Элина Кириллова

Инновационный бизнес для города

Как малый и средний бизнес могут улучшить городскую среду


Эта статья расскажет вам о том, как малый и средний бизнес могут улучшить городскую среду. В рамках спецпроекта «Инновации для Москвы».


Государственные закупки инноваций


Госзакупки

Москва является самым крупным потребителем на российском рынке. Более 11,5 млн жителей столицы покупают товары и услуги, производимые на предприятиях Москвы. По сути, москвичи являются заказчиками для бизнеса. Но, помимо этого, у бизнеса есть еще один крупный заказчик — государство. Взаимодействие «заказчик — поставщик» в этом случае осуществляется посредством госзакупок — государство сообщает бизнесу, какие продукты/сервисы/разработки сейчас необходимы городу и сколько оно готово за них заплатить. А компании, в свою очередь, определяют, могут ли они решить поставленные задачи в названные сроки и за названную сумму.

Почему инновации

Инновации делают город комфортнее, безопаснее, лучше, конкурентоспособнее. Поэтому городские власти давно осознали необходимость закупать наиболее современные, но в то же время надежные и проверенные продукты и услуги. Каким образом? Через систему государственных закупок инновационной продукции.

История

Подход, подразумевающий госзакупки, появился в экономике современных государств не сразу. Ранее была создана «политика стимулирования предложения инноваций» — Supply-SideInnovationPolicy (SSI). Модель SSI основывается на заранее выявленных «приоритетных» отраслях промышленности: власти создают для этих отраслей инфраструктуру, финансируют научно-исследовательские проекты и поддерживают компании.

Но у SSI — низкий «коэффициент полезного действия». Сейчас страны чаще обращаются к DDI — DemandDrivenInnovationPolicy, или «политика стимулирования спроса на инновации». Модель подразумевает внедрение механизмов обратной связи, то есть проверку реального спроса на инновации.

DDI включает государственные закупки, отраслевое регулирование, индустриальную и профессиональную стандартизацию.

Стартапы

Молодые компании, предлагающие инновационные продукты и сервисы, могут эффективно решать проблемы городского развития. И городские власти многих развитых стран охотно идут на такое сотрудничество.

Москва взаимодействует с инновационными малыми и средними компаниями посредством ряда инструментов, стимулирующих спрос на высокотехнологичную продукцию:  предзакупочные процедуры, закупки инновационной продукции, поддержка стартапов, предлагающих решения для города.


Опыт других стран


Каким образом взаимодействуют государство и инновационный бизнес

Каждый город уникален, так же уникальны и подходы, используемые в разных городах для внедрения инноваций в повседневную жизнь горожан. Давайте посмотрим на несколько примеров взаимодействия городских властей и инновационных компаний.

Площадки для взаимодействия города и МСБ

Для того чтобы государство и МСБ взаимодействовали друг с другом максимально эффективно, создаются онлайн-платформы, хабы и сообщества социальных предпринимателей.

Например, акселератор для «городских» стартапов Tumml в Сан-Франциско (США). Компании получают инвестиции $20 тысяч за долю 5%, экспертную поддержку (в том числе от городских властей) и бесплатное офисное пространство. Среди резидентов Tumml, например, проект Valor Water, собирающий данные о водоснабжении в городе для составления природоохранных решений. Или, например, KidAdmit — платформа, позволяющая вести процесс подачи документов ребенка в школу онлайн.

Платформа Fast FWD (США) позволяет предпринимателям анализировать их идеи, соединяет с экспертами и органами городской власти. Среди партнеров Fast FWD — MONUM (Офис Мэра Филадельфии, работающий над новыми городскими механиками), а также WhartonSocialImpactInitiative — общество социальных инициатив Уортонской школы бизнеса.

У самых перспективных проектов-участников сообщества Fast FWD есть возможность попасть в акселератор, поддерживаемый фондом GoodCompanyVentures, и получить грант на $10 тысяч. Из акселератора вышла, например, компания SHIFT_DESIGN, создающая предметы интерьера из отходов. А также Legal Science Partners, направленный на повышение доступности для населения информации о законодательстве в области здравоохранения.

Площадка CityMart создана именно для инновационного развития городов — она сотрудничает напрямую с городскими властями, позволяет городам обмениваться опытом (рассказывая о существующих проектах), а также объявляет конкурсы на лучшие решения проблем. На сегодняшний день власти более чем 50 городов мира сотрудничают с CityMart, среди них — Лондон, Париж, Барселона, Сан-Франциско, Москва и др.

Площадка публикует запросы от городских властей (в том числе Москвы) на те или иные решения. Компании могут отправлять заявки на запросы прямо на CityMart. Эти заявки попадают напрямую к городским органам, которые уже решают, с какими компаниями будут сотрудничать.

Благодаря CityMart предприниматели могут вступать в международное сообщество людей, изменяющих города к лучшему, изучить опыт других стран и заявить о себе.

Например, компания из Швейцарии Paradox выиграла закупку в Сан-Франциско (США). Paradox ставит в городе системы для энергоэффективного электроснабжения, а также для управления парковками и др. А помогать Барселоне бороться с голодом среди бедного населения стал проект из Франции.

Скриншот с сайта CityMart

У инновационных компаний есть возможность с помощью CityMart выйти на новый географический рынок, так как предприниматели видят запросы из других стран. Кроме того, предложив яркое эффективное решение, компания может привлечь внимание потенциальных заказчиков, так как вся информация находится в открытом доступе и хранится в каталоге предложенных решений.


Как Москва работает с малыми и средними инновационными компаниями


В Москве основным оператором программ поддержки инновационного предпринимательства и внедрения городских инноваций, а также связующим звеном, соединяющим малые и средние компании с городскими властями, является Центр инновационного развития Москвы (ЦИР).

Каким образом небольшая инновационная компания может стать поставщиком Правительства Москвы?

Инструмент 1

Перечень инновационных продуктов — какие инновации нужны городу

Согласно постановлению Правительства Москвы, норма инновационных закупок в 2014 составляет не менее 5% от общего объема закупок каждого заказчика. К 2018 году эта норма должна увеличиться до 15%.

Для выполнения поставленной задачи ЦИР формирует Перечень приоритетных продуктов и технологий, используемых в отраслях городского хозяйства.

Один из возможных вариантов включения продукта или технологии в Перечень — заявка через портал поставщиков (Единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы) на присвоение статуса «инновационный продукт». Портал поставщиков — единственный и обязательный инструмент заключения договоров до 100 тысяч рублей всеми заказчиками города Москвы (до 400 тысяч рублей — здравоохранение). Портал является открытым ресурсом, в том числе для обоснования начальной цены закупки. Фактически портал — это витрина производителей и их продукции.

Инструмент 2

Проверяем спрос — открытые запросы на инновации

У горожан появляются все более гибкие механизмы влиять на управленческие решения — это позволяет городским администрациям быстро реагировать на запросы жителей, то есть определять спрос на те или иные решения.

Новый инструмент — проведение открытых запросов — внедряется по всему миру мэриями. Открытые запросы необходимы для быстрого поиска решений городских проблем.

Как это происходит:
— Вначале городские структуры проводят анализ и определяют пул существенных задач, которые могут быть решены посредством внедрения инноваций.

— Далее формируются запросы на поиск решений.

— Компании предлагают свои разработки.

— Специально сформированное жюри рассматривает заявки. Оценивается не только технология, но и проект в целом: создаст ли он новую ценность для города.

— Отобранные решения получают возможность пройти в формате пилотных проектов тестирование в реальных городских условиях.

Важно: инновационные компании самостоятельно финансируют проект на стадии тестирования.

— После прохождения пилотного проекта городской заказчик оценивает полученные результаты и принимает решение о его развитии.

Мировая практика показывает, что от этапа формулирования проблемы до этапа оценки результатов тестирования проходит от 9 до 12 месяцев.

Инструмент 3

Инициативные предложения — предложи нужное для города

Если вы считаете, что разрабатываете решение, которое может улучшить городскую среду, но вашего направления нет ни среди Перечня инновационных закупок, ни среди объявленных открытых запросов — то вы сами можете стать инициатором новой задачи. Правительство Москвы понимает, что некоторые из поступающих предложений действительно могут быть адресными и инновационными и готово рассмотреть ваши предложения.

В заявке не забудьте указать информацию о правах собственности (включая интеллектуальную) на предлагаемое решение, состав и условия использования предоставляемой конфиденциальной информации, а также оценку стоимости реализации предложения, в том числе в сравнении с альтернативными решениями.

Инструмент 4

Инновационный хаб для  стартапов — API Moscow Сколково

Если вы уже создали и развиваете инновационный проект в сфере урбанистики (решений для города), у вас есть возможность стать аккредитованным резидентом инновационного хаба API Moscow Сколково и получить инфраструктурную поддержку для развития бизнеса. Вам будет предоставлено рабочее место в коворкинге, услуги по сопровождению и продвижению проектов-резидентов, доступ к возможностям бизнес-школы СКОЛКОВО (лекции, мастер-классы, круглые столы).

Площадка для «городских» проектов API Moscow Сколково откроется в декабре 2014 года на территории кампуса МШУ СКОЛКОВО.

Для участников хаба будут организованы менторские программы, мастер-классы и консультации. Команды получат юридическое и бухгалтерское сопровождение, краш-тесты проектов. Кроме того, у них будет возможность пообщаться с представителями корпоративных венчурных фондов, таких как SBT Venture, «Газпром», Intel Capital и др. Лучшие проекты смогут поучаствовать в ведущих российских стартап-мероприятиях (StartUpVillage, SeedForum, CrowdCult, ММФИР «Открытые инновации» и пр.) на льготных условиях.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно