Писательница и бывший спичрайтер Марка Цукерберга Кэтрин Лосс рассказала изданию Vox о своей работе в Facebook и о том, как идеология компании привела к скандалу с Cambridge Analytica.
Казалось бы, совсем недавно я сидела в офисе Facebook в Пало-Альто и внимательно слушала выступление главы компании на очередном пятничном совещании. «Доминирование!» – произнес он с улыбкой, подняв вверх свой кулак.
Это было в 2005 году, и Facebook собиралась покорить мир. Я окончила факультет английского языка и устроилась в тогда еще новую компанию. Через четыре года я стала редактором блога Цукерберга и писала ему речи для выступлений.
Я помню, как в 2005 году Марк носил футболку с надписью «Ленивцы». Иронично, не так ли? Всем нам идея «доминирования» казалась как смешной и несерьезной фантазией, так и твердо установленной миссией.
Иногда я задавалась вопросом, был ли он действительно настроен серьезно. Как должно выглядеть доминирование Facebook? На тот момент это была простая и забавная социальная сеть для студентов. Может ли одна компания объединить людей по всему миру и контролировать их?
Фото: Алекс Вонг / Getty Images
Всякий раз, когда я начинала сомневаться, я думала: «Рано пока переживать по этому поводу. Компания еще слишком мала». Так я успокаивала себя и продолжала работать над развитием Facebook. Нас всех объединял один образ мышления: сначала масштабирование, затем вопросы.
Вместе с ростом Facebook росло мое беспокойство
Facebook продолжал расти экспоненциально, и идея доминирования становилась все более реальной. Я начала искать признаки того, что Цукерберг и сотрудники в целом понимали недостатки этого беспрепятственного роста.
Я была спичрайтером Цукерберга. Следовательно, мне нужно было не только понимать всю полноту нашей миссии, но и красноречиво ее оформлять. В то время мне казалось, что самой большой угрозой популярности Facebook, как бы иронично это ни звучало, было ее стремление стать монополией.
Вскоре Цукерберг стал чаще говорить о растущей власти Facebook. «Компании превыше стран», – сказал он однажды, когда мы обсуждали новый пост о целях Facebook. «Если хочешь изменить мир, лучше всего основать компанию», – добавил он.
Конечно, поначалу такая идея казалась мне привлекательной. В отличие от страны, компания обладает неограниченным потенциалом роста и развития, и социальная сеть, преодолевшая национальные границы, могла бы стать своеобразным мета-обществом. Все мои мысли были заняты пьянящей возможностью изменить мир.
Однако я боялась задать следующие вопросы: если мы достигнем нашей цели, почему мир должен доверять нам управлять этим новым глобальным мета-обществом? Сможет ли Цукерберг с этим справиться?
Фото: Ap Photo / Эрик Рисберг
Я не была уверена, что мои коллеги думали о том же. В любом случае, я не слышала, чтоб они об этом говорили.
Сотрудники Facebook очень образованы и умны. Однако атмосфера компании не поощряла такие вопросы. Вместо этого все фокусировались на росте, а не на самоанализе.
«Мы строим социальную операционную систему», – говорили они. Какая нейтральная и технически беспристрастная фраза.
Культура Facebook всегда была невосприимчивой к самокритике. Казалось бы, компания, которая строит совершенно новую социальную и коммуникационную инфраструктуру, должна быть открыта к дискуссиям и обсуждениям. Но это не так.
Даже после самого первого скандала, связанного с запуском ленты новостей, сотрудники молчали. В компании не поднимались вопросы нарушения приватности пользователей. Все были просто рады, что после нескольких дней энергичного протеста люди обо всем забыли и вернулись на сайт. Похоже, с тех пор ничего не изменилось.
После скандала с Cambridge Analytica пришло время действовать
Конечно, не совсем точно говорить, что рост и прибыль для компании важнее этики. Потому что для Facebook рост – это сама по себе этическая цель. Компания уверена, что ее миссия объединять людей – это моральная ценность, поэтому все усилия в этом направлении становятся по определению оправданными.
Недавно произошел скандал с Cambridge Analytica. Заявления о том, что Facebook помогла Трампу и «брекзиту», пошатнули репутацию компании.
Однако этот скандал на самом деле не является скандалом: все, кто работал с платформой, знали, что несколько лет компания предоставляла доступ к данным сторонним разработчикам. Ситуация вызвала массовое недовольство только потому, что мир наконец осознал последствия такого положения дел.
Тем не менее, есть надежда. Недавно Facebook объявила о своих намерениях открыть исследователям доступ к анонимным наборам данных, чтобы те поняли, как происходит вмешательство в выборы. Может быть, это значит, что Цукерберг наконец осознал миссию компании и моральную ответственность.
И все же каждый сотрудник Facebook должен посмотреть в зеркало и задать себе сложные вопросы. В самом начале развития компании было легко мечтать и надеяться на лучшее. Теперь доминирование на рынке достигнуто, и пришло время установить реальные ограничения на силу Facebook.
Материалы по теме:
Марк Цукерберг уже 14 лет обещает исправить ошибки Facebook. Почему у него ничего не получается
Состояние Цукерберга выросло на $2,8 млрд на фоне выступления перед сенатом США
Цукерберг признал себя лучшим для управления Facebook, несмотря на скандал с утечкой данных
Facebook будет платить за сообщения о новых утечках данных до $40 тысяч
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Где взять деньги на бизнес»
- 1 Meta* откажется от фактчекинга и цензуры контента в своих соцсетях
- 2 Президент UFC Дана Уайт присоединился к совету директоров Meta*
- 3 Марк Цукерберг назначил республиканца на должность главы отдела глобальной политики
- 4 Илон Маск обогнал сам себя по количеству упоминаний в СМИ
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025