Top.Mail.Ru
Аналитика

ИНКУБАТОРЫ И АКСЕЛЕРАТОРЫ НА СТАРТАП-РЫНКЕ РОССИИ - НАЧАЛО СОЗРЕВАНИЯ

Аналитика
Михаил Курчатов
Михаил Курчатов

Михаил Курчатов
ИНКУБАТОРЫ И АКСЕЛЕРАТОРЫ НА СТАРТАП-РЫНКЕ РОССИИ - НАЧАЛО СОЗРЕВАНИЯ

Инкубаторы и акселераторы – одни из ключевых элементов стартап-экосистемы. Эти организации занимаются развитием проектов на ранней стадии, превращая их в бизнес, который можно продать по рыночной оценке, а не по затратам. Во всем мире инкубаторы и акселераторы работают с большим потоком проектов, разделяя риски своих инвесторов, однако успеха в этой сфере достигли только единицы. В России инкубация и акселерация пока только набирают свою силу, пытаясь копировать иностранные образцы.


Что такое инкубатор и акселератор?


В классическом понимании акселератор – это институт венчурного рынка, представляющий собой организацию, которая занимается выращиванием бизнесов из идей инициативных людей, которые хотят стать предпринимателями. Фактически это первая внешняя «инстанция» для стартапера после его частного окружения FFF (семьи, друзей и знакомых, поверивших в его будущий успех).  Акселератор обычно имеет срочную программу по развитию проектов, которая состоит из теоретических курсов, вводящих в базовые понятия венчурного предпринимательства и управления проектами, а также практические занятия, направленные на внедрение усвоенных знаний в реальный проект. Обычно в акселераторе работает команда из предпринимателей, имеющих опыт создания своих стартапов, привлекших для этого венчурные инвестиции, а также вышедших из бизнеса путем продажи, а также обслуживающий персонал – юристы, бухгалтеры и дизайнеры.

Инкубатор отличается от акселератора тем, что работает по «выращиванию» уже сформированных бизнесов перед привлечением инвестиций уже от венчурных фондов. В этом отношении сама суть программ может отличаться только более глубоким погружением в вопросы инвестиционного анализа, структурирования сделок и общения с инвесторами.


Результативность инкубаторов и акселераторов


И инкубатор, и акселератор пропускают за время своего существования сотни стартапов, получая в обмен на оказываемые услуги доли в капитале этих компаний. При привлечении следующих инвесторов наличие того или иного инкубатора или акселератора в стартапе (обычно речь идет об ангельских инвестициях, когда вкладывается не организация сама по себе, а кто-либо из ее членов) является знаком качества» и стимулирует инвестора к принятию решения. При этом осуществляется жесткий отсев проектов, которые не могут дальше продолжать развитие своего бизнеса (недостатки команды, юридические проблемы, стратегические проблемы и так далее), что определяет некоторый процент выпускников таких организаций. Так, за рубежом из акселераторов обычно выходит не более 75% стартапов, а из инкубаторов не более 25-33%. Это не значит, что оставшиеся стартапы всегда не работают и закрываются, но им становится сложнее участвовать в поиске инвестиций без изменения своей стратегии развития.

Инкубатор и акселератор зарабатывают дважды – в первый раз они оказывают платные услуги (помимо тех, что включены в стандартные предложения в обмен на долю в проектах), во второй раз – при продаже стартапа крупному инвестору или выходу стартапа на IPO, поглощению или обратном выкупе основателями долей инвесторов. Фактически это ставит инкубатор и акселератор на одно место с венчурными фондами, которые часто и организовывают (или поддерживают) инкубаторы и акселераторы для отбора проектов для дальнейшего финансирования.

Основная задача инкубатора и акселератора – увеличение профессионализма стартаперов и создание условий для дальнейшего развития продукта или сервиса с тем, чтобы у стартапа увеличивалась рыночная оценка бизнеса. В этом отношении один из вариантов оценки успешности таких проектов – рост капитализации стартапов-резидентов инкубаторов и акселераторов. Так, за рубежом такие организации работают на то, чтобы стартап вырос в 3-4 раза, а, если инкубатор и акселератор сохраняют свои доли в проекте и он продается крупному игроку, то рост может составить и 8-10 раз. Очевидно, что до таких пределов стартапу нужно еще дойти (или дожить), поэтому при инкубаторе или акселераторе почти всегда есть или сообщество активных бизнес-ангелов, которые и вкладывают свои деньги в инкубатор или акселератор, который распределяет их по своим резидентам, или венчурный фонд.


Российская модель инкубации и акселерации


Стартапы и технологии не строятся и не возникают в определенных местах, например, ОЭЗ или в районах, где "необходимо увеличить инновации". Для стартапа и для инкубатора важно иметь достаточное количество средств для того, чтобы предприниматели смогли сосредоточиться на создании своих продуктов, что вовсе не всегда возможно в таких "местах". Кроме того, первые два года любой начинающий проект не имеет прибыли, с которой ему дают налоговую льготу.

В этой связи инкубатор и акселератор не могут возникать на "пустом месте". По этой причине в России инкубаторы и акселераторы возникают как и на Западе вокруг "денежного источника", но обычно им является не сообщество предпринимателей, а материнская компания, которая таким образом выстраивает себе вертикальное развитие (типичный пример – FastLane Ventures).

Тем не менее, в России большинство стартаперов работают на основном месте работы и на досуге участвуют в проектах – это отражается на качестве результатов и того, и другого их рода деятельности. Попытки облегчить налоговый режим не имеют никакого отношения к стартапам – это может помочь только тем компаниям, которые имеют прибыль. Очевидно, что предпринимателям нужна поддержка иного рода – им требуется опыт и знания людей, которые были вовлечены в такой бизнес раньше, но в отечественных инкубаторах их работает ничтожно малое количество. По сути дела, в России инкубатор, технопарк или акселератор представляют собой возможность недорого снять офисное помещение, которое находится в не самом удачном месте, которое некомфортно как для инвестора, так и для самого стартапера.

Особо хочется отметить тот факт, что в России не сложилась устойчивая модель работы инкубаторов и акселераторов – несмотря на присутствие на рынке более 100 подобных организаций, фактически работают из них не более 20, а коммерческий успех из них имеют только считанные единицы (в основном инкубаторы, занятые трансфером технологий). По этой причине рынка инкубационных и акселерационных сервисов в России в институциональном виде пока нет, если не считать инициативы отдельных игроков, как, например, ФРИИ.

На основе данного обзора RusBase была подготовлена статья РБК "Российскому венчурному рынку не хватает «ранних» денег".

RusBase Analytics Department

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ABC-анализ в бизнесе: что такое, для чего нужен и как проводится
  2. 2 Инструменты на основе ИИ, которые помогают предотвращать травмы на производстве
  3. 3 Бизнес-модель open source: как зарабатывают на альтруизме
  4. 4 Сложная продуктовизация: как вывести разработанный программный продукт на рынок и добиться его монетизации
  5. 5 Адаптация рынка мобильной разработки: что изменилось за последние годы?
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти