Аналитика

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЮ РОССИИ

Аналитика
Михаил Курчатов
Михаил Курчатов

Михаил Курчатов
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЮ РОССИИ
Присоединиться

Международный информационный ресурс East-West Digital News по заказу РВК подготовил в рамках проекта Venture Kitchen аналитическое исследование рынка электронной коммерции за 2012-2013 год «Интернет торговля в России. Руководство к успешным инвестициям и проектам».  

Сфера eCommerce сегодня является одной из самых перспективных для инвестиций и создания собственного бизнеса в России. Высокий рост генерируемых доходов, потенциал рынка и темпы роста проникновения сети в разы повышает привлекательность отрасли для предпринимателей. Объем рынка интернет-продаж хоть и составляет небольшие 2% от общего объема ритейла, однако демонстрирует солидный рост на 25-30% ежегодно.

Непрекращающийся интерес к отрасли со стороны бизнеса стал поводом для подробного аналитического исследования. Отчет «Интернет торговля в России. Руководство к успешным инвестициям и проектам»  включает в себя данные розничного рынка e-commerce, прогнозы роста и сравнения бизнес-процессов интернет-магазинов с другими странами. В обзор включены исследования и аналитика  «проблемных зон» интернет-торговли, такие как эффективные способы оплаты, инструменты маркетинга, оптимизация доставки. Также подробно проанализированы драйверы электронной коммерции. В материале приведены мнения, оценки и прогнозы от инвесторов и экспертов, руководителей крупных интернет-магазинов. Исследование проводилась в течение 2013 года при участии более 100 российских и международных игроков ИТ-индустрии.


Рост интернет-торговли в России 


Развитие электронной коммерции напрямую зависит от проникновения интернета, который в России по-прежнему носит неравномерный характер. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ), весной 2013 года ежемесячно к интернету были подключены 66 млн россиян или 57% взрослого населения. По этим показателям мы ненамного, но все же уступаем Италии и Испании. В среднем ежегодный рост интернет-пользователей составляет около 10%.  По данным Института социологии Российской академии наук, если увеличение числа пользователей продолжится такими темпами, России понадобится менее десяти лет, чтобы достичь 75%-го уровня интернет-проникновения.

По данным InSales, в России работает около 40 тысяч интернет-магазинов (на семь тысяч больше, чем в 2012 году). Каждый пятый россиянин, т.е. около 30 млн человек, хотя бы раз делали покупки в сети.

По оценкам Data Insight и East-West Digital News, в 2012 году общий объем российского рынка розничных онлайн-продаж составил почти 400 млрд рублей (около $13 млрд) - на 27% больше, чем в предыдущем году, в том числе 290 млрд руб ($9,5 млрд), потраченных на физические товары.В этом году ожидается, что объем рынка достигнет почти 500 млрд рублей ($16 млрд), не учитывая онлайн-продажи в Россию из-за границы, объем которых составляет еще примерно $3 млрд.


Сегменты рынка интернет-торговли


Что касается сегментов рынка, их общая картина довольно ясна, несмотря на некоторые различия между источниками. Бытовая электроника и гаджеты, одежда и обувь, а также автомобильные запчасти относятся к категориям наиболее высокого спроса. 

  

Объемы сегментов российского рынка интернет-торговли за 2012 год и первое полугодие 2013 года:
Сегмент Объем рынка
Бытовая техника (в том числе электроника
и компьютерная техника) 
181.7 млрд  рублей
Одежда и обувь 56.2 млрд рублей
Автозапчасти 44.6 млрд рублей
Товары для дома и мебель  27.6 млрд рублей
Детские товары 17.6 млрд рублей
Косметика и парфюмерия 15.5 млрд рублей
Продукты  10.5 млрд рублей
Книги, CD и DVD диски 7.8 млрд руб
Спортивные товары   5 млрд рублей
Предметы роскоши 4.6 млрд рублей

Среди виртуальных товаров и услуг наиболее популярными являются авиа- и железнодорожные билеты, а также билеты на мероприятия, покупка программного обеспечения.

На сайтах ежедневных распродаж и коллективных скидок, наибольшим спросом пользуются пять видов товаров и услуг: сфера обслуживания, развлечения и спорт, ресторанный и туристические бизнесы.

Нильс Тонсен (Niels Tonsen), генеральный директор интернет-магазина обуви и одежды Lamoda.ru:

Мы твердо верим в огромный потенциал российской электронной коммерции. Значительные инвестиции необходимы для того, чтобы мы имели возможность осуществлять доставку по всей России и предоставлять сервис мирового класса для совершения покупок. Мы уделяем особое внимание качеству обслуживания клиентов, которое оправдывает себя в течение долгого времени, что снижает маркетинговые затраты. Уровень обслуживания в  Москве на данный момент выше, чем на Западе. Клиенты имеют возможность сделать заказ без риска и платить только за те товары, которые хотят.

Рост рынка


Эксперты компаний Data Insight и East-West Digital News уверены - основная часть будущего роста будет сосредоточена в регионах, которая может быть достигнута путем оптимизации доставки. Многие интернет-магазины уже фиксируют более высокую покупательскую активность  в городах с населением от 300 тысяч до одного миллиона, чем в  российских столицах - Москве и Санкт-Петербурге. 

Оплата наличными при доставке (cash on delivery) остается основным предпочтительным вариантом расчета товаров. Большинство интернет-магазинов единодушны в том, что данный способ оплаты тормозит развитие их компаний. С другой стороны, именно преобладание наличных платежей сделал возможным развитие всей отрасли в виду глубокого недоверия пользователей к покупкам в сети. При этом, практика оплаты наличными в меньшей степени влияет на количество возвратов и финансовое состоянии компании.

С полной версией аналитического обзора можно ознакомиться здесь: первая часть и вторая часть.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Инструменты на основе ИИ, которые помогают предотвращать травмы на производстве
  2. 2 Бизнес-модель open source: как зарабатывают на альтруизме
  3. 3 Сложная продуктовизация: как вывести разработанный программный продукт на рынок и добиться его монетизации
  4. 4 Адаптация рынка мобильной разработки: что изменилось за последние годы?
  5. 5 Своя красота: 10 российских производителей косметики и уходовых средств
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!