Исследовательница Анна Лорен Хоффман проанализировала все публичные высказывания Марка Цукерберга. Как оказалось, по словам основателя Facebook можно понять, как развивалась его компания. Хоффман рассказала, что удалось узнать в ходе анализа.
Как-то раз, в 2010 году на конференции в Гётеборге наша небольшая группа ученых рассуждала о том, что легко можно получить доступ к данным о жизни разных людей, но о жизни Цукерберга мы по-прежнему знаем очень мало.
«Было бы здорово, если бы могли составить ленту развития Facebook, — рассуждали мы, попивая дешевое скандинавское пиво. — Что если бы у нас была запись всего, что когда-либо говорил Цукерберг?»
В итоге Михаэль Циммер, доцент Университета Висконсин-Милуоки, вместе с группой помощников потратил три года на проведение масштабного анализа всех публичных высказываний Марка Цукерберга, сделанных им в качестве основателя и генерального директора Facebook. Проект получил название The Zuckerberg Files.
Я лично работала с Циммером и Николасом Профересом (постдокторантом из Мэрилендского университета) и занималась организацией, программированием и проведением внутреннего анализа того, что мы назвали архивом записей. Этот архив был опубликован в июле 2016 года.
Манера речи Марка Цукерберга вызывает вопросы об отношениях между выдающимися деятелями в области технологий, об их продуктах и — самое главное — о мире, который они пытаются создать. По словам Профереса, все эти публичные заявления обладают стратегической важностью и какой-то целью. Слова, которые выбирают в речи известные инноваторы, напрямую влияют на наше восприятие созданных ими технологий.
Zuckerberg Files: подробный анализ всех публичных высказываний Марка Цукерберга, сделанных им от лица основателя и генерального директора Facebook. Фото: Ллиус Джин /AFP/Getty Images
«Я могу сделать все гораздо лучше и за неделю»
В своем исследовании Циммер подчеркнул, что имя Цукерберга вызывает такую прочную ассоциативную связь с его продуктом (Facebook), какой не было ни у одного предпринимателя или компании со времен Стива Джобса и Apple. Но о чем же именно говорит сам Цукерберг? Можно ли по его манере речи узнать о его планах, о методах работы Facebook и его влиянии на окружающий мир?
Лучше всего мы знаем Цукерберга двадцатилетнего — его образ тех лет был прекрасно передан в фильме Аарона Соркина «Социальная сеть». В 2004 году молодой Марк заявил на страницах студенческой газеты Harvard Crimson, что не понимает, почему на создание онлайн-картотеки данных о студентах должны уйти целые годы. «Я могу сделать все гораздо лучше, — написал он, — и за неделю».
С помощью этой технической переделки уже существующей системы справочников нам открылась более приземленная сторона генерального директора Facebook. Хотя основное внимание нашего анализа уделялось выступлениям, интервью и официальным заявлениям Марка, мы включили в архив еще и некоторые его публичные записи на Facebook.
В основном его ранние записи представляли собой типичные посты двадцатилетнего белого мужчины. Например, тогда Цукербергу очень нравился комик Энди Сэмберг. В то время он был очень популярен в шоу Saturday Night Live, поэтому Цукерберг много о нем писал. В итоге в 2011 году его кумир изобразил Цукерберга на конференции разработчиков Facebook F8. А за девять месяцев до этого основатель Facebook сам появился на шоу Saturday Night Live и встретился с Сэмбергом и Джесси Айзенбергом (актером, который сыграл Цукерберга в фильме «Социальная сеть»).
Если покопаться в старых записях Цукерберга, то можно понять, каким был тогда не только создатель Facebook, но и сам сайт. В его постах можно найти и проявления личного вкуса (4 апреля 2009: «Мне не нравится играть в домино»), и главные вехи развития соцсети (5 сентября 2004 года: «записи на стене»).
Когда в 2004 году Марк Цукерберг начал работать над тем, что впоследствии стало Facebook, он подражал попыткам Гарвардского университета создать онлайн-справочник студентов. «Я могу сделать все гораздо лучше и за неделю». Фото: Фил Фиск для издания Observer
«Открытый и объединенный мир»
Цукерберг и Facebook росли и развивались вместе — это было заметно даже в личных записях Марка. В августе 2012 года он рассказал всему миру о том, как жарит мясо:
«Сегодня я обновил свое приложения для гриля iGrill. Теперь в нем есть интеграция с Facebook, и вы можете увидеть, как другие люди во всем мире сейчас жарят мясо. Так круто. Я вот делаю стейк». Похоже, что даже говоря о жарке мяса, он не упустил возможности рассказать об "открытом и объединенном мире"».
Впервые эта мантра об «открытом и объединенном мире» прозвучала в 2008 году, во время официального объявления миссии Facebook. С тех пор Цукерберг вставляет ее в любое свое публичное заявление. Он твердит о ней, когда рассказывает о своих тренировках. Он повторил ее, когда сообщил о первичном публичном размещении акций компании и о беременности своей жены. Цукерберг даже вставил эти слова в обсуждение убийства Филандо Кастиля (в июле 2016 года видео гибели Кастиля от рук полиции Миннесоты набрало более 4,5 миллиона просмотров).
Слова об «открытом и объединенном мире» указывают на значительные перемены в амбициях компании. В ранних интервью Цукерберг подчеркивал, что Facebook это просто средство, которое призвано помочь людям быстро найти информацию об окружающих.
Но к 2010 году миссия «открытого и объединенного мира» захватила все. В речи Цукерберга стали проскакивать фразы, которыми он как бы переписывал историю развития Facebook. Он начал говорить о том, что Facebook всегда был призван «выполнить миссию [компании], которая заключалась в том, чтобы дать людям возможность делиться информацией и сделать мир более открытым и объединенным».
Цукерберг со своей женой Присциллой Чан и дочерью Макс. Генеральный директор постоянно говорит о своем видении «открытого и объединенного мира». Эти слова он даже употребил, когда сообщил о беременности жены. Фото: AP
Все это также указывает на некий моральный сдвиг в деятельности компании. От обычного поиска она перешла к социально-политической миссии. Открытый и объединенный мир — это нечто большее, чем мир, в котором люди могут делиться между собой информацией и взаимодействовать друг с другом. Это лучший мир, полный понимания и сочувствия. В нем есть «множество добрых человеческих дел, которые делают наше общество лучше», — сказал Цукерберг в 2010 году.
Примерно такие же слова Цукерберг использовал и в большинстве официальных извинений, которые они приносил по поводу смены дизайна сайта. В 2006 году, до того как окончательно сформировалась мантра об «открытом и объединенном мире», Цукерберг — с некоторой долей снисходительности — призывал пользователей «успокоиться» и «выдохнуть» в ответ на их реакцию на добавление новостной ленты.
Генеральный директор Facebook оправдывал это нововведение, утверждая, что «Facebook — это место для связи с настоящими друзьями». После множества жалоб пользователей (и давление властей) на запутанные настройки конфиденциальности, в 2010 году Цукерберг принес свои извинения и пообещал, что улучшит параметры конфиденциальности, но продолжит работать над созданием… да, вы угадали: более открытого и объединенного мира. Но становится ли благодаря Facebook наш мир действительно более открытым и объединенным, или же компания просто создает основную социальную сеть, из которой людям не захочется выходить?
«Здесь люди остаются на связи, даже если им не хочется брать телефон»
Из-за приверженности Цукерберга идее «открытости» и меняющегося описания миссии его сайта складывается впечатление, что Facebook — это такое универсальное средство социального добра. Цукерберг представляет его как сервис, который упрощает мелкие социальные взаимодействия («Я считаю, что она [сеть Facebook] позволяет людям оставаться на связи… даже тем, кому не хочется брать телефон, кому-либо звонить и договариваться о встрече») и поддерживает демократический настрой («Мы верим, что создание средств, которые позволяют людям делиться информацией, помогут нам вести более честный и открытый диалог с правительством, что приведет к усилению власти народа»).
Открытость, которую предлагает Facebook, «оказывает значительное влияние на многие ключевые институты общества — средства массовой информации, экономику, а также на отношение людей к власти и оценку ее правления».
Видение мира Цукерберга выглядит вполне искренним. Его слова — не просто демонстрация бренда, а выражение его точки зрения и амбиций его бизнеса, в которые он глубоко верит.
«Мне просто очень повезло, — сказал Цукерберг по случаю десятого дня рождения Facebook. — Я ощущаю огромную ответственность и постараюсь сделать так, чтобы все наши сотрудники понимали, в каком уникальном положении мы находимся, и что мы должны стараться изо всех сил».
Но как оказалось, такая искренность подпитывается еще и социальным и экономическим консерватизмом, подаваемым под прикрытием современных слов об открытости. Цукерберг хочет видеть улучшенные версии всего, что его окружает, — и Facebook должен стоять во главе поддержки и создания таких инноваций.
Цукерберг встретился на шоу Saturday Night Live с актером Джесси Айзенбергом, который сыграл его в фильме «Социальная сеть».
Временами кажется, что Цукерберг почти осознает свое положение и тут же пытается отговориться:
«Раньше я действительно не думал, что Facebook станет бизнесом. Сейчас же я считаю, что построение компании — это один из самых эффективных способов применения инициатив множества умных людей во благо перемен».
«Люди не только общаются с друзьями и родственниками, но и создают свой бренд»
Многие критики в СМИ уже давно указывают на то, что весь этот упор на инновационность и выполнение социальной миссии является искусным прикрытием коммерческих целей сайта. Как заявил исследователь в области интернета и коммуникаций Николас Джон, когда такие компании, как Facebook, начинают выставлять передачу данных рекламодателям в позитивном ключе, это значит, что они «прикрывают сугубо коммерческие отношения».
Когда организации, бренды и знаменитости стали использовать сайт как потенциальные рекламодатели, Цукербергу и его компании пришлось подстроить социальную сеть под этих новых игроков бизнеса (так появились страницы и профили для общественных деятелей).
Вместо того чтобы отделить таких коммерческих пользователей от рядовых обывателей, Цукерберг решил перераспределить все роли в рамках экономики и выгоды.
«Подумайте о том, чем сейчас занимаются люди в Facebook. Они общаются с друзьями и родственниками, но также создают здесь некий образ о себе, можно сказать, собственный бренд… Если подумать в таком ключе о магазинах и брендах, то можно понять, что все делают одно и то же».
Как недавно выяснилось, в итоге такого объединения обычных и коммерческих пользователей социальная сеть стала поощрять обмен коммерческим или развлекательным контентом, но не важной личной информацией. Главный минус таких перемен — мы потеряли часть свой индивидуальности и уникальности — теперь любой друг, родственник, гражданин или просто человек оценивается только как потребитель или продукт компании.
Но словами об открытом и объединенном мире нельзя просто так разбрасываться. Лучше всего на этот счет, пожалуй, высказалась доктор Сафия Ноубл в научной работе о том, как в социальных медиа наживаются на новостях о насилии среди афроамериканского населения. Похоже, что Цукерберг либо не замечает проблем современной реальности, либо его устраивает тот уровень сопутствующего ущерба культуре и обществу, который возникает в погоне за открытым и объединенным технологическим видением.
Материалы по теме:
Стартапы, берегитесь: Марк Цукерберг стал новым Биллом Гейтсом
Правдивая история основания Facebook
Внутри амбициозного плана Facebook по объединению всего мира
Facebook раздал бесплатный интернет для 15 млн человек
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Самое важное o 115-ФЗ»
- 1 Meta* откажется от фактчекинга и цензуры контента в своих соцсетях
- 2 Президент UFC Дана Уайт присоединился к совету директоров Meta*
- 3 Марк Цукерберг назначил республиканца на должность главы отдела глобальной политики
- 4 Илон Маск обогнал сам себя по количеству упоминаний в СМИ