Top.Mail.Ru
YOUNG

Графический дизайнер: кто это и чем занимается?

YOUNG
Ксения Жаворонок
Ксения Жаворонок

Арт-директор в SETTERS

Ирина Печёрская

Ксения Жаворонок, арт-директор коммуникационного агентства SETTERS, рассказала об особенностях профессии графического дизайнера и зачем ему разбираться в психологии и робототехнике.

Графический дизайнер: кто это и чем занимается?

Содержание:

 

Кто такой графический дизайнер

Графический дизайнер — связующее звено между продуктом и потребителем. Дизайнеры учитывают видение и задачи бизнеса и потребности покупателя. И при помощи визуального языка обеспечивают эффективную коммуникацию сторон.

Сегодня графическим дизайнером часто называют кросс-функционального специалиста. Кроме работы в графических редакторах он выполняет, например, задачи из области моушн-, UX-, UI- или медиа-дизайна. 

В профессиональной среде есть и узкий термин «графический дизайнер». У такого специалиста небольшая зона ответственности (только графические редакторы), но в чистом виде эта профессия встречается редко. 

Она, например, не подходит для старта, потому что предполагает работу с небольшими локальными задачами внутри проекта, на которых сложно много заработать и которые не помогут освоить часть важных для современного дизайнера инструментов. Поэтому большинство графических дизайнеров в классическом понимании — это специалисты с большим опытом, которые уже поработали в смежных областях и осознанно выбрали именно эту нишу.

Я хочу рассказать о графическом дизайнере в первом значении, то есть о задачах и особенностях карьеры в дизайне в широком смысле.

 

Дизайнеры работают

 

Какими навыками должен обладать графический дизайнер

Лет 20 назад, когда профессия дизайнера только формировалась на российском рынке, ей не доверяли. Заказчики не понимали, из чего складывается прайс — зачем платить за картинку большие деньги. Часто можно было столкнуться с мнением: «Да у меня ребенок в фотошопе может также!». В итоге мы получили огромное количество неработающего и сомнительного с эстетической точки зрения дизайна. 

Теперь многое изменилось. Профессия за последние десять лет стала популярной и высокооплачиваемой. Благодаря появлению в социальных медиа доступных инструментов для оценки эффективности рекламы бизнес может понять, насколько хорошо работает дизайн. Работу дизайнеров ценят и вкладывают в нее часть рекламного бюджета компании. Но развитие индустрии меняет и систему компетенций специалиста.

Раньше главным требованием было освоение хард-скиллов, а основным навыком дизайнера считалось умение работать с пакетом Adobe: выполнять механическую работу в фотошопе и графических редакторах. Сегодня владение Adobe, как и умение работать с цветом, типографикой, формой и композицией — это только минимальная база.

Количество необходимого софта и сервисов расширилось. Например, Figma стала одним из главных инструментов, а сам дизайн перестал быть статичным: активно развиваются 2D- и 3D-анимация, AR и VR. И чтобы работать в связке с аниматорами, нужно иметь представление о функционале пакета Cinema 4D. Пригодится и умение создавать презентации в KeyNote или Google Slides.

А еще дизайнер сегодня не только ремесленник-исполнитель. Ему важно разбираться в стратегии развития проекта, уметь общаться с заказчиком и командой. Среди значимых софт-скиллов:

  • базовое знание психологии. Дизайнер обязан учитывать страхи и желания потребителя для лучшего понимания его потребностей;
  • эмпатия. Умение ставить себя на место других людей (клиента, потребителя, коллег) увеличивает степень вовлеченности в проект; 
  • любознательность. Работодатель ценит знание смежных областей, например, робототехники, IT или изобразительного искусства. Это помогает дизайнеру находить креативные решения;
  • коммуникация. Сегодня редко встречаются графические дизайнеры, которые работают только из дома и не контактируют ни с кем, кроме заказчика или руководителя. Чаще это проактивные люди. Они организуют брифинги, строят MindMap вместе с клиентами, проводят глубинные интервью. Чтобы добиться лучшего результата, надо уметь договариваться с заказчиком и командой, находить компромиссы и воспринимать критику;
  • вовлеченность в повестку. Дизайнеру важно понимать и уместно применять тренды. Знание ведущих продуктов и популярного контента помогает ориентироваться на рынке и предлагать лучшие решения;
  • нетворкинг. Взаимодействовать с сообществом, перенимать опыт других специалистов и развивать насмотренность — необходимые условия профессионального роста. Для этого мы вместе с командами SLAVA и Zebra Hero придумали марафест «КРЕАЧЕЛЛА». Это день, когда креативные агентства открывают двери офисов, чтобы познакомить всех желающих с внутренней кухней, рабочими процессами, командой и корпоративной культурой. 

 

Где может работать графический дизайнер

 

Фриланс

Раньше формат фриланса подразумевал нестабильность и работу в режиме «есть проект — нет проекта».  В современных реалиях быть фрилансером удобнее. Можно, например, подписать контракт с небольшим брендом на дизайн соцсетей. Работа над тремя-четырьмя проектами в среднем приносит 50-75 тыс. рублей. 

Но риски все еще не исключены: заказчик всегда может отказаться от сотрудничества или задержать оплату. Приходится постоянно согласовывать прайс и сроки, а еще привыкать к новым условиям работы: иногда, например, вы с заказчиком оказываетесь в разных часовых поясах.

Главное: фриланс — это область, где дизайнеру некому делегировать ответственность. А еще, в отличие от сотрудника агентства, где есть слаженная постоянная команда, внештатник вынужден каждый раз заново выстраивать коммуникацию с заказчиком и его менеджерами. И это влияет на скорость работы и конечный результат.

 

Штатный дизайнер

Штатный дизайнер, в отличие от фрилансера, не рискует внезапно оказаться без работы. Таким специалистам обычно не хочется каждую неделю осваивать новый проект. Они ценят стабильность и погруженность в специфику бренда. 

Но есть и минус. Однообразная работа с единственным продуктом может приводить к выгоранию. Поэтому многие штатные дизайнеры раз в пару лет меняют место работы. 

 

Студия дизайна

Студии обычно предлагают дизайнеру выбрать, в каком направлении ему интереснее развиваться. Часть команды, например, работает над определенным продуктом с контрактом на год — это похоже на работу в штате отдельной компании. А в другом подразделении занимаются тендерами и стратегиями — там проекты меняются каждые две недели. 

Особенность студий — заинтересованность в профессиональном росте сотрудников. В Setters, например, мы составляем персональные карты развития, которые показывают, чем человек хочет заниматься, в какую сторону идти. Компания оплачивает курсы, доступ к литературе и источникам и разрабатывает специальные задания для повышения зарплат.

Кроме того, студии дизайна развивают корпоративную культуру. Даже офисы теперь — это классные места, откуда не хочется уходить: с релакс-зонами, киноклубом или обедами в парке.

 

Девушка за компьютером

 

Какие задачи решает графический дизайнер

Продукт, который производит дизайнер, помогает бизнесу выделиться на фоне конкурентов, продать товар, повысить лояльность к бренду. А потребителю дизайн помогает приобрести товар или услугу, которые закроют его боли. Дизайнер играет в этой ситуации роль визуального коммуникатора: помогает обеим сторонам достигнуть своих целей.

Работа дизайнера — это синергия творчества и логики, хард- и софт-скиллов. Вот примеры задач, над которыми может работать дизайнер:

  • разработка айдентики бренда;
  • создание анимаций;
  • оформление социальных сетей и лендингов;
  • дизайн баннеров и вывесок;
  • верстка афиш, раздаточных материалов и сувенирной продукции;
  • разработка гайдлайнов;
  • презентация и защита проектов перед заказчиком;
  • брифинг команды и клиента;

Читайте также:
Дизайн — это новое поле конкуренции: пять принципов разработки, которые помогут привлекать клиентов
«Я оказался на полшага впереди тех, кто сейчас пытается запрыгнуть в этот 3D-дизайн-поезд». Дизайнеры — о своей первой работе
Перед тобой ставят один стул на другой и говорят: «Сделай из этого шрифт». История о том, как я стала графическим дизайнером

Какие есть критерии для оценки качества работы дизайнера

Оценить работу дизайнеров непросто. О релевантности конкретных метрик спорят: из-за этого всегда есть риск уйти в область субъективных суждений («этот цвет неприятный»). Так что перед каждой студией стоит задача разработать систему измерения результатов: она поможет оптимизировать работу и сделать предложения и смету прозрачными для заказчика.

Позиция нашего агентства, например, — найти баланс между решением арт-директора и вкусами ЦА, которая будет потребителем контента. Мы пользуемся таблицей в CRM, в которой по пятибалльной шкале оцениваем работу наших дизайнеров с цветом, шрифтами, фотоизображениями, композицией и анимацией. 

Если общая оценка меньше норматива, то проект выносится на обсуждение. Мы стараемся понять, почему человек сделал неудачный выбор. Например, внести правки мог попросить заказчик — тогда проблему и альтернативные решения стоит обсудить с ним. Или специалисту могло не хватить знаний и навыков — тогда мы отправляем его пройти дополнительное обучение.

Важно: дизайн — это сфера, в которой вам придется пройти много согласований и научиться аргументированно отстаивать свою позицию. Иногда клиент не соглашается с дизайнером и предлагает собственные решения. Но если вы видите, что они неудачные, то не пропускать их в работу — одна из ваших профессиональных задач. 

Учитесь не изменять собственным экспертизе и вкусу и цените свою репутацию: халтура, на которую вы согласитесь, потому что вам не хочется спорить, навсегда останется в вашем портфолио.

Наличие четких критериев для измерения результатов — главный инструмент на этапе согласования. Подготовьтесь к ответу на вопрос, что именно ваш дизайн даст бизнесу, и собирайте реальные кейсы, которые помогают проиллюстрировать выгоды.

Ребрендинг, например, помогает трансформировать идентичность бренда, приблизить продукт к потребителю, привлечь новую аудиторию. Удачное решение, которое находит команда профессионалов, вызывает положительные эмоции и вдохновляет. Так, мужской дезодорант Old Spice до ребрендинга ассоциировался со старшим поколением. Сделать его востребованным у молодой аудитории помогла смена логотипа, слогана и новая колоритная реклама с Исайей Мустафой. 

 

Где можно научиться графическому дизайну 

Среди государственных вузов мало тех, которые готовят дизайнеров. Сильные факультеты открыты в ВШЭ, специалистов с достаточной подготовкой выпускает Британская школа дизайна. Правда, после государственного вуза часто приходится доучиваться. Когда я открыла школу графического дизайна при Setters Education, ко мне пришло много ребят из разных университетов: оказалось, многие из них не знают базовых вещей.

Существует много частных курсов, но среди них сложно выбрать полезные. На онлайн-курсах иногда появляются достойные спикеры, но в целом такие платформы нацелены на большой поток в ущерб эффективности. Количество людей, которые доходят до конца курса, незначительное, около 20%. 

Этот показатель увеличивается, если у курса есть персональные кураторы, которые сопровождают студентов. Важно, чтобы в процессе обучения затрагивались работа с клиентами, вопросы экономики, коммуникации, тайм-менеджмента. Это помогает человеку сразу после учебы найти работу.

Есть еще один рабочий способ — пойти на стажировку, чтобы приобретать необходимые навыки в поле. Но помните, что не так много компаний готовы тратить время на новичка. Можно попасть в сомнительное агентство и перенять не самые качественные знания. Поэтому профильное образование — всегда плюс.

 

Девушка в наушниках

 

Сколько зарабатывает графический дизайнер

В индустрии всегда существовал большой разброс зарплат. Кроме того, на рынок дизайна значительно повлияла пандемия: за последний год выросла стоимость дизайна и зарплата дизайнеров. Это связано с тем, что многие компании, даже самые консервативные, начали выходить в онлайн и им потребовался визуальный контент для сайтов, приложений и креативов.

В России расценки сильно зависят от региона. Средняя зарплата специалистов в агентстве:

  • джуниор: от 40 тыс. рублей в регионах, от 55 тыс. рублей в Москве;
  • мидл: от 55 тыс. рублей в регионах, 75-80 тыс. рублей в Москве;
  • сеньор: 75-80 тыс. рублей в регионах, от 95 тыс. рублей в Москве. 

У продуктовых дизайнеров уровень зарплаты немного выше. Это связано с риском выгорания: они часто меняют работодателей, так что компании стремятся удержать специалиста в штате подольше с помощью материальных бонусов.

Самый большой разброс зарплат у фрилансеров. Это может быть подработка на 20 тыс. в месяц, а может быть стабильная занятость опытного специалиста, которому просто надоело работать в агентствах — он легко может получать не меньше 300 тыс. 

 

Преимущества и недостатки профессии

  • Нужны вложения на старте

Новичка вряд ли сразу возьмут на работу в крупную компанию или доверят масштабный высокооплачиваемый проект. Можно начать с небольшой команды, но даже здесь ценится базовое образование, хотя бы пройденный курс. Еще должен быть мощный компьютер: без современной техники работать в сегменте невозможно.

  • Дизайнер много работает за компьютером

С такой работой садится зрение, портится осанка, телу не хватает движения. Нужно прилагать усилия, чтобы оставаться здоровым и быть в тонусе. 

  • Много споров

В оценке работы дизайнера много значат субъективные факторы. Важно быть эмоционально устойчивым человеком, чтобы не выгорать от бесконечных согласований и правок.

  • В индустрии дизайна совершенству нет предела

Для кого-то это недостаток, для кого-то — преимущество, но специалисту все время нужно учиться чему-то новому, чтобы оставаться в тренде. Постоянно обновляются программы и техника, быстро меняется контекст и вкусы аудитории.

 

Графический дизайн сегодня — это живое, динамичное направление. Здесь часто появляются новые инструменты и задачи: недавно, например, сложно было представить на рынке таких специалистов, как дизайнер 3D-печати или дизайнер дополненной реальности. 

Богатая софтом и ролями индустрия может пугать новичков: люди теряются среди возможностей, пытаются овладеть всеми инструментами сразу. Вот, например, моушн-дизайнер, который работает с анимацией — это и художник, и режиссер, и даже программист. А UX/UI-дизайнер вообще большую часть времени занят исследованиями пользовательского поведения, проверкой гипотез и тестами.

Самое важное на старте — выбрать направление, определенный вектор развития и первые задачи, которые интересны именно вам. Помните: если вы не любите кодить, то ваши коды, скорее всего, так и останутся ужасными, а если вам интереснее заниматься наружкой, чем сайтами, то дизайнер айдентики из вас получится лучше веб-дизайнера. 

Удовольствие от обучения и работы помогает сохранять мотивацию. А еще, развиваясь в определенном направлении, вы всегда будете успевать следить за трендами и вовремя обновлять инструментарий.

Фото на обложке: Africa Studio/shutterstock.com

Фото в тексте предоставлены автором 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Добро и бизнес: как универсальный дизайн помогает завоевывать клиентов и делает комфортной жизнь людей с ОВЗ
  2. 2 Как управлять клиентским опытом в ритейле: разбираемся на примере «Дикси» и «Магнит у дома»
  3. 3 Какой корпоративный дизайн выбрать, чтобы подчеркнуть достижения компании: сквиркл-, гласс- или неоморфизм
  4. 4 Советы бизнесу: как сформулировать задачу для дизайнера, чтобы получить качественный результат
  5. 5 Как создать удобный и красивый интерфейс технологического продукта
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти