Анна

Какие компании "живут" в творческом кластере и зачем им это нужно? ФОТО

RB.ru исследовал "Флакон", "Винзавод", "Арму" и другие объекты "креативной недвижимости"


Так называемый творческий кластер на рынке российской недвижимости стремительно набирает обороты. Объекты вроде "Флакона", "Винзавода" и "Армы" имеют статус модных мест и манят как творческих арендаторов, так и посетителей. 

Когда какой-либо партнер сообщает, что его компания "сидит" во "Флаконе" или в "Арме", в сознании всплывают ассоциации: ультрамодно, современно, динамично, креативно. Вокруг подобных московских мест – творческих кластеров - уже сложилось что-то вроде культа. В них под одной крышей собраны творческие мастерские, выставочные центры, дизайн-студии и т.п. Удобно для клиентов, выгодно для компаний-арендаторов.

"Я стремлюсь открыть свою мастерскую не в каком-то случайном, а в брендовом месте, где существует поток качественной аудитории - постоянный поток и действительно качественной аудитории, - делится художница Ольга Валова. - Мой арт-бизнес только выиграет от того, что будет располагаться там, где концентрируются художники: в конце концов, если свое не продашь, то сможешь выступить посредником другого и получить процент от сделки".

Площади в творческих кластерах могут быть приспособлены под офисы, торговые помещения, выставочные пространства. Как правило, арендаторами "креативной недвижимости" являются крупные рекламные и медийные агентства, дизайн-студии, архитектурные бюро, творческие мастерские и т.д. Также на базе творческих кластеров в Москве стал развиваться коворкинг, отмечает Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood, вице-президент РСИ (Российского союза инженеров).

Также там могут размещаться образовательные центры, спортивные клубы, площади могут арендовать для презентаций, выставок, семинаров.

"Создание творческих кластеров на базе проектов позволяет сформировать столь необходимые  современному обществу живые "точки" на карте города. В Москве подобные объединения можно наблюдать на территориях бывших индустриальных зон. Наиболее распространенным для креативной недвижимости стал стиль лофт, который дает работникам больше свободы для реализации своих рабочих идей. Это касается, как людей творческих профессий, так и, например, медиа-отрасли (в лофте можно комфортно разместить студию для ТВ-канала или радио)", - отмечает в KR Properties.

В последнее время такая недвижимость стремительно набирает популярность, "креативные" объекты вырастают один за одним.  По словам Марии Литинецкой, генерального директора компании "Метриум Групп", их площади быстро обретают арендаторов, а бизнес на "креативной недвижимости" становится эффективным. "Причем появление подобной недвижимости не только обеспечивает площадями предпринимателей, которые в них нуждаются, но и формирует и поддерживает российский креативный класс", - отмечает она.

"Дресс-код" для арендаторов

То, что такие объекты пользуются успехом у арендаторов, подтверждают и их представители.  На "Винзаводе" уверяют, что заявки на аренду поступают ежедневно, - но состав его арендаторов не меняется уже почти пять лет.  

Логично, что при такой высокой популярности, да и для сохранения концепции, в творческих кластерах существуют принципы, по которому отбираются их "жители". 

"Мы изначально определили направление, в рамках которого территория Центра "заполнялась" арендаторами – это галереи, книжные магазины, специализированные магазины для художников, креативные и дизайнерские студии.  Все они субъекты арт-рынка", - сообщила RB.ru Софья Троценко, основатель ЦСИ ВИНЗАВОД, президент Фонда поддержки современного искусства "Винзавод".

Более того, можно говорить о наличии определенного "дресс-кода" для арендаторов "креативной недвижимости". Так, арендаторами "Винзавода" становятся  "профессионалы, имеющие опыт реализации крупных проектов по своему профилю или же начинающие проекты с качественной концепцией деятельности и профессиональным менеджментом", - говорит Софья Троценко.

Москва и регионы

Пока "креативная недвижимость" наиболее развита в Москве. Основной творческий кластер столицы расположен в районе Яузы: здесь и "Винзавод", и "Арма", и Artplay. "В ноябре 2012 г. Правительство столицы рассматривало возможность создания в данной локации арт-квартала площадью более 350 га, где будут располагаться творческие площадки, шоу-румы и рестораны. В настоящий момент проект находится на рассмотрении", - говорит Константин Ковалев.

Но подобные проекты и в Санкт-Петербурге. Под общественные пространства преобразованы площади фабрики "Красное Знамя" и огромная промышленная территория на набережной Обводного канала, где располагается сразу 5 проектов: Лофт "Дворец", галерея "Завод", креативное пространство "Ткачи", "Рускомплект", Лофт-проект "Звездочка", "Красный треугольник", рассказывает Мария Литинецкая. Сейчас петербуржский комитет по инвестициям ищет подрядчика для создания 5 творческих зон. На данный момент точно известно, что реконструкции и перепрофилированию подвергнется  комплекс зданий следственного изолятора "Кресты". Откуда в 2014 году должны перевести все заключенных в "Кресты-2", говорит она.
 
Также существует проект "Колливуд", предусматривающий создание на 3 гектарах  промышленной зоны подмосковной Коломны кинофабрику, российский аналог "Голливуда". Планируется, что уже в 2013 году юные режиссеры смогут начать там съемки своих фильмов.

Главные объекты творческого кластера Москвы и Питера ищите в ФОТОРЕПОРТАЖЕ.

 
Высокорискованный или перспективный?
 
Надо сказать, что еще один важный фактор, играющий на руку арендаторам творческих кластеров – это более низкие ставки аренды, если сравнивать их с другими удачно расположенными объектами.
 
Елена Мишина, директор по развитию "МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость" подчеркивает: "Если срок окупаемости нового проекта составляет 10 лет, то офисный проект после редевелопмента может выходить на показатель 5 лет, а, следовательно,  предложить более низкие ставки своим будущим арендаторам". При этом ставки аренды различаются в зависимости от профиля помещения, отмечает она. Например, деятельность творческих компаний торгового профиля предполагает наличие шоу-румов, салонов-продаж с окнами-витринами, поэтому арендные ставки в данном случае приближены  к торговому сегменту, то есть выше. Ставки аренды для конструкторских и дизайнерских бюро зачастую ниже. Существует также практика предоставления льготных условий.
 
"В целом, создание арт-кластера является высокорискованным и достаточно непредсказуемым бизнесом. В сравнении с объектами офисной недвижимости, бизнес-центрами, особенно в центре Москвы, рентабельность "креативной недвижимости" будет уступать офисным помещениям, - считает Константин Ковалев. - Однако в Москве творческие кластеры, основанные на  платформах заводов и промзон,  стали набирать популярность как среди посетителей, так и среди девелоперов".
 

Комментарии


Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно