Международный информационный ресурс East-West Digital News по заказу РВК подготовил в рамках проекта Venture Kitchen аналитическое исследование рынка электронной коммерции за 2012-2013 год «Интернет торговля в России. Руководство к успешным инвестициям и проектам».
Сфера eCommerce сегодня является одной из самых перспективных для инвестиций и создания собственного бизнеса в России. Высокий рост генерируемых доходов, потенциал рынка и темпы роста проникновения сети в разы повышает привлекательность отрасли для предпринимателей. Объем рынка интернет-продаж хоть и составляет небольшие 2% от общего объема ритейла, однако демонстрирует солидный рост на 25-30% ежегодно.
Непрекращающийся интерес к отрасли со стороны бизнеса стал поводом для подробного аналитического исследования. Отчет «Интернет торговля в России. Руководство к успешным инвестициям и проектам» включает в себя данные розничного рынка e-commerce, прогнозы роста и сравнения бизнес-процессов интернет-магазинов с другими странами. В обзор включены исследования и аналитика «проблемных зон» интернет-торговли, такие как эффективные способы оплаты, инструменты маркетинга, оптимизация доставки. Также подробно проанализированы драйверы электронной коммерции. В материале приведены мнения, оценки и прогнозы от инвесторов и экспертов, руководителей крупных интернет-магазинов. Исследование проводилась в течение 2013 года при участии более 100 российских и международных игроков ИТ-индустрии.
Рост интернет-торговли в России
Развитие электронной коммерции напрямую зависит от проникновения интернета, который в России по-прежнему носит неравномерный характер. По данным Фонда общественного мнения (ФОМ), весной 2013 года ежемесячно к интернету были подключены 66 млн россиян или 57% взрослого населения. По этим показателям мы ненамного, но все же уступаем Италии и Испании. В среднем ежегодный рост интернет-пользователей составляет около 10%. По данным Института социологии Российской академии наук, если увеличение числа пользователей продолжится такими темпами, России понадобится менее десяти лет, чтобы достичь 75%-го уровня интернет-проникновения.
По данным InSales, в России работает около 40 тысяч интернет-магазинов (на семь тысяч больше, чем в 2012 году). Каждый пятый россиянин, т.е. около 30 млн человек, хотя бы раз делали покупки в сети.
По оценкам Data Insight и East-West Digital News, в 2012 году общий объем российского рынка розничных онлайн-продаж составил почти 400 млрд рублей (около $13 млрд) - на 27% больше, чем в предыдущем году, в том числе 290 млрд руб ($9,5 млрд), потраченных на физические товары.В этом году ожидается, что объем рынка достигнет почти 500 млрд рублей ($16 млрд), не учитывая онлайн-продажи в Россию из-за границы, объем которых составляет еще примерно $3 млрд.
Сегменты рынка интернет-торговли
Что касается сегментов рынка, их общая картина довольно ясна, несмотря на некоторые различия между источниками. Бытовая электроника и гаджеты, одежда и обувь, а также автомобильные запчасти относятся к категориям наиболее высокого спроса.
Сегмент | Объем рынка |
Бытовая техника (в том числе электроника и компьютерная техника) |
181.7 млрд рублей |
Одежда и обувь | 56.2 млрд рублей |
Автозапчасти | 44.6 млрд рублей |
Товары для дома и мебель | 27.6 млрд рублей |
Детские товары | 17.6 млрд рублей |
Косметика и парфюмерия | 15.5 млрд рублей |
Продукты | 10.5 млрд рублей |
Книги, CD и DVD диски | 7.8 млрд руб |
Спортивные товары | 5 млрд рублей |
Предметы роскоши | 4.6 млрд рублей |
Среди виртуальных товаров и услуг наиболее популярными являются авиа- и железнодорожные билеты, а также билеты на мероприятия, покупка программного обеспечения.
На сайтах ежедневных распродаж и коллективных скидок, наибольшим спросом пользуются пять видов товаров и услуг: сфера обслуживания, развлечения и спорт, ресторанный и туристические бизнесы.
Нильс Тонсен (Niels Tonsen), генеральный директор интернет-магазина обуви и одежды Lamoda.ru:
Мы твердо верим в огромный потенциал российской электронной коммерции. Значительные инвестиции необходимы для того, чтобы мы имели возможность осуществлять доставку по всей России и предоставлять сервис мирового класса для совершения покупок. Мы уделяем особое внимание качеству обслуживания клиентов, которое оправдывает себя в течение долгого времени, что снижает маркетинговые затраты. Уровень обслуживания в Москве на данный момент выше, чем на Западе. Клиенты имеют возможность сделать заказ без риска и платить только за те товары, которые хотят.
Рост рынка
Эксперты компаний Data Insight и East-West Digital News уверены - основная часть будущего роста будет сосредоточена в регионах, которая может быть достигнута путем оптимизации доставки. Многие интернет-магазины уже фиксируют более высокую покупательскую активность в городах с населением от 300 тысяч до одного миллиона, чем в российских столицах - Москве и Санкт-Петербурге.
Оплата наличными при доставке (cash on delivery) остается основным предпочтительным вариантом расчета товаров. Большинство интернет-магазинов единодушны в том, что данный способ оплаты тормозит развитие их компаний. С другой стороны, именно преобладание наличных платежей сделал возможным развитие всей отрасли в виду глубокого недоверия пользователей к покупкам в сети. При этом, практика оплаты наличными в меньшей степени влияет на количество возвратов и финансовое состоянии компании.
С полной версией аналитического обзора можно ознакомиться здесь: первая часть и вторая часть.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Инструменты на основе ИИ, которые помогают предотвращать травмы на производстве
- 2 Бизнес-модель open source: как зарабатывают на альтруизме
- 3 Сложная продуктовизация: как вывести разработанный программный продукт на рынок и добиться его монетизации
- 4 Адаптация рынка мобильной разработки: что изменилось за последние годы?
- 5 Своя красота: 10 российских производителей косметики и уходовых средств
ВОЗМОЖНОСТИ
29 марта 2024
31 марта 2024
31 марта 2024