Top.Mail.Ru
Истории

Почему неправ автор скандального манифеста Google

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Синтия Ли, преподаватель компьютерных наук в Стэнфордском университете и основательница образовательного стартапа peerinstruction4cs.org сделала подробный анализ нашумевшего манифеста сотрудника Google о гендерных различиях между мужчинами и женщинами. Публикуем перевод ее заметки.

Почему неправ автор скандального манифеста Google

Я читаю лекции о компьютерных науках в Стэнфордском университете. Я преподавала как минимум четыре разных языка программирования, включая Assembly. В моем стартапе около десяти сотрудников. Да, я женщина, которая работает в сфере технологий.

Я знала, работала и обучала бесчисленное количество мужчин, которые могли бы написать такой же скандальный «манифест Google» или которые бы отчасти с ним согласились. Учитывая все это, я бы хотела объяснить, почему этот документ вызвал такое возмущение среди женщин.

Для начала стоит отметить, что содержимое манифеста не представляет собой бессвязный поток возмущения. Документ написан в якобы профессиональном тоне, что ввело в заблуждение некоторых людей. Поэтому-то он и представляет особую опасность. Многие его защитники ошибочно считают, что в манифесте нет предвзятости, и потому не понимают, как этот вполне логичный и стилистически нейтральный документ мог вызвать такой эмоциональный отклик. Некоторые думают, что эта ситуация только подтверждает, что женщины слишком эмоциональны и менее рациональны в своем мышлении.

women

Фото: AP

Джеймс Дамор пишет: «В целом женщины, в отличие от мужчин, больше интересуются людьми, чем вещами» и «это отчасти объясняет, почему женщины в основном предпочитают социальные и творческие профессии». Автор предполагает, что женская экстравертность чаще выражается «в стадности, а не в желании проявить себя», из-за чего «женщинам сложнее просить о повышении, публично выступать и руководить».

women

Фото: ShutterStock

Почему же, согласно этому манифесту, сотрудницы Google испытывают огромный стресс? Дамор считает, что из-за того, что у женщин сильнее проявляется «невроз». А тот факт, что они находятся в меньшинстве и зачастую во враждебной обстановке, автор не учитывает.

«Обратите внимание, что это лишь усредненные различия, — спокойно продолжает манифест Дамор. — И между мужчинами и женщинами есть кое-что общее». Такое якобы беспристрастное и логически обоснованное предложение подкупает защитников манифеста. Они активно пишут в сети, что сотрудницы Google не относятся к «среднестатистическим женщинам» и потому не должны обижаться на различия, указанные в документе.

Так почему возник такой скандал? Этому есть несколько причин:

1) Усталость

Каждая женщина, работающая в сфере технологий, постоянно чувствует, что к ней относятся скептически. Наше положение постоянно находится под вопросом, из-за чего мы испытываем огромную усталость. Я могла бы привести примеры из собственного опыта, но выход манифеста как раз создал наглядную ситуацию. Один из пользователей Twitter написал, что глупо женщинам обижаться на документ, в котором обсуждаются «среднестатистические» женщины. Я ответила, что он неправ и добавила, что преподаю статистику в университете, поэтому прекрасно разбираюсь в том, что значит «среднестатистическое». В ответ мне сказали, что моя профессиональная компетенция «все еще под вопросом».

women

Фото: ShutterStock

Что значит для женщины работать в сфере технологий? Это значит участвовать в одной из самых крупных революций человечества. Испытывать невероятное удовольствие от того, что ты нашла изящное решение для сложного алгоритма. Хотеть выбросить в ярости монитор из окна из-за какого-нибудь бага, а затем исправить его и радостно танцевать, сидя на стуле. А еще это значит всегда находиться под скептическим взглядом окружающих. Всегда «быть под вопросом».

2) Нежелание женщин действовать по принципу «разделяй и властвуй»

Манифест передергивает факты, рассказывая о каких-то «среднестатистических» женщинах, из-за чего он не смог убедить многих реальных женщин, включая меня. А все потому, что автор наивно решил, что женщины охотно возненавидят представительниц собственного пола.

women

Фото: Pinterest

Меня не пронять этими сладкими речами о том, что я не такая, как все, особенно если говорящий пытается настроить меня против большинства женщин. Я — женщина. И я не перестаю ей быть, пока я работаю. Я никогда не буду чувствовать себя комфортно в обстановке, где к представительницам моего пола относятся к скептицизмом и снисходительностью.

3) Автор манифеста говорит о «среднестатистических» данных, но Google — не среднестатистическая компания

Не зря я сказала, что манифест передергивает факты. Сначала его автор утверждает, что рассказывает о «среднестатистических» женщинах, а затем говорит о политике Google, которую никак нельзя связать со среднестатистическими показателями. Дамор приводит сухие факты, призывая Google остановить попытки создать честные и доброжелательные условия труда.

(Я не могу понять, почему автор манифеста выбрал такую стратегию. Возможно, это такой стратегический ход, или всему виной цинизм, а может быть, что наиболее вероятно, автор просто очень и очень наивен).

Дамор не просто приводит случайные научные факты. Таким образом он пытается отменить социальные программы, которые затрагивают реальных людей. Если бы компания приняла его предложение, то стипендии лишилась бы не какая-нибудь «среднестатистическая» женщина, а вполне реальная. 

women

Фото: AP

Если, как утверждают защитники манифеста, сотрудницы Google не имеют ничего общего со «среднестатистическими» женщинами, то зачем вообще его автор говорит об этой компании? Как «среднестатистические» женщины связаны с политикой найма в Google, где, как известно, отбор проходит менее 1% кандидатов? Во имя рациональности и объективности, которую так любит автор манифеста — может быть пора признать, что манифест приводит только те исследования, которые применимы к реальным женщинам, которых нанимает Google?

Взгляните на процент женщин, обучающихся компьютерным наукам, в колледжах и университетах с жесткими критериями отбора. В Стэнфорде, откуда часто набирает сотрудников Google, их около 30%. В другом элитном учебном заведении, колледже Харви Мадда (входит в десятку самых дорогих колледжей в США — прим. ред.), это количество стабильно растет на протяжении уже многих лет. Сейчас 50% студентов факультета компьютерных наук там составляют женщины.

google

Фото: Google

В то же время среди сотрудников Google лишь 19% женщин. Таким образом, даже если мы представим, что в манифесте говорится правда, и действительно существует какой-то биологический порог процентного количества женщин, подходящих для работы в Google (менее 50% штата), не значит ли это, что компания и другие технологические фирмы крайне далеки от выполнения этой нормы?

Очевидно, что сейчас гораздо чаще происходят случаи, когда социологические и иные факторы отпугивают талантливых женщин от работы в сфере технологий, чем ситуации, когда из-за чересчур активных программ кадрового разнообразия в эту индустрию попадают не соответствующие требованиям сотрудницы.

4) Расовые предрассудки

Меня поражает тот факт, что, когда автор перечисляет программы и предпочтения, от которых нужно избавиться, он постоянно говорит не только о гендерной принадлежности, но и расе. Причем он никогда не приводит в пример какие-либо научные исследования. Это упущение говорит само за себя. Интересно, стал бы кто-нибудь защищать автора манифеста, если бы тот объяснил нехватку афроамериканских программистов в Google связью между IQ и расовой принадлежностью, а не дискриминацией и неравным доступом к образовательным программам?

5) Автор утверждает, что он за разнообразие, но ни одна существующая программа не соответствует его стандартам

Многие защитники манифеста указывают, что его автор часто говорит, что поддерживает разнообразие в абстрактном смысле этого слова («Я ценю разнообразие и инклюзивность, я не отрицаю существование сексизма...»). Но эти слова не смогли меня убедить. Цель манифеста Дамора — прекратить действующие программы Google, которые были разработаны специалистами для улучшения кадрового разнообразия. Если их отменить и не заменить аналогами такой же эффективности, это может негативно сказаться на кадровом разнообразии компании.

Автор манифеста дает кое-какие советы, но они либо слабые («Нужно уменьшить уровень стресса в сфере технологий и руководства»), либо невнятные («Дайте сотрудничеству процветать»), либо откровенно враждебные («Сопереживание больше не должно играть важную роль»).

google

Фото: Google

Автор фокусируется на деталях научных утверждений, пытаясь отвлечь читателей от сути. Неважно, существуют ли биологические различия между мужчинами и женщинами или нет. Существует огромное количество научных доказательств и реальных примеров того, что в сфере технологий есть определенные предрассудки касаемо женщин и в целом не хватает дружелюбной рабочей атмосферы для представительниц женского пола и меньшинств. Пока существуют все эти проблемы, нам нужно сосредоточиться на устранении этой несправедливости. Только после этого можно будет задуматься о том, связаны ли биологические характеристики с наблюдаемыми неравенствами.

А пока — учитывая, что пришлось испытать на прошлой неделе, всем женщинам из сферы технологий — налейте-ка чашечку кофе женщине-программисту, которая работает в вашей компании и спросите у нее, с каким самым необычным багом она недавно столкнулась.

Источник.


Материалы по теме:

Мы задали вопрос: «Возможно ли гендерное равенство в IT?». Вот что ответили герои из индустрии

«Мужских» профессий не существует: фотопроект Women’s Work

На совещании по поводу сексизма в Uber прозвучала сексистская шутка

Никогда не говорите эти вещи женщине-руководителю

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как заработать, получая опыт?
  2. 2 Как быстро и дешево приобрести навыки для новой профессии?
  3. 3 Как стать идеальным кандидатом при поиске работы?
  4. 4 Квиз дня: что вы знаете о Google?
  5. 5 17 полезных продуктов Google, о которых вы могли не знать