Top.Mail.Ru
Истории

Почему мы не работаем по 15 часов в неделю?

Истории
Анна Самойдюк
Анна Самойдюк

Ex-редактор направления «Истории».

Анна Самойдюк

Почти сто лет назад великий экономист Джон Мейнард Кейнс предсказал, что в XXI веке мы будем такими богатыми, что нам нужно будет работать всего лишь 15 часов в неделю.

Он был прав. Мы действительно разбогатели – даже больше, чем он предполагал. Но мы не работаем по 15 часов в неделю. Более того, богатые люди – у которых должно быть больше времени на отдых – работают как никогда усердно. Что произошло? Почему прогнозы Кейнса не сбылись? На этот вопрос нет точного и полного ответа. Но дело отчасти заключается в человеческой природе и нашем отношении к деньгам.

Почему мы не работаем по 15 часов в неделю?

Известный биограф Кейнса Роберт Скидельски задается тем же вопросом в своей книге «How Much Is Enough? Money and the Good Life», которую он написал со своим сыном-философом Эдвардом.

Скидельски утверждают, что Кейнс ошибся, когда предположил, что человеческим желаниям есть предел:

«Кейнс не смог отличить желания от потребностей. Потребности – объективные и необходимые вещи для хорошей и комфортной жизни – они конечны в количестве; однако желания – чисто психическая концепция, и они бесконечны в качестве и количестве».

Кейнс предполагал, что чем мы богаче, тем менее значимы для нас деньги – и в итоге настанет момент, когда нам больше не надо будет зарабатывать.

Кейнс верил, что мы однажды будем полностью удовлетворены, и у нас освободится время на значимые дела. Но это не так. Опыт научил нас, что материальным желаниям нет пределов, что они растут без конца, даже если мы сознательно пытаемся воздержаться от них. Капитализм как раз основывается именно на этом бесконечном расширении желаний.

Фото: Unsplash

Конечно, несправедливо винить во всем только капитализм. Теория об эволюции научила нас, что все живые существа стремятся к выживанию и размножению. Постоянная жажда большего – часть человеческой природы, а не результат капиталистического общества.

И все же вполне вероятно, эта экономическая система оставила здесь свой след. Как же она привела к бесконечному увеличению наших желаний?

Я хочу то, чего хочешь ты

Что ж, одно простое объяснение заключается в том, что теперь нам есть чего хотеть. Супермаркеты сегодня предлагают тысячи вариантов, и всегда найдутся вещи, которые вы не сможете себе позволить.

От рекламы, которую мы видим везде, невозможно скрыться, и каждый день нам показывают продукты, которые еще вчера нам были не нужны.

Кейнс предполагал, что как только мы удовлетворим все наши потребности, больше не будет смысла работать. Однако оказывается, что определенную потребность мы никогда не удовлетворим до конца: потребность в социальном статусе.

Ценность рваных джинсов

Будучи подростком, я отчаянно пытался убедить маму купить мне рваные джинсы.

«Почему? – спрашивала она. — На улице декабрь и холодно. Зачем тебе штаны с дырками? Они стоят 40 долларов. В этом нет смысла».

Моя мама не понимала одного: тинейджеру неважно, насколько теплыми или функциональными являются джинсы. Важно было, в теме ты или нет.

Фото: Unsplash

Для меня рваные джинсы были показателем крутизны. Это был символ статуса, а подростки знают, как он важен в школе.

И хотя мы редко с этим соглашаемся, но статус так же важен и для взрослых людей. Как раз это и забыл учесть Кейнс.

Проблема с короткими юбками

И хотя можно понять, как статусная гонка заставляет нас тратить больше, совершенно неясно, почему она может привести к бесконечному увеличению желаний. Это можно объяснить при помощи феномена коротких юбок.

Я живу в Японии рядом со школой. Ученики носят форму. И вот что меня озадачивает: на улице декабрь, очень холодно, но все школьницы носят короткие юбки.

Школьные юбки должны быть длинными и теплыми, но девочки специально закатывают их выше. Зачем? Вероятно, потому что короткие юбки для них – то же самое, чем для меня были рваные джинсы.

Опустить юбку зимой, неважно, насколько на улице холодно – значит объявить всем, что ты лузер.

Конечно, у юбок есть свои границы. Когда же речь идет о тратах, естественного лимита нет. Если мои сверстники зарабатывают $100 тысяч в год, я хочу получать $200 тысяч, если несколько миллионов долларов — я хочу миллард.

Неважно, что мы сейчас богаче, чем сто лет назад. Важно то, какую позицию мы занимаем в экономической иерархии, и это означает, что нам нужно тратить все больше и больше, чтобы не вылететь из нее.

Культура

Стоит учесть также и культуру. Рабочие часы отличаются в зависимости от страны. В Америке, например, люди работают на 400 часов в год дольше, чем в Германии. И эти различия можно объяснить культурой, считает Скидельски.

В эмигрантском обществе, как в Америке, зарабатывание денег считалось королевским путем к успеху; в Европе же иерархическая культура ограничивала возможности для заработка, что привело к принятию образа жизни, где деньги не играют центральную роль.

Фото: Unsplash

Я не удивлюсь, что идеология американской мечты — «ты можешь достичь чего угодно, если будешь стараться» — повлияла на тот факт, что американцы работают больше.

То же случилось и со мной. Как-то я был настолько одержим идеей стать миллионером до 30 лет, что отказывался делать что-то, кроме работы. Я пахал с утра до ночи каждый день. Если бы вы спросили меня тогда, почему я хотел стать богатым, я бы пробормотал что-то о том, что так мне не придется работать всю мою жизнь. Сейчас же я понимаю, что это не было реальной причиной. Причиной был синдром рваных джинс.

Скидельски утверждают, что в прошлом культурные нормы, традиции и религия ограничивали этот бесконечный поток желаний. Сейчас же современная экономика и политология пытаются избегать разговоров о морали.

А теперь что?

Если большая часть нашего дохода действительно уходит на демонстрацию статуса, задайтесь следующим вопросом: Возможно ли отказаться от этого и работать менее 15 часов в неделю?

Я фрилансер, и мне интересно провести такой эксперимент. Последние два месяца я пытался заниматься работой раз или два дня в неделю. В остальное время я читал книги, думал о политической философии, слушал подкасты и играл с женой в PlayStation.

Поскольку я понимаю, сколько энергии уходит на игру «У кого выше статус?», я решил, что жизнь куда приятнее, если перестать соревноваться. Эти две недели я развивался и старался избегать людей, которые постоянно говорят об успехе или деньгах.

Конечно, я не призываю никого работать по два дня в неделю. Большинство руководителей ни за что на это не согласятся. Но мне кажется, мало кто понимает, сколько времени уходит на постоянные соревнования.

Постарайтесь ответить на вопросы: «Сколько вещей я делаю только ради статуса?», «И как изменится моя жизнь, если я постараюсь меньше о нем думать?»

Источник.


Материалы по теме:

Выгорание — болезнь 21 века: почему технологии только усложняют нашу жизнь

14 инноваций, которые сделали мир лучше

Вы должны говорить с друзьями о деньгах – и вот как

5 мифов о будущем работы

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как заблокировать номер телефона на Android и iPhone?
  2. 2 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  3. 3 Плоские круассаны: как «бракованная» выпечка стала мировым трендом
  4. 4 «Офисное фермерство»: тренд для тех, кто устал от стресса на работе
  5. 5 Как прокрастинация мешает бизнесу