Екатерина Бочкарева

Встреча с инвестором: какие вопросы вас ждут

Для того чтобы привлечь инвестиции, мало сделать эффектную презентацию. Важно уметь отвечать на вопросы инвесторов. Создатель сервиса About.me и венчурный капиталист Тони Конрад рассказывает о том, что больше всего волнует инвесторов, когда речь заходит о стартапе. Подготовившись к этим вопросам, вы повысите шансы для привлечения капитала.


У вас есть крупная идея, есть видение. По своему опыту привлечения капитала, могу сказать, что инвесторы обычно задают схожие вопросы по поводу команды, рынка, продукта, охвата потребителей, бизнес-модели и капитализации. По моему мнению, можно задавать вопросы получше (но об этом позже). Ниже приведены 6 категорий, на которые стоит обратить пристальное внимание во время презентации проекта инвесторам. Прежде чем мы рассмотрим весь список, я бы хотел сделать шаг назад и поговорить о двух должностях, которые мне довелось занимать.

В 2005 году Джон Кэллаган и Фил Блэк основали True Ventures и попросили меня присоединиться к ним в качестве венчурного партнёра. На тот момент я был основателем Sphere, поэтому целиком и полностью был сосредоточен на воплощении моей идеи в жизнь. Предприимчивые Джон и Фил предложили мне должность инвестора на неполный рабочий день, что позволило мне работать над своим стартапом во время инвестирования в другие. Изначально я собирался помогать и направлять Sphere вплоть до логического этапа их «самостоятельного отрыва», а затем переключиться на должность ментора и работать полный день в качестве венчурного партнёра, инвестируя в новые возможности. Мифический «отрыв» так никогда не наступил (вот это сюрприз!), и команда из True Ventures настаивала на том, чтобы я выполнял обе роли (СЕО/ основателя и партнёра). Я не уверен, как именно, но это работает: я становлюсь лучшим предпринимателем, поскольку инвестирую, а инвестирую я лучше, потому что являюсь основателем стартапа. С 2005 года я основал и удачно продал два бизнеса (about.me и Sphere), выкупил обратно about.me. Теперь True Ventures руководит пятью фондами общей стоимостью $1 млрд, с инвестициями в более 175 стартапов. У меня была особая привилегия: я одновременно был основателем и венчурным капиталистом. Несмотря на то, что должности друг друга дополняют, они всё-таки требуют различного склада ума, что часто заставляло меня переключаться с одного рода деятельности на другой. Для сегодняшней статьи я выступаю в роли «венчурного капиталиста», поэтому давайте сосредоточимся на вопросах инвестора, к которым должен быть готов основатель при поиске посевных инвестиций.


По теме: Как правильно презентовать проект инвестору 


Итак, вот основные вопросы, которые интересуют инвестора во время презентации проекта:

  1. Команда. Кто вы, и кто ещё состоит в вашей команде? Почему именно вы компетентны в решении проблем, с которыми имеете дело? Какими уникальными знаниями вы обладаете? Какие у вас есть нечестные преимущества? Кто ваши главные советчики? Какие бизнес-ангелы заявляли о том, что хотели бы инвестировать в ваш проект? Если вы убедите инвестора в эффективности своей команды, то они начнут присматриваться и по-настоящему вас выслушают.
  2. Рынок. Какие возможности вы рассматриваете и какие шаги предпринимаете для того, чтобы выйти на рынок? Что вы делаете для того, чтобы выгодно отличаться от других и быть лидером рынка? Насколько широк ваш рынок услуг в общем масштабе (то есть рынок или потребители, из которых вы будете извлекать непосредственную выгоду, а не заявления в духе «наш местный рынок довольно обширный, мы сосредоточены на локальном рынке, поэтому естественно, мы расширимся»)?
  3. Продукт. Какие проблемы вы решаете? Почему это интересно клиентам? Чем ваш продукт лучше остальных? Насколько в действительности велика разница между вами и конкурентами? Какие основные этапы развития продукта ждут его в будущем? Кто ваши соперники? Почему вы их победите?
  4. Охват аудитории. Каким образом вы собираетесь сделать продукт узнаваемым и привлечь первых пользователей? Как вы будете набирать клиентов (SEO, SEM, виральностью, радиорекламой, рассылкой, пиаром или чем-то другим)? Некоторые могут спросить о стоимости за приобретение одного клиента и средней выручке на одного пользователя (ARPU). Какие преимущества, если такие имеются, у вас есть в плане распространения? Насколько хорошо они сработали? Что сработало, а что нет? Как вы собираетесь дальше распространять продукт?
  5. Бизнес-модель. Какая у вас бизнес-модель? Как вы получаете прибыль? Какова структура рынка и его движущие силы? Как эти движущие силы отображаются в вашей стратегии? Какие у вас экономические единицы измерения (CPA, отток клиентов, lifetime value)? Есть ли какие-то правовые или нормативные вопросы, которые необходимо будет решить?
  6. Капитализация. Сколько вы привлекаете денег? Почему именно такое количество? Как вы используете собранный капитал? Каких целей эти деньги позволят достичь? Какой у вас намеченный диапазон изначального капитала?

По теме: О чем думает инвестор, когда ему презентуют стартап


Как я уже говорил выше, я не поклонник вышеперечисленных вопросов. Разумеется, они крайне важны, но наш фонд (True Ventures), в основном, интересуют две вещи:

1. Вы создаёте компанию или задаёте тенденцию?

Почему вы это делаете? Мы хотим понять, чем руководствуется создатель стартапа. Хотим докопаться до эмоциональных мотивов основателя/основателей, чтобы понять, как претворить их идею в жизнь. Очень важно выяснить, есть ли у них определённая мотивация для создания компании, а что ещё важнее, есть ли у них заразительная энергия для того, чтобы привести механизм в действие. Именно по этой причине мы инвестировали, например, в Джеймса Фримана, создателя Blue Bottle Coffee, одного из основателей движения крафтового кофе. Когда мы познакомились с Джеймсом, мы сразу поняли, что Blue Bottle Coffee была не обычной компанией по приготовлению кофе, она была чем-то большим. Мы заметили (и именно поэтому занялись проектом), что Джеймс и его команда задают целую тенденцию. Дело не только в том, что они по-особому обжаривают и подают кофе в Blue Bottle, мы обратили внимание на его ценности. Руководствуясь своими убеждениями, он находил ингредиенты, помогал фермерам в развивающихся регионах мира выращивать чистейшие органические зёрна высокого качества, что способствует устойчивому развитию. Его ценности выражались в том, как он выбирал расположение магазинов, доверяя развивающимся районам, в том, как страстно он подходил к оформлению мелких архитектурных деталей, которые делали каждое кафе особенным, в том, как они подавали продукт (в каких чашках, из какого материала, при какой температуре, отдельные сорта кофе против смешанных и т.д.). Продумывать всё до мельчайших деталей, чтобы привносить красоту в нашу повседневность, — такая философия привела к возникновению особой культуры вокруг процесса приготовления кофе.

james

Джеймс Фриман на дегустации кофе. Источник: oreginlive.com

2. Будоражит ли ваш продукт воображение?

Мы поняли, что самые вдохновляющие основатели не просто создают компании, они рисуют в воображении образ жизни, видение того, каким будет мир в будущем, а не того, как люди что-то делают сейчас. Помните, как совсем недавно мы ещё ходили с бумажными картами. В сознании таких основателей идеи обретают смысл. Они знают, как люди будут использовать их продукт, как он изменит их жизни, и именно эти мысли делают стартап провидческим. Мы хотим поддержать эту категорию основателей, предоставив им возможности действовать. Возьмите, к примеру, Криса Андерсона, основателя 3D Robotics, бывшего главного редактора журнала Wired. Его дрон не просто будоражит наше воображение, он совершенно потрясает его. Сидя с детьми за кухонным столом, Крис решил по-новому использовать конструктор Lego и сделать так, чтобы он взлетел. Перемотаем несколько лет вперёд, и увидим, как 3D Robotics становится лидером в коммерческом применении дронов. О дронах ходит много слухов, касающихся проблем конфиденциальности и защиты данных. Но нам не доводилось слышать о том, что эти технологии применяются в сельском хозяйстве, что фермеры используют их для наблюдения и ухода за урожаем и скотом, что дроны применяются в спортивных репортажах, в индустрии кино, недвижимости. Диапазон применения этой технологии безграничен — он настолько горизонтален, настолько глубок, и именно поэтому будоражит наше воображение.


По теме: Как устроен рынок беспилотников


chris

Крис Андерсон. Источник: drone.blog

Когда вы готовитесь представить проект, подумайте о том, как вписывается ваша мотивация в настрой всей команды. Аналогичным образом, до запуска остановитесь и расскажите историю о продукте, который изменит жизнь людей. Если у вас получится это сделать хорошо, то вы на полпути к тому, чтобы привлечь высококачественных инвесторов.


Об авторе: Тони Конрад — венчурный капиталист, основатель about.me/Sphere, True Ventures (WordPress, MakerBot, Blue Bottle Coffee, High Fidelity, Slack, Pluralsight).


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно