Элина Кириллова

Лучшие конференции, книги и образование осени 2014


Владислав Солодкий, управляющий партнер венчурного фонда Life.SREDA VC, о пользе арт-образования как тренде этой осени, конференциях, которые он собирается посетить до конца года, и книжных новинках, которые всем стоит прочитать.

Меня часто спрашивают, где и какие конференции стоит посетить, чтобы познакомиться с полезными стартапами и влиятельными фондами. Не знаю даже, что и ответить — просто приведу в пример график конференций, на которых будут я или другие представители Life.SREDA VC:

— 23-24 сентября, Нью-Йорк — Finovate (спонсор – Life.SREDA VC)

— 29 сентября — 1 октября, Калифорния – Wired by Design

— 30 сентября — 1 октября, Сан-Франциско – FinDEVr  (спонсор – Life.SREDA VC)

— 6-10 октября, Рио-де-Жанейро — TED Global

— 15 октября, Нью-Йорк — Innovation by design by FastCompany

— 16-17 октября, Лондон — Wired 2014

— 20-21 октября, Лондон — TechCrunch Disrupt EU

— 2-5 ноября, Лас-Вегас — Money2020  (спонсор — Life.SREDA VC)

— 4-6 ноября, Дублин — Web Summit

— 19 ноября, Москва — «Деньги Будущего» (спонсор — Life.SREDA VC)

— Январь 2014, Лондон — FinTech50

Прошу обратить особое внимание на Wired 2014 в Лондоне и FastCompany by Design в США — они хоть и технологические, но построены по принципу того, что окружающий мир (музыка, кино, мода, арт, дизайн) влияет на технологии и бизнес больше, чем новые коды и микросхемы. В этом контексте наткнулся недавно на 2 интересных статьи о пользе art-образования для бизнесменов, особенно из интернет-индустрии, — в Fast Company и Harvard Business Review Russia.

Первая статья — интервью с 28-м президентом Harvard University Дрю Джилпин Фауст: «Возьмём, к примеру, легенду Кремниевой Долины — Стива Джобса, который совмещал в себе две противоположности: технократа и гуманитария. Для него дизайн был неотъемлемой частью технологий, которая проводила грань между его продуктами и всем остальным. Увлечение дизайном и гуманитарными науками — то, что позволило Джобсу быть столь изобретательным и передовым, каким мы его помним. … Примерно месяц назад я говорила с Эриком Шмидтом (прим: председатель совета директоров Google). Мы не можем предсказать даже ближайшее будущее. Технология в корне меняет столько привычных нам истин, профессиональных функций, экономических принципов, что мы не представляем, какая работа будет у студентов лет через десять. Людям нужны особые навыки и предприимчивость, чтобы быть максимально гибкими — только так можно преуспеть в постоянно меняющемся мире. Но что это за навыки? … Мне сказали: «У нас в Китае недостаточно общественных и гуманитарных наук. Наши студенты элементарно не умеют задавать вопросы, слишком многое принимают как должное. Они не представляют, как можно использовать своё воображение, чтобы уйти от привычного и прийти к тому, чего они хотят». Я была поражена».

Вторая — слово главного редактора Harvard Business Review Russia Елены Евграфовой: «Один знакомый удивил меня, рассказав, что, будучи постдоком, вел в Гарварде факультативный курс «Как читать Фолкнера». Разве не здорово?! И дело, разумеется, не в Фолкнере, прожить можно и без него, и не в том, что для чтения подобных романов необходимы специальные навыки. Есть в этом нечто прекрасно-расточительное — ходить между занятиями по статистике и маркетингу на такой вот страннейший курс. И что-то подсказывает мне, что это не так уж бессмысленно. Чтение умных книг и разговоры о них придают особое качество уму. Я бы назвала его способностью видеть картину мира во всей ее сложности... Умный человек отличается от дурака способностью выявлять внутренние закономерности и драйверы происходящего. И, похоже, зависит интеллект не только от скорости протекания химических процессов в головном мозге, но и от привычки размышлять вне готовых схем, менять подходы, делать выводы, не опираясь на мнение авторитетов. Как развить в себе этот навык? Можно попробовать нагружать свой мозг каким-нибудь непривычным способом. Скажем, слушать баховские «Голдберг-вариации» и размышлять о том, чем исполнение совсем молодого Гленна Гульда отличается от его же исполнения в зрелые годы. Похоже, таким развлечениям любил предаваться Стив Джобс, во всяком случае, два варианта гульдовских «Вариаций» он всегда имел под рукой. Не хуже, чем хорошая музыка, освободить мозги от давления схем и концепций помогает и чтение толстых, сложных книг. Фолкнера, например».

Забавно, что и 2 особо рекомендуемые мной конференции, и 2 рекомендуемые статьи о пользе арт-образования — все они из одного «круга журналов». Журналы играли и играют большую роль в моей жизни. Обожаю их. Они не сообщают новости — раз в месяц они строят закономерности, пытаются уловить тренды, настроения, предсказать будущее, сделать выжимку, гранулировать эссенцию происходящего. Когда-то ключевую роль играли музыкальные журналы (мой первый, повлиявший на меня журнал был «ПТЮЧ»), потом общественно-политические, fashion-журналы и т.д. Сейчас я считаю, что лучше всех чувствуют дух времени Monocle (его создал Тайлер Брюле, ех-главред Wallpaper), FastCompany и Wired — объединяют новую экономику, реформаторов в общественно-политической области, специалистов по урбанистике, моде, искусству и т.д. Кстати, в рамках развития креативной половинки мозга — особо рекомендую, помимо журналов, 2 новых книги: «Джони Айв. Легендарный дизайнер Apple» и управление творческим коллективом от Эда Кэтмелла (СЕО Pixar – тоже компания Стива Джобса) в книге «Creativity, Inc.».

Хотел бы закончить кейсом о том, как важно в наши дни мыслить не эффективно, а нестандартно. В фильме «Война Миров Z» (2013 г) главный герой Джерри Лейн (Бред Питт) едет по улочкам Иерусалима, и израильский генерал объясняет ему, как город избежал зомби-апокалипсиса: принцип Десятого Человека. Если 9 людей из 10 людей приходят к одному и тому же выводу, то долг Десятого Человека с ними не согласиться. Каким бы маловероятным это не казалось, Десятый Человек должен предположить, что остальные девять в корне ошибаются. После Войны Судного Дня (1973), заставшей израильскую разведку врасплох, были созданы спецотделы, чтобы избежать ситуаций, в которых по вине группового мышления или особо властных командиров, нестандартные взгляды не достигали решающих чинов или их вовсе «держали при себе». Один из таких отделов часто называют «адвокат дьявола». Главный его приоритет — это избежать стадного мышления. Иосиф Купервассер, бывший руководитель Департамента анализа и исследований военной разведки Израиля, пишет в своем аналитическом исследовании «Уроки реформ разведки Израиля»: «Ведомство «адвоката дьявола» существует, чтобы поддерживать креативность в разведке Израиля и не допускать группового мышления. «Адвокат дьявола» всячески критикует деятельность других отделов, пишет отчёты, ставящие под сомнение чужие выводы. Туда набирают только самых опытных и талантливых офицеров с креативным, «outside the box»-мышлением. Что не менее важно, они обладают большим авторитетом. К ним прислушиваются и их отчёты идут напрямую к начальнику разведки и ключевому командованию. Этот отдел активно противостоит групповому мышлению и принятым стереотипам, изучая возможность самых радикальных и негативных событий в области безопасности. Даже если руководство считает такие сценарии неправдоподобными, им всё равно уделяется должное внимание — именно чтобы быть готовым к альтернативному развитию событий и наихудшему сценарию». 20 лет назад инновационная экономика в Израиле начиналась с государственных программ. Дав им ход, власти отошли в сторону, а сейчас пожинают плоды: более 10% ВВП и более половины экспорта Израиля обеспечивает хайтек.

Читайте журналы и книги, ездите и ходите на конференции (особенно, на «Деньги будущего»!), общайтесь, знакомьтесь, удивляйтесь и – самое главное! – мыслите нестандартно!


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно