Ольга

Герман Клименко: "Рунет сегодня - это чистая коммерция, никакой души"

Основатель List.ru и Liveinternet вспомнил о том, каким был Рунет на стадии развития, как зарабатывали его пионеры и в чем разочаровались


RB.ru побеседовал с Германом Клименко, основателем List.ru и Liveinternet, о 20-летии Рунета, переменах, произошедших за эти 20 лет и разочарованиях пионеров интернета в России.

Герман Клименко – пионер Рунета. В 1998 году он основал List.ru. За 2 года интернет-сайт вырос в солидный бизнес с посещаемостью 10 000 пользователей в день. В 2000 году он продал портал. А в 2003 году основал сервис онлайн-дневников Liveinternet, чуть позже в этом же году на сайте появилась статистика посещаемости различных интернет-сайтов. Сегодня посещаемость проекта – 1,2 -1,4 миллиона посетителей в день.

RB.ru побеседовал Германом Клименко о старте интернета в России в день 20-летия Рунета.

- Каким был интернет 20 лет назад?

- Тогда интернет был в зачаточной стадии - в 1994-1995 годах. Он очень медленно развивался. Это была тусовка системных администраторов и людей, погруженных в индустрию. Интернет был очень дикий. У меня в банке работал программист – студент из МГУ, он у меня подрабатывал. У него был бесплатный интернет от Сореса (1996-2001 годы – время, когда в РФ работали 33 интернет центра, созданные фондом Сореса. Американский бизнесмен вложил не менее 100 миллионов долларов в проект "Университетские центры интернета" – прим. ред.). Тогда пересылали документы от одних банков другим с помощью интернета от Сореса. А активность стала появляться только в 2000 году. Я тогда продавал list.ru,  у него посещаемость была 10 000 человек в день. То есть меньше Rambler.ru раз в 6, у которого было 60 000 посещений.

- Какие сайты были самыми популярными в далеких 1994 -1995 годах?

- Тогда я читал книги. И единственное, что помню с тех времен – это интернет-библиотека Максима Мошкова. Этим ресурсом для меня тогда ограничивался интернет.

- Когда посещаемость ресурсов стала стабилизироваться?

- До 2004 года можно было любой сайт продать с капитализацией 1 к 10, 1 к 20. А потом, в 2004-2006 годах, пришло понимание, что больше посещаемости не будет, потому что нет столько людей. И стали брать коэффициент 1 к 4.  Большие премии по CTR (click-through rate, показатель кликабельности – прим. ред.) ушли в 2006-2008 годах, когда стало понятно, что рост ряда специализированных ресурсов вместе с интернетом замедлился. Остались 3 лидера – Yandex.ru , Mail.ru и те ресурсы, которые лидировали в своих секторах. А в 2008  появилась другая история: давайте создадим сайт и быстренько его продадим: посчитаем его прибыль и умножим на 20 – вот и стоимость ресурса.

- А как можно было заработать в интернете на первых его стадиях развития?

- До 2000-х годов была реклама, но ее часть была очень маленькой. Тогда не зарабатывали вообще. Тогда люди просто экспериментировали. У сотовых операторов руководители тогда были более технически подкованные и они немного деньгами помогали. Они на нас, интернетчиков, смотрели жалостливо. Никто тогда не предполагал, что на сайтах можно будет зарабатывать, что Yandex.ru  будет стоить дороже, чем весь наш телеком. И на тот момент мы были такими неудачниками, которым рекламодатели иногда подкидывали деньги - в рискованный момент, например, могли помочь. Даже известный чат Krovatka.ru тогда не зарабатывал. Никто не зарабатывал – даже Yandex.ru. Это было движение программистов-интернетчиков: мы верили, что что-то будет, но не более того. А потом былb 1998-2000 годы - пошли первые заработки. В 2000 году, когда я продавал List.ru, он уже был прибыльным. Даже посещаемости 10 000 в день было достаточно, чтобы зарабатывать. В 1998 году рекламодатели  начали появляться корпоративные, они верили, что будут получать хотя бы небольшую отдачу. Сейчас интернет - это чистая коммерция, никакой души. А тогда это было по-другому.

- Какие замыслы программистов, существовавшие тогда, 20 лет назад, так и не удалось реализовать? Что у программистов не получилось?

- Самое большое разочарование - это то, что интернет стал обычным бизнесом. Он не смог удержаться в руках разработчиков. Длительно время была иллюзия, что это особый бизнес, который доступен только его пионерам. Был очень высокий барьер между разработчиком и бизнесменом. Мы думали, что вступаем в такую секту, которая будет вечной, но вот вечной она не оказалась.

Комментарии

  • Алексей Прямиков — 21:25, 7.04.2014
    Поддержи РуНет от засилья коммерции, поддержи русскую душу и русский дух! :)Антибандеровский пикет в г. Колпино (ФБ Twitter) Антибандеровский пикет 3 апреля г. #Москва (ВК [url=http://www.facebook.com/groups/antieuromaydan/permalink/276268709218144/]ФБ[/url] Twitter)Екатеринбург против бандеровщины (Twitter FB ВК)Иркутск против бандеровщины (ФБ Twitter)Ростов против бандеровщины [url=http://rostov.rbc.ru/rostov_topnews/06/04/2014/916006.shtml]ссылка 1[/url], ссылка 2, ссылка 3Липецк против бандеровщиныВолгоград против бандеровщины
  • 22:20, 7.04.2014
    комментарий удален
    • apriam
      Алексей Прямиков — 04:40, 8.04.2014
      Интересно, а кому доверяет наша "пятая колонна"?Доктор Живаго и ЦРУ"Как пишет The Washington Post, роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» был одним из инструментов пропаганды, которую США вели против Советского Союза. Об этом стало известно из рассекреченных ЦРУ документов. Изданием книги руководил советский отдел ЦРУ под наблюдением директора агентства Аллена Даллеса и специального координационного совета."ИсточникЭтак скоро и про светоча - Солжи скоро подобное выяснится

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно