Истории

Основатель WhatsApp рассказал, как мессенджер набрал 1,3 млрд пользователей

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Еще три с половиной года назад Facebook сообщила о своем намерении купить мессенджер WhatsApp за $19 миллиардов. В январе этого года команда мессенджера переехала в кампус Facebook и расположилась в «тихой зоне», за дверями с табличкой «Сведите шум к минимуму». Генеральный директор и сооснователь WhatsApp Ян Кум рассказал о том, почему сотрудники компании любят тишину и как сосредоточенность на цели помогла ему набрать 1,3 миллиарда пользователей.

Основатель WhatsApp рассказал, как мессенджер набрал 1,3 млрд пользователей
Присоединиться

Инженеры WhatsApp работают лучше всего, когда их ничего не отвлекает. «У нас нетипичная команда, — прокомментировал Кум. — Мы старше и ворчливее типичных выпускников колледжа и потому предпочитаем работать в тишине».

Тихая обстановка помогает сконцентрироваться на задачах, а ведь именно сосредоточенность в WhatsApp ценят превыше всего. По словам сотрудников, даже у картины с видом на залив Сан-Франциско, которая висит в офисе, главная тема — это сосредоточенность.

whatsapp

Такие значки висят в офисе WhatsApp. Фото: WhatsApp

Фокус на главном чувствуется в самом мессенджере. «Корпоративная культура компании связана с тем, что мы делаем, — объяснил Кум. — Мы всегда хотели сделать простой эффективный продукт, который может работать без широкополосного подключения к сети и тратит мало заряда батареи».

Еще до того как мессенджер купила Facebook, ежемесячно им пользовалось более 450 миллионов человек. Через два года количество ежемесячных пользователей достигло одного миллиарда, сейчас же оно составляет 1,3 миллиарда, причем один миллиард пользуется WhatsApp ежедневно. Каждый день пользователи отправляют 55 миллиардов сообщений, 4,5 миллиарда фотографий и 1 миллиард видеороликов. Приложение доступно на 60 языках. Особенно оно популярно в Индии, Бразилии, Индонезии, Мексике и России.

«Главное, что этот рост органический, — сказал Кум. — Мы не использовали какие-либо хаки роста. Мы просто постоянно думали о том, что укрепляет нашу сеть». По его словам, цель компании — сделать так, чтобы каждый человек, у которого есть смартфон, пользовался WhatsApp.

Маленькие команды с большими целями

В феврале этого года в WhatsApp появилась первая функция, которая выглядела как некое отклонение от первоначального курса компании. Аналог «Историй» из Facebook и Instagram под названием «Статус» позволяет делать подборку фото и видео, которой можно поделиться с другими пользователями.

whatsapp

Фото: WhatsApp

Кум признает, что оригинальная идея принадлежит Snapchat, но считает, что WhatsApp не просто скопировал ее. Изначально сам WhatsApp представлял собой обновляемый текстовый статус, а лишь потом стал мессенджером. «Изображения рассказывают историю лучше, чем текст, — сказал Кум. — А видео в этом плане — еще более мощный инструмент. По сути, мы добавили в приложение обновленную версию статуса, который был придуман в 2009 году».

Новая функция вызвала недовольство среди пользователей, которые привыкли к текстовому статусу, поэтому компания быстро добавила старую версию. Однако большинству все-таки нравится обновленный статус. В июле WhatsApp сообщила, что ежедневно функцией пользуется 250 миллионов человек — то есть четверть всей пользовательской базы мессенджера и больше, чем вся аудитория Snapchat.

Можно сказать, что мессенджер WhatsApp косвенно поучаствовал в конкурентной борьбе между Facebook и Snap. Однако, все же WhatsApp старается сохранять независимость, как и Instagram: когда в мессенджере Facebook появилась поддержка мобильных игр, Кум заявил, что игры в его приложении не нужны. «Люди заходят в WhatsApp чтобы пообщаться, а не поиграть», — прокомментировал он.

whatsapp

Ян Кум. Фото: Getty

WhatsApp активно использует ресурсы, которые есть у Facebook — например, для набора новых сотрудников. А еще вместо того чтобы разрабатывать собственную систему голосовых и видеозвонков, компания воспользовалась существующей инфраструктурой Facebook.

Благодаря помощи головной организации WhatsApp удается поддерживать свое приложение усилиями менее 250 сотрудников. До того как ее приобрела Facebook, их было 55 человек. Количество работников Instagram также выросло с 13 до более 500 после покупки. Всего в Facebook Inc. работает более 20 тысяч сотрудников. Штат WhatsApp по-прежнему расширяется — сейчас открыто более 50 вакансий. Тем не менее Кум считает, что «инженеры предпочитают работать в маленьких командах, которые нечасто появляются на собраниях, если те не посвящены написанию кода или разработке продукта».

Конфиденциальность для всех

Еще в 2013 году WhatsApp начала работу над введением сквозного шифрования, которое защищает любые звонки и переписки. В начале 2016 года компания смогла добавить его в свой мессенджер. «Правительство некоторых стран следит или хочет следить за своими гражданами, — сказал Кум. — Мы считаем, что жесткая цензура противоречит принципам демократии и поэтому против нее».

whatsapp

Картина на стене офиса WhatsApp. Фото: WhatsApp

Из-за появления сквозного шифрования WhatsApp временно заблокировали в Бразилии, а затем и частично в Китае. По словам Кума, то, что WhatsApp позволяет людям беспрепятственно шифровать свою переписку, открыло правительствам глаза на современные реалии.

«Правительства и правоохранительные структуры поняли и приняли тот факт, что сквозное шифрование никуда не денется, — сказал он. — Нас никто не просил его отключить (кстати, это просто невозможно). Нельзя добавить какую-нибудь лазейку в сквозное шифрование — иначе оно просто потеряет свою суть».

О бизнесе и монетизации

Facebook предоставил WhatsApp полную свободу, чтобы сосредоточиться на разработке простого и удобного приложения без каких-либо попыток заработать на 1,3-миллиардной аудитории. Еще до слияния с Facebook компания была категорически против рекламы. Ее нет в мессенджере до сих пор, из-за чего приложение сильно отличается от Instagram, с которым сейчас работает более миллиона рекламодателей.

Пока что WhatsApp собирается использовать альтернативную бизнес-модель — приложение будет выступать в роли посредника между клиентами и организациями, например, для службы клиентской поддержки. Кум не спешит делиться подробностями того, как будет работать эта модель, но все же привел простой пример. Представьте, что вы собираетесь на самолет, но ваш рейс задерживается. Авиакомпания сможет сообщить вам об этом через WhatsApp и предложит забронировать другой рейс через мессенджер.

whatsapp

Брайан Актон и Ян Кум. Фото: Getty

Вполне возможно, что авиакомпании придется заплатить WhatsApp за возможность пообщаться с клиентом, но пока Кум не акцентирует внимание на финансовой стороне вопроса. В первую очередь он думает о том, каким будет опыт самого клиента.

«Многие компании уже используют WhatsApp для общения с клиентами, — сказал он. — Но пока что наше предложение не слишком хорошо для этого предназначено. Нам стоит доработать его для большего удобства работы с организациями, тогда наша сеть станет более эффективной для ведения бизнеса».

Доработка функционала мессенджера для деловых нужд будет новым рубежом развития WhatsApp. Тем не менее, такое нововведение будет вполне соответствовать духу компании, которая предложила миру лучший вид переписки, чем SMS. «Сейчас мне приходится договариваться о записи на прием к стоматологу по SMS, — пожаловался Кум. — Врач присылает мне сообщение, а я должен подтвердить, приду я или нет. Мне кажется, это не лучший вид взаимодействия с клиентом».

whatsapp

Фото: WhatsApp

Как же Куму и его коллеге Брайану Актону удалось создать приложение, которое понравилось такому большому количеству человек? Кум вспоминает ранние годы своего проекта с улыбкой.

«В голливудских фильмах обычно показывают, что к вам в голову приходит гениальная идея, и вот вы уже бежите под музыку оформлять патент. На самом деле все обстоит иначе», — сказал он.

По словам Кума, ему и Актону удалось найти секрет успеха после долгой череды экспериментов, правок и опытов с доступными технологиями. А еще они наблюдали за тем, как люди пользуются их приложением. Такой подход можно использовать постоянно, тем более теперь, когда смартфоны стали доступнее и развились как платформа. «В наше время гораздо проще набрать миллиард пользователей, чем когда мы только начинали», — заметил Кум.

Источник.


Материалы по теме:

«Мне было лень запоминать пароль от скайпа»: как номер телефона стал самым важным логином в сети

Глава WhatsApp за год продал и подарил акций Facebook на $5 млрд

Чат-революция: почему боты убьют мобильные приложения

Инфографика: Ян Кум

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как стать идеальным кандидатом при поиске работы?
  2. 2 Цифры дня. Робот-смартфон
  3. 3 Как Amazon, Alibaba, WeChat и «Яндекс.Деньги» превратились в платежные экосистемы
  4. 4 Что большая четверка мобильных операторов делает с нашими данными
  5. 5 Тренды мобильного игрового рынка, которые помогут вам оценить индустрию