Истории

Почему доставка продуктов питания из магазинов не пользуется особым спросом

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Ex-редактор направления «Истории».

Анна Самойдюк

Мы покупаем в интернете почти все. Почему же мы не заказываем продукты питания? На этот вопрос попыталась ответить журналистка The Atlantic Алана Сэмьюэлс.

Почему доставка продуктов питания из магазинов не пользуется особым спросом
Присоединиться

Почти 30 лет назад, когда лишь у 15% американцев был компьютер, а доступ к интернету вообще был чуть ли не у единиц, Томас Паркинсон основал первую компанию по доставке продуктов питания Peapod.

Тогда заказ еды был сложным процессом – графика сайта Peapod была настолько элементарной, что клиенты не могли видеть картинки того, что покупают. Доставка также была сложной: Паркинсоны отправлялись в продуктовые магазины, покупали то, что заказали клиенты, а затем развозили продукты по городу на своей Honda Civic. Когда их клиенты хотели запастись определенным продуктом – например, клубничным йогуртом или бутылками колы, Паркинсоны опустошали целые секции местных магазинов.

Peapod существует и по сей день. Но убедить людей заказывать продукты онлайн все еще так же сложно, как в 1989 году. Одежду и электронику активно покупают в интернете, чего нельзя сказать о еде. «Я мечтал о том, чтобы такой бизнес стал повсеместным, но мои ожидания не оправдались», – сказал Паркинсон. Сейчас он является техническим директором компании.

Фото: The Atlantic

Пока такие компании не начнут доставлять продукты в сотни домов в одном районе, они не смогут генерировать выручку. И хотя это бизнес, оценивающийся в $800 млрд, у продуктовых магазинов, как известно, низкая маржа. Добавить еще к этому зарплаты сотрудникам, оборудование и бензин, и вы получите бизнес, который гарантированно провалится. «На продаже продуктов питания пока никто много не заработал. Напротив, многие только потеряли деньги», – говорит Сучарита Кодали, аналитик в Forrester Research.

В каждой стране ситуация отличается. В Южной Корее, например, 20% потребителей покупают еду в интернете, в Великобритании и Японии – 7,5%. Однако дело в том, что это небольшие страны, и в них есть несколько крупных городов с большим населением, поэтому компаниям, занимающимся доставкой, проще открыть магазины там и получить доступ к огромному числу покупателей. В США из-за обширной территории большая часть населения проживает в небольших городах, поэтому интернет-шоппинг там пользуется меньшей популярностью.

Но компании в США все еще не опускают руки. Сегодня Peapod – одна из организаций, предлагающих доставку в определенных районах. В июне 2017 года Amazon приобрела Whole Foods за $13,4 млрд и запустила доставку продуктов для членов Prime в разных городах. В 2017 году Walmart купила Parcel, спустя пару месяцев Target купила Shipt, Kroger – Ocado. И все же история Peapod показывает, что зарабатывать деньги в этом бизнесе будет сложно даже для Amazon. Ведь если компания с тридцатилетним опытом не добилась большого успеха на рынке, как это удастся кому-то другому?

По сравнению с едой, одежду, электронику и собачий корм очень просто доставлять. Amazon хранит эти продукты на складах, упаковывает их в коробку и просто отправляет почтой или через подрядчиков.

Еду, с другой стороны, нельзя просто упаковать и отправить на почту. Представьте заказ с мороженым, авокадо, шестью бутылками колы и чипсами. Мороженое нужно хранить в холоде, с авокадо и чипсами аккуратно обращаться, чтобы не раздавить, а кола тяжелая. И это стандартный заказ в Peapod, только продуктов обычно в десять раз больше. Из-за этого продуктовым магазинам выгоднее, чтобы покупатели приходили к ним сами.

Фото: Unsplash

Peapod пыталась снизить расходы. На некоторых рынках продукты хранятся на больших складах в пригородах, что экономит деньги, потому что организации не нужно покупать или снимать за дорого пространство в центре города. Peapod также придумала, как ускорить процесс покупки. В складских помещениях, которые по сути являются небольшими магазинами поверх магазинов, проходы уже, чем в супермаркетах. Сотрудники носят на запястье устройства, которые говорят, в каком ряду и на какой полке расположен предмет – таким образом они быстрее загружают корзину и сканируют продукты.

Несмотря на такие инновации, весь процесс все еще очень трудозатратный. Работники Peapod все равно вынуждены проверять качество продуктов: не испортилось ли мясо, не раздавились ли чипсы в пакете, все ли упаковано.

Доставка может также быть медленной. В больших городах курьеры часто попадают в пробки, а когда наконец они доезжают до места назначения, им нужно припарковать грузовик, потом связаться с жильцами, подняться вверх по лестнице и дождаться, пока они откроют двери.

Чтобы добиться успеха в этом бизнесе, нужно уделять большое внимание логистике. Сотрудники Peapod отслеживают погоду и ситуацию на дорогах в режиме реального времени, чтобы внести изменения в случае шторма или других обстоятельств, затрудняющих движение. Компания мониторит, сколько времени водители проводят в пробках и общаются с клиентами. К тому же, Peapod щедро платит сотрудникам – они получают медицинскую страховку и другие льготы.

Продуктовые магазины сейчас в трудном положении. Они конкурируют с большими ритейлерами вроде Walmart и Target, а также с дисконтными сетями, такими как Aldi и Lidl, которые недавно появились и в Америке. Amazon выходит на все новые рынки и заставляет продуктовые магазины также предлагать опцию доставки, даже если она изначально принесет им только расходы.

Фото: Unsplash

Некоторые супермаркеты экспериментировали и предлагали другие варианты для более простого шоппинга, не такие дорогие, как доставка еды – например, предложение «кликни и забери», которое позволяет покупателям заказывать продукты в интернете, а затем забирать их из магазина.

Многие супермаркеты также предлагают скидки, чтобы заставить клиентов подписаться на сервисы доставки. Зачастую сервисы предлагают первую доставку бесплатно. Согласно Элли Симмес, ведущему аналитику Kantar Consulting, большинство потребителей соглашаются на доставку только после определенного стимула, а когда акции заканчиваются, они теряют интерес.

Чтобы предлагать эти стимулы и не терять на этом состояние, некоторые супермаркеты сотрудничают с брендами. Например, Colgate может предложить бесплатную доставку, если покупатель приобретет определенное количество продуктов Colgate.

Стоимость – не единственная причина, почему доставка еды не пользуется большой популярностью. Многие предпочитают выбирать продукты самостоятельно и не любят планировать шоппинг заранее. Кому-то даже нравится ходить в магазин за едой.

Тем не менее, аналитики утверждают, что сейчас самое время привлечь больше клиентов. Согласно опросу Deloitte, около 41% потребителей не любят покупать напитки и скоропортящиеся товары в продуктовых магазинах. Компания утверждает, что многие «не привязаны эмоционально к физическому процессу шопинга и могут рассмотреть варианты доставки через интернет, если им предложат».

Для этого компаниям придется изрядно потратиться на акции и предложения, чтобы сделать доставку продуктов привлекательной в глазах покупателей. От этого, конечно, выигрывает Amazon с огромным бюджетом, которая уже долгое время убеждает людей заказывать товары домой. Но это никогда не было стратегией Peapod – и поэтому им удалось обогнать конкурентов: они просто не тратили деньги, которых у них не было, объясняет Паркинсон.

Фото: Unsplash

Но даже Peapod сейчас начинает бороться за внимание потребителей. В январе 2019 года они объявили о намерении запустить доставку беспилотными автомобилями в Бостоне и приобрели сеть супермаркетов на Лонг-Айленде. Peapod предлагает скидку $20 на продукты и бесплатную доставку первые 60 дней после регистрации. Им удалось обойти конкурентов благодаря аккуратному обращению с деньгами. Сегодня же даже Peapod поняла, что выиграет компания, предлагающая самые дешевые услуги.

Источник.


Материалы по теме:

Скажите «нет» вашим складам: как выйти на рынок доставки продуктов из супермаркетов

Хотите в 2019 году открыть бизнес по доставке? Вот что вам нужно знать о рынке

«Яндекс.Маркет» запустил собственный каталог алкогольной продукции

Amazon открыла первый магазин без касс в мини-формате — он похож на «гигантский торговый автомат»

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ИИ научился улучшать вкус пива с учетом предпочтений потребителей
  2. 2 В Нидерланды по стартап-визе: основные требования и условия для переезда
  3. 3 4 совета для предпринимателя, развивающего сеть в России
  4. 4 «Человечеству нужен новый источник еды» — интервью с основателем компании-производителя белка из насекомых FlyFeed
  5. 5 Сможет ли производство альтернативных источников белка повторить успех зеленой энергетики?
Карта растительных продуктов России
Все российские производители растительных альтернатив продуктам животного происхождения
Узнать больше