Полина

Туроператор: чиновники применяют арифметику вместо алгебры для "лечения" отрасли туризма


Чуть более 20 туроператоров уже сделали членские взносы в фонд "Турпомощи" за 2015 год, сообщает сегодня "РИА Новости". Директор туристического отдела туроператора "Инна Тур" Елена Конкина рассказала RB.ru, целесообразно ли пополнять фонд, а также поделилась мнением, какие изменения необходимо внести в работу турфирм и страховщиков, чтобы исправить сложившуюся в отрасли ситуацию.


Фото: РИА Новости

В АТОР отметили, что туроператоры неоднозначно восприняли призыв "Турпомощи". "Мелкие и средние компании, объединенные под лозунгом "БезТурпомощи", в очередной раз выразили свой протест... Представители среднего и крупного бизнеса отметили, что готовы оплатить взносы в том случае, если денег не будет хватать для вывоза туристов. Пока такой нехватки нет", - цитирует "РИА Новости" представителя ассоциации.

Днем ранее в АТОР сообщалось, что туроператорам предложили уже сейчас добровольно сделать взнос в "Турпомощь" на следующий год. Список "передовиков" будет размещен на сайте ассоциации. Эта инициатива прозвучала в свете вчерашнего заявления министра культуры Владимира Мединского на заседании Общественной палаты о том, что российские туроператоры должны будут обеспечить финансовую гарантию за каждого туриста в размере минимум 100 рублей с человека. Этими деньгами фонд "Турпомощь", "обмелевший" за период банкротств, должен вновь пополниться.

Напомним, с середины лета обанкротились уже более десятка российских туркомпаний, в числе которых такие крупные игроки, как "Нева", "Роза ветров Мир", "Экспо-тур", "Лабиринт", "ИнтАэр", "Солвекс-Турне" и "Южный Крест". С июля по сентябрь из-за приостановки деятельности туроператоров пострадали около 130 тысяч россиян. Директор туристического отдела туроператора "Инна Тур" Елена Конкина поделилась с RB.ru мнением о целесообразности пополнения фонда.

- Как вы считаете, в чем причина банкротств? Будет ли эффективна та мера, которую озвучили вчера и сегодня?

- Банкротства связаны с тем, что за все отвечает только туроператор, а авиакомпания не несет никакой ответственности. Ни в одной стране мира, где туристический рынок стабилен, нет подобных условий работы, как у нас в России. 100% ответственности перед авиакомпанией за продажу билетов лежит на туроператорах, при том что нормальный коэффициент ответственности - 70-80%. Так было раньше, и это давало возможность нормально функционировать. Сегодня схема выглядит следующим образом: если у туроператора, например, оплачено 100 мест в самолете на чартерный рейс, а продал он всего 80, ему все равно приходится платить за все 100 кресел на борту. Отсюда появляются горящие билеты и торговля в убыток. Эту схему нужно в корне менять.

Приведу пример. Когда произошли волнения в Таиланде или революция в Египте, туристы перестали бронировать путевки в эти страны. В этом случае туроператор мог вернуть 30% из своего блока мест на этом рейсе. Чтобы самолеты не летели полупустыми, перевозчик сам принимал решение, как поступать: менять борт на меньший размер, уменьшать количество перелетов или делать что-либо еще. Сейчас авиакомпании полностью защищены ответственностью туроператора, который должен на 100% оплатить заявленные объемы. А откуда у туроператоров такие деньги? Страховые компании не обеспечивают их теми суммами, которыми должны обеспечить в случае непредвиденных обстоятельств. Таким образом, нужно, прежде всего, менять закон.

- С чего вы предлагаете начать?

- Необходимо провести ревизию всех фирм, которые страхуют туризм, и изменить саму систему страхования. Опыт западных компаний показывает, что при банкротстве туроператоров туристы не страдают, потому что каждая их путевка была застрахована и обеспечена адекватным ее стоимости количеством денег. А у нас система страховых взносов унифицирована. То есть и большой, и маленький туроператоры платят одинаковый взнос: получается равная страховая сумма для компаний и со 100 туристами, и с 6000 туристов. Но мы ведь понимаем, что страховой взнос крупного игрока рынка с большим объемом продаж должен быть больше. Так и получилось на практике: маленькая "Роза ветров Мир" приостановила деятельность, и денег для компенсации хватило на всех туристов. А вот в крупном "Лабиринте" каждый подавший заявление на возмещение суммы получил всего 10% от стоимости тура.

Таким образом, я бы выбрала альтернативный путь тому, который предлагается сейчас. Не увеличивать взносы туроператоров в "Турпомощь", а изменить систему страхования турпродукта в компаниях по тому принципу, как страхуются сегодня вклады. Получается, что вместо того, чтобы применять алгебру, мы применяем арифметику, и поскольку в фонде мало денег, мы будем брать с туроператоров больше. Таким образом, нагрузка на туроператора становится еще больше вместо того, чтобы проверять страховые компании и выяснять, почему у них нет необходимых сумм.

- То есть те инициативы, которые озвучивают чиновники, не будут эффективны?

- Я считаю, что будет эффективнее перенять туристический опыт других стран, который гораздо больше нашего. У нас сейчас начинается тот процесс, который происходил в Европе в 80-х годах прошлого века, то есть укрупнение рынка через массовые банкротства, преобразование средних туроператоров в крупные. В результате у нас, условно говоря, останется, как в Германии, два ведущих туроператора: Thomas Cook и Tui. Но пока у нас их примерно 60, а это слишком много.

Я общаюсь с этими и другими западными компаниями, которые приезжают к нам на выставки, и укрепляюсь в мысли, что мы не пойдем по другому пути. Там никто не собирает очередные деньги при банкротстве туроператора, как происходит сегодня у нас с пополнением баланса "Турпомощи". Там работают страховые компании, и нет ответственности туроператора перед авиакомпанией. Когда-нибудь к такому выводу придем и мы. Кроме того, с турагентств планируют тоже собирать по миллиону рублей. Я думаю, в первую очередь, нужно отправить чиновников за рубеж, чтобы они посмотрели, как правильно должны работать компании.

У нас, конечно, выхода не будет, если нам скажут обязательно сдать деньги, и от этого будет зависеть наша лицензия. Мы, разумеется, все внесем, но это все слишком примитивные меры, которые не затрагивают всех остальных участников процесса.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно