Ксения

Исследование: грубость на рабочем месте распространяется так же легко, как простуда


Ученые из университета Флориды пришли к выводу, что невежливость, грубость и бескультурье являются "заразными" и могут иметь плохие последствия для сотрудников и качества их работы, пишет The Wall Street Journal.


Фото: Fotoimedia

Исследователи провели три эксперимента, в которых поместили студентов в смоделированные ситуации, демонстрирующие проявления резкости на рабочем месте (например, в одной из групп студенты были свидетелями того, как "руководитель" грубо отчитывал "подчиненного" за опоздание). В результате ученые выяснили, что грубость и некорректное поведение не только легко распространяются по всей компании, но также что они возникают непроизвольно. В частности, отметили авторы исследования, если с сотрудником кто-то был резок и груб, то в своем следующем взаимодействии (уже с другим человеком) этот сотрудник сам будет резок и груб.

Кроме того, говорится в исследовании, если сотрудники долгое время наблюдают за проявлениями грубости или же терпят их, то они начинают интерпретировать неоднозначные и даже вполне доброжелательные действия и высказывания как грубость (и, соответственно, отвечают тем же). Этот познавательный процесс, объясняют исследователи, происходит "глубоко в мозге".

Эффект от этого может быть особенно плохим в офисах, где большая часть общения происходит в электронном виде (в письмах и сообщениях легче усмотреть грубость и неуважение, даже если автор изначально даже не хотел никого задеть). Результаты исследования не очень утешительны - в том смысле, что сотрудники могут сделать достаточно немного, чтобы грубость окружающих не влияла на их поведение. Как подтвердили другие исследования, грубость сильно влияет на атмосферу в коллективе и моральный дух сотрудников. А это, к сожалению, не только ранит чувства, но и может привести к ухудшению качества работы и снижению производительности.

Кстати, ученые из Стэнфордской высшей школы бизнеса пришли к выводу, что в "виртуальных" командах конфликтов в принципе больше: во-первых, люди с большей вероятностью отвечают отказом на предложения коллег, когда получают письма от тех, кто находится на расстоянии или даже разделен океанами, чем если бы те сидели в соседней комнате. Во-вторых, они не могут оценивать контекст, нюансы и мимику лица, вовлеченного в конфликт, и это заставляет наделять других людей отрицательными качествами. Когда люди не имеют информации, когда они не понимают, почему кто-то не согласен с ними, они гораздо чаще принимают это на свой счет, отмечают ученые.

Грубость и конфликты на работе находят выражение во вполне материальных потерях компаний. Как выяснили ученые из Джорджтаунского университета и Thunderbird School of Global Management, в таких случаях растет стресс, креативность сотрудников падает, сотрудники испытывают трудности с концентрацией внимания и обработкой информации, а компании терпят убытки. Компания Cisco Systems подсчитала, во сколько обходятся компаниям нездоровая атмосфера (или, как они это назвали, бескультурье): еще в 2007 году Cisco потеряла из-за этого $8,3 млн. В эту цифру входит текучесть кадров, обусловленная снижением лояльности сотрудников, а также время, потерянное из-за беспокойства о последующих вспышках агрессии.

Есть и еще один удручающий вывод исследователей, касающийся конфликтов на рабочем месте. Например, группа ученых из школы менеджмента Университета штата Нью-Йорк в Баффало провела исследование и пришла к следующим выводам: конфликтные сотрудники чаще получают положительные оценки от своих руководителей и достигают карьерных успехов. Даже несмотря на то, что компании не одобряют такое поведение на рабочем месте и всеми силами борются с конфликтами, агрессией и запугиванием. Многие агрессивные специалисты, отмечают ученые, умеют очаровывать людей (в частности, руководство) и мастерски ими манипулировать, чтобы достигать своих целей. Они всегда пытаются вырваться вперед, даже если для этого придется плохо поступить с коллегой (и даже не с одним). Это следствие того, что "агрессоры" зачастую обладают высоким уровнем "социальных навыков", умеют приспосабливаться к любой ситуации - то есть они могут, например, притеснять и оскорблять коллег, но при этом получать высокие оценки работы от руководства.


Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно