Top.Mail.Ru
Истории

Выясните, что Facebook о вас знает

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Ex-редактор направления «Истории».

Анна Самойдюк

Писатель и журналист Баратунде Терстон рассказал о том, как проводил информационный детокс. Он также поделился советами о том, как обеспечить большую конфиденциальность в интернете.

Выясните, что Facebook о вас знает

Хакеры получили номера социального страхования более 145 миллионов американцев. Cambridge Analytica собрала данные как минимум 87 миллионов пользователей Facebook, чтобы повлиять на выборы 2016 года и голосование за выход Великобритании из ЕС.

Эти истории связывает одно: данные. Почти все, что мы делаем в интернете, оставляет след из данных, которые затем собираются и анализируются на серверах по всему миру.

Для многих из нас это может звучать абстрактно. Но так ли это?

Недавно я попытался разобраться, сколько информации обо мне хранится на просторах интернета. Все закончилось смятением, паникой и яростью, а затем сильным желанием очиститься – провести детокс данных.

Каждый год я чищу телефон и ноутбук, удаляю все сохраненные данные и вручную переустанавливаю приложения и ПО, а не восстанавливаю их из резервной копии. Я думал, что это не проблема, что у меня все схвачено. Я сфокусировался на платформах, которые использую чаще всего – Google и Facebook – и моем любимом приложении Evernote. Я был поражен тем, что узнал. У меня не было все схвачено.

Я пользуюсь интернетом с середины 90-х. Я работал в цифровых СМИ и рекламном бизнесе. Я понимаю, что наши данные собираются для совершенствования продуктов. Однако, увидев «экономику надзора» своими глазами, я испытал ужас.  

Стать востребованным специалистом по кибербезопасности можно, выбрав онлайн-курс в каталоге курсов по информационной безопасности.

Google

Я не был удивлен, что компания Alphabet знает обо мне больше, чем кто-либо другой. Но чтобы получить более подробное представление о том, как это все происходит, я составил список всех сервисов, подвластных Alphabet, которыми я пользуюсь: Google Документы, YouTube, Gmail, Календарь, Диск, Фото, Контакты, Переводчик, Chrome, Карты, Wallet и, конечно, поисковая машина Google.

Фото: Medium/Tiago Galo

Затем я составил список всех типов информации, которую собирают эти сервисы. Сюда относились мои творческие мечты (Google Документы с идеями для будущих книг), мои стыдные вопросы (видео, как завязать галстук на YouTube), мои страхи (поисковые запросы в Google «симптомы рака»), личная и профессиональная переписка (Gmail), времяпрепровождение (Google Календарь), фотографии (Google Фото) и геопозиции (Google Карты).

Если вы посетите myactivity.google.com, вы увидите всю свою активность в интернете. Там я увидел каждый сайт, который посещал, и вообще все, что делал в интернете. Испугавшись, я прошел проверку настроек конфиденциальности. Там я увидел настройки отслеживания и доступа к информации. Например, «Люди, зная ваш номер телефона, могут найти вас и связаться с вами через сервисы Google». Я не считаю, что кто-то имеет право отвлекать меня, когда захочет, просто имея мой номер телефона, поэтому я отключил это.

Фото: Medium. Суббота, 2 сентября 2017 года. Google отслеживал мое передвижение по Лондону. Он даже знал, ехал ли я на велосипеде или на автобусе, или шел пешком. 

YouTube был настроен на автоматическое отображение видео, которые мне понравились, и каналов, на которые я подписан. Отключил.

Google+ делился моими фотографиями, лайками и отзывами о ресторанах. Я полностью забыл о Google+. Я также отключил эту функцию.  

Затем я пересмотрел все местоположения, откуда производился вход в мой аккаунт. Если я не помнил чего-либо, я менял пароль.

В разделе настройки рекламных предпочтений я смог редактировать список тем, которыми, как считает Google, я интересуюсь. Я мог обновить этот список – Google думает, что мне нравится танцевальная музыка; я ее терпеть не могу – однако я не знаю, почему он думает именно так. Я решил отключить персонализацию объявлений от Google и других рекламных сетей.

Фото: Medium. Темы, которые, как считает Google, меня интересуют.

Следует отдать Google должное – изменить настройки аккаунта довольно просто. Тем не менее, количество данных, которые собирает компания, очень сильно меня встревожило, и мне не стало легче от того, что я мог немного их контролировать.

Facebook

Я закончил детокс данных в Google и приступил к Facebook. Оказалось, Google – только начало.

Было довольно просто узнать, что Facebook знает обо мне, благодаря этому расширению браузера. Google перечислил 28 тем, которые, как он думает, мне нравятся, Facebook – 713: «Нью-Йорк», фильм «Шаг вперед», «комедия наблюдений», «юридический факультет», «мотоспорт», «Мишель Обама», «глобальное потепление» и, как ни странно, «пропавший человек».

Где-то Facebook угадал, где-то – нет. Мне нравится Нью-Йорк, фильм «Шаг вперед» и Мишель Обама (потому что я патриот). Мне не нравится мотоспорт и юридический факультет. Никому не нравится юридический факультет. Кроме того, я не фанат глобального потепления и пропавшего человека.

Меня позабавили эти расхождения между реальным мной и портретом, который составил Facebook. Тогда же я задался вопросом: насколько точным должен быть мой портрет? Я подумал, следует ли мне в интересах собственной приватности, вводить в заблуждение систему?

Что если я начну лайкать посты с оружием и националистический контент (или еще хуже, электронную танцевальную музыку)? Конечно, таким образом я помешаю Facebook улучшать его работу и услуги.

Хочу ли я тратить свое время и энергию на то, чтобы делать Facebook менее эффективным и более хаотичным и неудобным для меня? Неужели это значит быть свободным – приносить себе же неудобства, притворяясь кем-то другим?

Как и у Google, у Facebook есть страница с настройками аккаунта, где я могу контролировать безопасность и конфиденциальность. Я также решил просмотреть разделы «Приложения и сайты» и «Реклама», которые, по какой-то причине не стоят рядом с настройками конфиденциальности.

Я внимательно изучил раздел о приложениях. Сначала я увидел страшный дисклеймер:

«Помните, что, установив приложение, вы предоставляете ему разрешение на доступ к вашему публичному профилю, включая ваше имя, фото профиля, имя пользователя, идентификатор пользователя (номер аккаунта), сообщества и другую информацию, к которой вы предоставили общий доступ. Вы также предоставляете приложению другие сведения для персонализации услуг, включая свой список друзей, пол, возраст и язык».

В марте 2018 года новость о том, что Facebook передает данные пользователей сторонним приложениям, получила широкую огласку, однако готов поспорить, что совсем немногие до недавнего времени знали о том, что это было прописано в условиях обслуживания.  

Давайте уясним: «приложения» на языке Facebook значат несколько вещей. Это приложения, которые вы запускаете в фейсбуке, сервисы, в которые вы заходите через фейсбук, и сервисы, которые вы подключили к своему аккаунту в фейсбуке. Когда я нажал на список приложений, я увидел, что их было более чем 400. Я буквально вскрикнул от удивления.

Чтобы понять, почему это важно, взглянем на одно конкретное приложение из списка. Несколько нет назад я узнал о GateGuru, которым управляет TripAdvisor. Это легкий в использовании геолокатор, который поможет быстро найти терминал, информационные стойки, банкоматы, кафе и магазины в аэропортах.

Фото: AIRTRAVELAPPREVIEW

Я вошел в приложение через аккаунт на Facebook, потому что это было быстрее и я был голоден. С этого момента начался любовный треугольник между мной, GateGuru и Facebook: я заходил в приложение через Facebook, поскольку это было удобно. Взамен GateGuru показывал мне, где находится ближайший к моему гейту Shake Shack.

Facebook же передал GateGuru следующую информацию обо мне: мое имя, пол, дату рождения, имена моих друзей, работодателей, университетов, обновлений статуса, каждую группу Facebook, куда я вхожу, мои события, фотографии, которые я загрузил и на которых меня отметили, мои религиозные и политические взгляды, родной город, город, в котором я проживаю, мои видео, мое семейное положение.

Даже если GateGuru не будет использовать мои данные в своих целях, нет никакой гарантии в том, что приложение безопасно.

Так я целый час листал приложения, в которых авторизировался, и удалял их. Неудивительно, что я не нашел функции «очистить все» – ее затем добавили – поэтому мне пришлось делать это вручную.

Если вы удалите приложение, данные, которое оно успело собрать, так и останутся там. Это я понял после того, как удалил приложение ESPN. Тогда перед моими глазами появилось сообщение: «ESPN может по-прежнему обладать доступом к данным, которыми вы поделились ранее, однако не может получить дополнительные личные данные…  Свяжитесь с ESPN для получения подробной информации о том, как удалить свои данные». Я нажал на «Связаться с ESPN» и меня перенаправили на страницу общей политики конфиденциальности компании Walt Disney.

Затем я скачал все свои данные отсюда (эту ссылку очень просто не заметить). Я удалил трехгодовую историю поиска, местоположений и просмотра видео. В настройках конфиденциальности я сделал информацию доступной только «для меня». Меня стало сложнее найти. Я удалил информацию о контактах 3000 людей, которые я непроизвольно импортировал в Facebook (я случайно обнаружил это здесь).

Компания Facebook уже давно поддерживала такую систему сбора данных, иногда под видом расширения прав и возможностей пользователей. «Мы предоставляем вам возможность быть частью нашей миссии: сделать мир более связанным и открытым», – вот что раньше говорил Цукерберг.

Однако компания, которая миллиарды долларов потратила на приобретение других организаций, инвестировала во все – от виртуальной реальности до дронов – может делать все, что угодно, если захочет. В Facebook работают 25000 сотрудников, которые принесли в прошлом году $40 миллиардов прибыли. Эта же компания знала о Cambridge Analytica в 2015 году и ничего не сделала, пока об этом не сообщила пресса.

В ответ на массовое мировое давление Facebook, наконец, начала заботиться о конфиденциальности пользователей на платформе. Она объявила о своем намерении разработать функцию «Очистить историю» и начала проверять приложения, которые обладают доступом к нашим данным. Однако это бессмысленно. У этих приложений не было бы наших данных, если бы не Facebook. Компания никогда не признавала свою роль в создании этой проблемы.

Evernote

Внимательно проанализировав Google и Facebook, я приступил к приложениям, которые установил на iPhone. Я выбрал одно – Evernote,  поскольку использую его каждый день – и решил прочитать его условия обслуживания.

Evernote всегда казалось мне удобным приложением, чья бизнес-модель не зависела от продажи моей информации маркетологам. У Evernote есть даже «Три закона о защите данных»: ваша информация принадлежит только вам; ваши данные защищены; ваши данные переносимы.

Фото: CNET

Настроившись оптимистично, я начал со статьи «Использование данных». Выглядела она довольно краткой, однако в ней было много ссылок. Так я перешел на «Информацию о cookies», «Отчет по информационной открытости», а затем на «Условия обслуживания». Я еще долго путешествовал по просторам Evernote. Впоследствии я открыл ссылки «Коммерческие условия», «Соглашение Evernote Business», «Программа соответствия IP», «Руководство пользователя» и «Информация для правоохранительных органов».

Все условия в итоге насчитывают 29000 слов, а на то, чтобы прочитать их, у вас уйдет 109 минут.

Я узнал, что Evernote использует шифрование для передачи моих данных, и это здорово. Я также заметил, что Evernote собирает мои данные в основном для того, чтобы упростить пользование приложением. То есть, оно обладает доступом к камере и библиотеке, благодаря чему я могу добавить фотографии в свои заметки. Точно также у приложения есть доступ к моим контактам – оно таким образом упрощает процесс ввода адресов электронной почты, если я хочу отправить заметку кому-то еще. Это удобно, но я спокойно могу полностью ввести электронный адрес сам, поэтому я отключил эти функции.

Мне было интересно, при каких условиях сотрудники Evernote могут получить доступ к моим заметкам. Если я перестану заходить в приложение, что случится с моими файлами? Если я покину эту планету? Если я добровольно перестану использовать продукт, я должен вручную удалить все файлы, прежде чем удалять аккаунт. Кроме того, оказывается, мне нужно назначить кого-то ответственным за мои заметки, если я хочу, чтоб их удалили после моей смерти.

На то, чтобы прочитать условия обслуживания моего любимого приложения, у меня ушло три часа. Теперь я понимаю, почему Facebook думал, что меня интересуют юридические факультеты. На моем телефоне установлено 313 приложений. Если они все похожи на Evernote, мне придется потратить около 940 часов на то, чтобы прочитать их условия обслуживания – этих часов будет достаточно для того, чтобы десять раз получить степень доктора права.

Фото: Medium/Tiago Galo

Все это важно, потому что наши данные используют не только для таргетированной рекламы. Они уже используются для определения возможностей трудоустройства, ставок по кредитам и нормативов тюремного заключения. Для более глубокого понимания прочитайте книгу Кэти О’Нил «Оружие математического поражения» или концепцию Доктора Сафии Нобл об «алгоритмах угнетения».

Это важно также потому, что искусственный интеллект, машинное обучение, распознавание речи и лиц, будут основываться на еще большем количестве наших данных. Мы являемся сырьем для следующего этапа в информатике.

Конечно, нельзя сказать, что любой сбор данных – это плохо. Во многих случаях нашу информацию используют для улучшения сервисов. Благодаря сбору данных Evernote знает, что это я, когда я захожу в приложение с разных устройств, а GateGuru запоминает, что мне нравится Shake Shack. Благодаря анализу данных Twitter предлагает мне интересные твиты, которые я мог пропустить, а Facebook напоминает о днях рождения моих друзей.

В то же время эти приложения передают третьим лицам мои контакты, историю местоположений, религиозные взгляды и тысячи других битов информации, утверждая, что я сам дал на это согласие.

Что же нам делать? У нас есть выбор. Мы должны понимать, от чего отказываемся. «Данные» – это не какая-то непонятная нам вещь, а «технология» – не волшебный дар, доступный только мудрым и образованным разработчикам из Кремниевой долины. Мы видели последствия того, что происходит, когда данные попадают не в те руки, поэтому давайте что-то с этим сделаем.

Детокс данных – это очень важно. Думайте об этом как о ежегодной генеральной уборке в квартире или принятии душа каждый день. Я советую всем предпринимать следующие шаги:

  1. Оптимизируйте свои настройки на самых главных технологических платформах. Начните с тех, которые продают таргетированную рекламу (Google, Facebook, Instagram), а затем перейдите к остальным. У каждой компании есть страница с настройками. Для начала просмотрите эту статью, а затем кликайте, читайте, редактируйте, ругайтесь.
  2. Защитите свои сетевые соединения при помощи виртуальной частной сети и зашифруйте вашу деятельность в браузере с помощью HTTPS Everywhere, чтобы ваш интернет-провайдер не мог отслеживать ваши действия на сайте. Можете начать с Electronic Frontier Foundation.
  3. Прочитайте несколько условий обслуживания. Да, на это у вас может уйти несколько часов, вы будете встречать слова, которые не понимаете, но сделайте это в любом случае. Этот инструмент поможет вам начать.
  4. Используйте приложения, которые не так усердно используют ваши данные. Те, которые рекомендует Alternative App Centre.
  5. Проведите детокс данных. Я нашел этот, который разработала организация Tactical Technology Collective в партнерстве с Mozilla.

Мы все еще находимся на ранних стадиях сетевой эры, и мы можем бороться за другое будущее.

Источник.


Материалы по теме:

Что случилось с грандиозным планом Facebook о подключении к интернету всего мира

Как Facebook собирает ваши данные, даже если вы не зарегистрированы в соцсети

Марк Цукерберг уже 14 лет обещает исправить ошибки Facebook. Почему у него ничего не получается

Скандал вокруг утечки данных Facebook. В чем дело?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Google остановил показы рекламы в России, Facebook заблокирован: что это значит для рекламного рынка
  2. 2 Слив в соцсетях: как избежать «вирусного» распространения нежелательного контента
  3. 3 Не заигрывайте с лайфстайлом: Как привлечь первого клиента через социальные сети
  4. 4 Запускать таргет в Instagram через личный кабинет в Facebook или внутри соцсети — какой вариант эффективнее?
  5. 5 Как увеличить выручку с помощью таргета в FB и Instagram? Кейс стоматологии