Екатерина

Рубен Варданян о бизнесе: "Представьте, что вы играете в карты на раздевание с незнакомыми людьми"


Рубен Варданян, предприниматель и филантроп, в прошлом - руководитель и контролирующий акционер инвесткомпании "Тройка Диалог" (1992-2012), говорит, что самые большие ошибки он совершал, когда отступал от принципов, которые сам для себя утвердил. При этом, по его мнению, отсутствие боязни падать - одно из самых важных качеств современного предпринимателя. 

Фото: предоставлено пресс-службой "СКОЛКОВО"

1 марта состоялась открытая дискуссия с учредителями и менторами бизнес-школы "СКОЛКОВО" известными предпринимателями Рубеном Варданяном и Михаилом Куснировичем (основателем и председателем наблюдательного совета группы компаний Bosco di Ciliegi). Они рассказали об истории создания школы, а также ответили на вопросы аудитории о самых больших ошибках, которые совершали в бизнесе, самых важных качествах, необходимых лидерам, и многом другом.

Рубен Варданян начал с того, что поинтересовался, скольким людям доверяют присутствующие в аудитории. Доверие – это бинарная вещь ("либо доверяешь, либо нет"). Варданян когда-то пришел к своим друзьям и предложил им создать бизнес-школу в России. "Первые 13 человек подписались под это -  в этом был большой элемент доверия. В 90-ые годы у меня был ментор (известный профессор) - он мне рассказал интересную формулу критерия успеха: какое количество денег вам могут дать в долг по отношению к той зарплате, которую вы получаете. Вы зарабатываете условно 100 долларов, а вам могут дать больше, потому что доверяют – это одно из мерил успеха. Наверное, поэтому  удалось поднять 600 млн долларов без налоговых льгот в те сладкие времена".  

О том, кому давать гранты 

"Я бы спросил, сколько денег вы потеряли в жизни, сколько раз ваш бизнес обанкротился?"

О том, стоит ли начинать бизнес

"У меня есть любимый вопрос. Представьте ситуацию, что вы играете в карты на раздевание с тремя незнакомыми людьми в зале, где сидит огромное количество людей.  По ходу игры вы понимаете, что двое ваших партнеров жульничают. Ваши действия? Здесь нет правильного ответа. Кто-то говорит, что набьет морду, кто-то говорит, что тоже будет жульничать, кто-то говорит, что не будет играть вообще.  Будьте готовы, к тому что все это (бизнес – ред.) будет происходить в некоторой реальности, где не все правильно, идеально и красиво".

О мотивации

"Сколько человек из вас знает компанию "Тройка-Диалог"? Кто хотел бы там работать? А кто из вас готов был приходить в 8 утра в "Кофеманию" на Никитской и ждать, когда придут трейдеры? И надеяться с ними познакомиться и договориться, что будете носить им кофе, потому что они, когда торгуют, не могут отойти от деска. Кто из вас готов на это? Это очень важно, насколько вы готовы к этому".

О том, что такое учеба для него

(Будучи известным бизнесменом, Варданян продолжал учиться: окончил Гарвардскую бизнес-школу, прошел программы в Йельском университете и в Высшей школе бизнеса Стэнфордского университета).
"Старая притча гласит: мы должны жить так, как будто завтра умрем, и учиться так, как будто собрались жить вечно. Каждый разумный человек должен время от времени выдергивать себя за волосы из болота, как говорил Мюнхгаузен. Обучение – это возможность сравнить то, что происходит у тебя, с тем,  что происходит в мире. Это полезно -  выезжать иногда из того безумного бега, в котором мы находимся в бизнесе, и рефлексировать. В 2001 году я был в Гарварде,  у нас было 246 кейсов за 2, 5 месяца. Про Россию было 2 кейса. Один из кейсов – про то, как классно продвигается новый бренд "Боржоми" с помощью маркетинга, как выросла доля рынка. У нас было 80 человек из 40 стран. Меня спросили, понравился ли мне этот кейс. Я заметил: "Не хватает только информации, что главный акционер "Боржоми" Борис Абрамович Березовский владел на тот момент Первым каналом, поэтому вся реклама была бесплатная для "Боржоми", а все остальное очень хорошо". После этого я понял, что надо делать бизнес-школу в России, никаких шансов сделать нормальное образование для России зарубежных бизнес-школ не будет".

О главных качествах предпринимателя

"Первое - не бояться падать. Мы живем в стране немножко азиатской. Мы не любим тех, кто упал и снова встал. Второе – это адаптивность. Мы живем в мире, когда видеомагнитофон кажется анархизмом, а когда-то его можно было обменять двухкомнатную квартиру. Ты должен иметь стержень, но  при этом быть готов к тому, что мир меняется вокруг тебя с безумной скоростью".

О том, нужно ли масштабировать бизнес

"Есть огромные возможности для малого и среднего бизнеса. Китайский император приказал казнить капитанов все кораблей, которые могли доплыть до Америки (они могли это сделать раньше испанцев). Он считал, что империя должна быть такого размера, чтобы ей можно было управлять. Все зависит от того, чего вы хотите".

О самых больших ошибках

"Самые болезненные ошибки я совершал, когда я изменял тем правилам, которые сам для себя утвердил. Каждый раз, когда я пытался найти компромисс и говорил, что в этой сделке большая прибыль и стоит пойти на компромисс с принципами, все это возвращалось жестко и тяжело. В истории "Тройки Диалог"  были случаи, когда в кризис приходили люди и говорили: "Весь мир знал, что рынок упадет через месяц, а вы что, не знали? Вы же профессионал, мы вам доверили наши деньги". В сервисной индустрии очень важно знать своего клиента, соответствовать его ожиданиям и понимать, что он может и что не может. Мне есть, чем гордиться, но были и ошибки. Самая большая ошибка – в истории с "Еврокоммерцем", мы не отследили систему контроля, набрали ненадежных партнеров - люди потеряли большие деньги, мы потеряли большие деньги. Это был для меня большой урок".

О том, как правильно распоряжаться временем

"Не важно, чем вы занимаетесь, главное – быть в мире с самим с собой. То, что вы делаете, должно приносить удовольствие. Когда я делал бизнес-школу "Сколково", в декабре 2005 у меня была поездка Москва-Шанхай-Бангкок-Сингапур-Хайдарабад-Дубай-Франкфурт-Любляна-Санкт-Петербург-Москва. В Москве было -20, в Хайдарабаде +45. Я посмотрел 10 школ за 8 дней и был совершенно счастлив".

О том, стоит ли уезжать в Америку

"Надо плыть не по течению и не против течения, а туда, куда вам нужно. Надо в Америке учиться или не надо, делать бизнес с партнерами или одному, надо понять, для чего, -  это главное. Чтобы вы ощущали себя счастливыми людьми, которые вносят что-то в мир, который меняется вокруг вас. Знайте, куда вы хотите плыть".


Комментарии

  • Аля Алиева — 11:49, 10.03.2016
    Кидала не может нахвалиться на своих клиентов. "Всё дело в доверии! Без доверия я не смог бы "сделать" полмиллиарда!" Что да - то да.
  • Наталия Зотова — 20:32, 9.03.2016
    Спасибо за отличный материал!
  • Николай Перов — 00:13, 10.03.2016
    очень содержательное интервью. спасибо

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно