забрать.

TinyLetter абсолютно бесплатный. По крайней мере, пока Mailchimp ведёт TinyLetter как публичный сервис для разношёрстной аудитории пользователей. Самая очевидная рациональная бизнес-подоплёка этого сервиса заключается в том, что он может использоваться как маркетинговое средство для платных сервисов рассылки, которые предоставляют более углублённую аналитику, распределение адресных списков и возможность отправлять больше писем за день. Однако Ли утверждает, что не так много пользователей переходят с TinyLetter на Mailchimp и обратно.

Mailchimp получает не очень много данных (если вообще получает), владея TinyLetter — Ли говорит, что данные TinyLetter не влияют на аналитику Mailchimp. Мы даже не ждём, что он его разрекламирует, — говорит она. «Для нас всех важно, чтобы люди чувствовали, что TinyLetter — это безопасное место. Они пишут определённому числу подписчиков, они знают, кто их подписчики, они доверяют им и не трогают их аккаунты, мы относимся к этому с большим вниманием».

И если это когда-либо изменится, то пользователям будет проще перейти на следующий этап. Именно поэтому электронная почта становится антиФейсбуком без рекламы, который мы все так долго ждали.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как заставить кибермошенника плакать? Соблюдайте цифровую гигиену при работе с корпоративной почтой
  2. 2 Google остановил показы рекламы в России, Facebook заблокирован: что это значит для рекламного рынка
  3. 3 Слив в соцсетях: как избежать «вирусного» распространения нежелательного контента
  4. 4 Не заигрывайте с лайфстайлом: Как привлечь первого клиента через социальные сети
  5. 5 Запускать таргет в Instagram через личный кабинет в Facebook или внутри соцсети — какой вариант эффективнее?