Станислав Зиновьев

Патенты за рубежом. Часть 1: Что такое интеллектуальная собственность?

RusBase начинает серию постов, посвященных интеллектуальной собственности: защите идей, патентам, авторскому праву и т. д. Привлеченный автор Станислав Зиновьев из юридической компании Спектор & Циркин (помогающей  изобретателям из России получить патентную защиту в США), напишет ряд статей о защите интеллектуальной собственности в США: как это сделать, зачем это нужно и какие есть нюансы.


Об авторе: Станислав Зиновьев - юрист, специализируется на правах интеллектуальной собственности. Увлечен последними технологическими достижениями, работал в крупных международных компаниях, где помогал и помогает изобретателям в защите инноваций. 

Вы можете связаться со Станиславом и задать интересующие вас вопросы, отправив ему сообщение на s.zinovyev@zaz-partners.com.


Что такое интеллектуальная собственность


Прежде  всего хотелось бы рассказать читателям RusBase, что же такое интеллектуальная собственность и какое отношение она имеет к российским стартапам.

В широком понимании интеллектуальная собственность - это исключительное право, «монополия» автора на использование результатов своей интеллектуальной или творческой деятельности.

Интеллектуальную собственность можно разделить на несколько основных видов:

1. Авторское право («Copyrights» или ©). Авторское право распространяется на оригинальные произведения и возникает, как только вы «фиксируете» ваше творение на материальном носителе.

Приведем пример: танцевальное представление само по себе не является авторским правом, но как только представление записано на видео, оно будет защищаться. В США эта защита длится на протяжении жизни автора плюс семьдесят лет. 

2. Патентное право. Патентное право запрещает другим изобретателям использовать, импортировать, продавать ваше изобретение в течение срока действия патента (документа, удостоверяющего ваше исключительное право на изобретение). Срок действия патента в США составляет от 14 до 20 лет в зависимости от того, что вы запатентовали.

3. Товарные знаки. Товарный знак является символом, который используется в торговле для идентификации товара или услуги. Это может быть слово, изображение, звук (не поверите, но да, характерный звук мотоциклов Харлей Дэвидсон является зарегистрированным товарным знаком), цвет и т. д. Законодательство о торговых знаках в первую очередь защищает права потребителей: когда вы купили бутылку Coca-Cola, вы, как потребитель, должны быть абсолютно уверены, что купили именно ее, а не бутылку Pepsi, и наоборот.

Товарный знак работает до тех пор, пока владелец поддерживает его (расскажу вам об этом в следующих постах).Например, немногие знают, что «Аспирин» когда-то был охраняемым торговым знаком, но владелец не мог его поддерживать финансово, так что товарный знак попал в так называемый public domain, его использование стало общедоступным.

4. Коммерческая тайна. Коммерческой тайной является информация, которая имеет экономическую ценность, и должная защита которой позволяет получить от этого выгоду, сохранить репутацию, товар на рынке и избежать неоправданных расходов.

В последние годы многие государства приняли законы, которые рассматривают присвоение коммерческой тайны как преступление, предусматривающее лишение свободы. Некоторые читатели, возможно, помнят, как наш бывший соотечественник попал под раздачу за хищение коммерческой тайны у его работодателя Goldman Sachs Group. 


Зачем защищать интеллектуальную собственность зарубежом?


А теперь у вас наверняка возник вопрос - как же все это относится к вам, малому бизнесу? Ответим на этот вопрос описанием нескольких примеров, которые демонстрируют, насколько важно защищать свои интеллектуальные права за пределами России:

1. Кража идеи

Вы изобрели что-то очень ценное, то, что давно ждет рынок. Далее вы находите потенциального инвестора, презентуете ему вашу идею, но получаете отказ. К сожалению, очень часто вместе с отказом вы не только не получаете инвестиции, но и можете потерять вашу идею.

Мораль: если ваша идея не защищена и, например, вы еще не сформировали комплект документов для подачи заявки на патент, то инвестору ничто не мешает украсть изобретение или идею (потенциальные инвесторы не любят подписывать соглашения о неразглашении, тем более что вы просите о помощи с их стороны).

2. У вас есть только год

Как и в первом примере,  вы изобрели какой-то продукт и наладили производство, но не стали первым делом оформлять заявку на патент. Далее, после более чем года успеха в бизнесе, вы понимаете, что ваш продукт не защищен и решаете его запатентовать. Но к этому времени может быть уже слишком поздно, так как заявку мог подать уже кто-то до вас.

Мораль: в большинстве стран, включая США, если вы не подали заявку на патент в течение 12 месяцев - вы не сможете когда-либо получить патент.

3. Защита бренда

Вы открыли новый бизнес под брендом "Ромашка". Ваш бренд "Ромашка" успешно развивается, но однажды утром вы узнаете, что вы ответчик по иску за нарушение использования чужой торговой марки.

Мораль: вам нужен Патентный поверенный, чтобы убедиться, что бренд "Ромашка" не принадлежит другой компании. Хороший пример - когда Apple начала продавать второй iPad в Китае, то получила иск за нарушение торговой марки "IPad 2", принадлежавшей другой китайской компании.

4. Авторские права на контент

Вы запускаете веб-сайт своей компании и используете на нем некоторые изображения "из интернета". Пару месяцев спустя вы получаете письмо от владельца того или иного изображения с требованием оплаты за несанкционированное использование изображений.

Мораль: вы должны получить Copyright-разрешение владельца, прежде чем использовать его изображение или материалы. Это реальный случай: наши клиенты сталкиваются с жесткими штрафами.

5. Еще раз про авторские права

Как и в примере №4, вы запускаете  веб-сайт своей компании. Вы нанимаете копирайтера, чтобы написать статьи о вашем бизнесе. Копирайтер пишет статьи, и вы с гордостью размещаете их на своем сайте. Три месяца спустя вы обращаете внимание, что те же статьи размещены на сайте вашего конкурента. Конечно, вы требуете, чтобы конкурент удалил статьи, но если он отказывается? Вы предъявляете ему иск за нарушение авторских прав…и проигрываете!

Мораль: вы являетесь владельцем авторских прав на статью, только если копирайтер написал их вам как сотрудник по трудовому договору (“work-made-for-hire”). Если копирайтер не был вашим сотрудником, а написал статьи в качестве фрилансера, то вы находитесь вне правового поля, так как Авторскими правами на статьи будет владеть он, а не вы.

Это было всего лишь несколько примеров на тему защиты интеллектуальных прав. В следующих постах мы расскажем вам, почему следует защищать свои интеллектуальные права именно в США.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно