Top.Mail.Ru
Новости

Умный холодильник или будущее за интернетом вещей

Новости
Андрей Пономарев
Андрей Пономарев

Semtech, edutech, createch.

Андрей Пономарев
Умный холодильник или будущее за интернетом вещей

Количество вещей, подключенных к интернету, превысило количество людей на планете еще в 2008 году. По оценкам Cisco Systems, в настоящее время к Интернету подключено 10,9 миллиардов людей, процессов, наборов данных и устройств.

"Интернет Вещей" (Internet of things, IOT) - единая сеть, соединяющая окружающие нас предметы с виртуальным миром.

Согласно докладу ABI Research, более 30 миллиардов устройств будут подключены к интернету в 2020 году. По оценкам Cisco – 50 миллиардов. За процессом добавления девайсов к сети можно наблюдать здесь.


История


В 1926 году Никола Тесла в интервью для журнала Collier’s сказал, что в будущем радио будет преобразовано в «большой мозг», все вещи станут частью единого целого, а инструменты, благодаря которым это станет возможным, будут легко помещаться в кармане.

В 1990 г. появилась первая интернет-вещь – запускаемый из сети тостер Джона Ромки (одного из отцов протокола TCP/IP).

В 1999 году термин «Интернет вещей» (Internet of Things, IOT) был предложен Кевином Эштоном, на тот момент - ассистентом бренд-менеджера Procter&Gamble. В этом же году они с Девидом Броком и Санджаем Сармой основали Центр автоматической идентификации (Auto-ID Center), занимающийся радиочастотной идентификацией (RFID) и сенсорными технологиями, благодаря которому эта концепция и получила широкое распространение.

2000 - LG анонсирует свои планы по созданию интернет-холодильника.

2005 - первый доклад ООН по теме.

2008-2009 - официальное рождение Интернета Вещей. Cisco сообщила о том, что количество устройств, подключенных к интернету, превысило количество людей на планете.

2013 - Intel анонсирует новое деловое подразделения по монетизация ИВ - Internet of Things Solutions Group.


IOT и M2M


Часто путают и взаимозаменяют термины "Интернет вещей" (IOT) и "Межмашинное взаимодействие" (machine-to-machine, M2M). M2M является частью Интернета Вещей - это технологии, непосредственно обеспечивающие коммуникацию между устройствами.

Интернет Вещей - термин намного более широкий, подразумевающий не только взаимодействие с устройствами, людьми и вещами вокруг нас, но и обеспечение этого взаимодействия дополнительными контекстами, такими как географические, временные координаты и т. п. Именно поэтому Cisco называет будущее развитие этой области "Интернетом Всего". А Тревис Богарт, вице-президент Jawbone, говоря о клиенто-центрированных сервисах, употребляет термин Интернет Меня.

Главные технологии, опреляюшие рост Интернета Вещей и M2M:

  • Дешевые сенсоры - сенсоры температуры, давления, влажности, освещенности, гироскопы, акселерометры, магнетометры и т.д.;
  • Технологии радиочастотного распознавания (Radio Frequency Identification, RFID) - позволяют присваивать идентификацию объектом при помощи микросхем-меток;
  • Дешевые процессоры с поддержкой интернета, открывающие возможности мобильных вычислений;
  • Беспроводные сенсорные сети (Wireless Sensor Network, WSN) - распределённые, самоорганизующиеся сети датчиков и устройств, коммуницирующих по радиоканалу;
  • Энергоэффективные технологии передачи данных - Bluetooth Low Energy (BLE), Near Field Communication (NFC) и пр.;
  • Телекоммуникационные технологии - GSM, CDMA, LTE;

У протоколов взаимодействия всего вышеперечисленного нет общепринятых стандартов, а следовательно, и полноценной совместимости между разными устройствами и протоколами нет. Интернету Вещей еще только предстоит найти свой HTTP.


Виды и категории


"Вещи" в ИВ можно разделить на три категории, опираясь на их основной функционал:

  1. Вещи-идентификаторы;
  2. Вещи-сенсоры;
  3. Встраиваемые системы для обработки данных.

В Интернете Вещей выделяют 5 типов устройств:

  1. Инструменты – позволяют легче выполнять привычные действия. Примеры – GPS, планшеты, чекауты;
  2. Сенсоры – считывают входные данные и пересылают их. Примеры – беспроводная мышь, веб-камера, метеостанция;
  3. Вещание – потоковые сервисы (данные, аудио, видео, свет). Примеры - Apple TV, Philips Hue (лампочка);
  4. Кеширование – хранение и предоставление доступа к цифровым и физическим средствам. Примеры – сетевые хранилища данных, мультимедиа-киоски;
  5. Роутеры – управляют трафиком и качеством сервиса. Термин роутер используется в широком смысле. Возможно это наиболее важное устройство в Интернете Вещей, при этом на сегодняшний день наименее развитое.


Применение


Топовые применения для государственных и B2B-процессов по версии Business Insider:

  • Реклама и маркетинг. По мнению Cisco, эта категория (например, рекламные щиты, подключенные к интернету) будет одной из трех топовых категорий Интернета Вещей, вместе с умными фабриками и сервисами поддержки мобильной работы;
  • Умные системы управления дорожным движением. Исследования Machina предполагают прибыли в $100 млрд к 2020 году для таких сервисов, как умная парковка, сбор дорожных пошлин и штрафов, системы оповещения об аварийных ситуациях (eCall);
  • Системы управления мусором. В Цинциннати уровень отбросов жителей понизился на 17% и уровень переработки мусора возрос на 49% благодаря внедрению системы «выбрасывай и плати», которая использовала ИВ для мониторинга жителей, превышавших нормы выброса мусора;
  • Умные энергосети, подстраивающиеся под пиковые нагрузки. По версии McKinsey Global Institute, данные сети позволяет сэкономить от 200 до 500 млрд долларов к 2025 году;
  • Умные водные системы и счетчики. Сан Паулу, Пекин и Доха понизили уровень утечек на 50% благодаря сенсорам в насосах и другим частям водной инфраструктуры;
  • Индустриальное применение. Включают управляемые через интернет сборочные конвейеры, связанные фабрики и склады и т. д. 

Доклад о будущем Интернета Вещей, составленный University Of Jyväskylä выделяет 4 наиболее перспективных области:

  • Автомобильная промышленность. Внутриавтомобильный инфотэйнмент, паркинг-счетчики, распространение информации о состоянии дороги и плотности движения, сбор пошлин и штрафов, страховка, управление автопарками;
  • Потребительская электроника (в том числе "умный дом"). Домашняя электроника, автоматизация дома, автоматическое считывание счетчиков, домашняя безопасность;
  • Здравоохранение. Решения для мониторинга, поддержания благополучия, превентивных мер, диагностики и лечения.
  • Умные здания. Корпоративные аналоги “умного дома”.

Посмотреть на полную карту секторов применения Интернета Вещей можно здесь.


Прогнозы


Прогноз количества M2M устройств

Прогноз по росту доходов на вертикальных сегментах ИВ на 2011-2015 гг


Прогноз доходов на сервисы в мобильном сегменте


Примеры устройств


Phillips HUE

Посмотреть на множество "умных устройств" можно с помощью карты Thingful. Платформа показывает географический индекс вещей, их собственников и информацию о том, как и зачем ими пользуются.

Меняющие цвет лампочки, управляемые с iPhone, производят не только стартапы, но и Phillips. А один из наиболее часто используемых бытовых приборов - чайник - теперь можно включать по Wi-Fi. Конечно, чайником и лампочками Интернет Вещей не ограничивается - продолжает ряд рисоварка на Android. 

Даже очень простые и привычные с детства вещи могут раскрыться по-новому в Интернете Вещей. Пример тому - бумажный Bluetooth-самолетик.

Сенсоры на коровах собирают информацию о здоровье и их пищевых привычках, объем такой полезной для фермеров информации может достигать до 200 Мб в год с коровы. Но если у вас нет фермы, это не повод расстраиваться - вы можете повесить RFID-метку на своих детей или домашних животных и всегда знать, где они находятся, над этим работает стартап Ioterra.

Verdigris разрабатывает технологию мониторинга каждого устройства, подключенного к электросети здания. Вместо того, чтобы подключать считывающие устройства к каждому сетевому разъему, Verdigris собирает информацию, используя технологию, известную, как неинтрузивный мониторинг нагрузки. В прототипах своей системы Verdigris собирает информацию прямо из коробки распределения сети, измеряя нагрузку сети по 1000 раз в секунду и вычисляя электрическую сигнатуру каждого из устройств.  еще можно создать умный счетчик электроэнергии своими руками. 

Indoor Positioning - отслеживание пути клиентов, "локация внутри зданий" - может изменить многое в мире рекламы и продаж. Один из игроков на данном рынке - технология iBeacon.

Будущее развитие автопромышленности за беспилотными автомобилями - это наглядно демонстрирует Google. Nissan планирует выпустить свой первый беспилотник к 2020 году.


Про возможности


Интернет Вещей отличается от всех прежних рыночных возможностей. Он может повлиять на нашу жизнь и поменять ее на таком фундаментальном уровне, который трудно представить, отталкиваясь от сегодняшних позиций, занимаемых Интернетом. 

Произведенные товары смогут диагностировать собственные проблемы и связываться с производителем для поиска решений. Когда устройство ломается, мы сможем сразу определить, почему и как оно сломалось. Мы сможем предугадать приближающуюся поломку, таким образом сменив парадигму обслуживания с реактивной на проактивную. По мнению экономиста Майкла Манделы из Progressive Policy Institute, Интернет Вещей может стимулировать возрождение производства в развивающихся странах. При этом по мере удешевления технологий 3D-печати, возможности для расширения экосистемы Интернета Вещей возрастают многократно.

Основные возможности для компаний и стартапов начинаются с понимания своего местоположения в будущей экосистеме Интернета Вещей.


Российские игроки


WayRay - российская компания, разрабатывающая устройство дополненной реальности для лобового стекла автомобиля. Пользователи могут видеть виртуальную линию маршрута прямо на лобовом стекле. Кроме голографического, есть информационно- развлекательный канал: на него выводится вся вспомогательная информация.

Сбор и обмен полезной информацией между автомобилистами и окружающим миром порождает свою нишу Интернета Авто.

Виталий Пономарев, CEO & Founder WayRay

Несомненно, Интернет вещей - это будущее. Это будет единая сеть, дополняющая реальный мир. Сейчас необходимо создавать общие стандарты, которые позволили бы это будущее внедрить. Должно быть сочетание меток, нужны центры, где будет храниться эта информация. Вещи должны содержать элемент искусственного интеллекта, чтобы давать семантику. В этом нет ничего эктраординарного.
Я вижу так: любой предмет, который в этом мире произведен, должен иметь какую-то метку. Это должно попасть в рамки общепризнанного стандарта.
Сложно предсказать, в какой сфере Интернет вещей разовьется быстрее всего - на самом деле, очень много индустрий связано с этим.

iKtotam - устройство, делающее "умным" ваш домофон - позволяет управлять им удаленно. Коннектор соединяет ваш смартфон с домофоном и позволяет увидеть гостя, а также поговорить с ним.
Нажатием кнопки на iPhone можно открыть дверь пришедшему. Устройство подключается к iPhone, iPad или компьютеру. Кроме того, сам коннектор снимает видео и сохраняет его в облаке.

Андрей Кнаус, Co-founder & CVO iKtotam:

За интернетом вещей - будущее. В привычные вещи добавляется связь с интернетом. Например Samsung в прошлом году объявила о появлении кондиционера, которым можно управлять с мобильного.
Все интерфейсы упрощаются, все, что мы делаем, - будет уходить в электронные устройства, поэтому они должны общаться между собой. Кнопки и мониторы на технике умирают. Для управления всеми вещами нужен будет только один девайс. Сейчас это смартфон, скоро это будет что-то, что можно одеть на руку. В ближайшее 5 лет появится большой выбор таких устройств.
Интернет вещей будет развиваться во многих сферах: "умный дом", персональное здравоохранение, автомобили. То, что раньше продавалось в комплексе и задорого в "умном доме" - теперь можно купить отдельно и за приемлемую цену.


Мнение


Алексей Соловьев, Управляющий директор Prostor Capital:

Интернет вещей - это новый этап развития интернета. Это несметное количество возможностей и для пользователей, и для предпринимателей, и для инвесторов. Рынок объединяет множество легко подключающихся к интернету бытовых приборов и открытых экосистем, которые с помощью приложений считывают с устройств информацию о пользователе и делают его жизнь проще и удобнее.
Согласно прогнозам, к 2015 году к интернету будет подключено 25 млрд устройств, а к 2020 году — 50 млрд. Новинки в этой сфере (как в области продуктов, так и в области приложений) появляются сотнями в день, а скорость развития рынка сдерживается исключительно готовностью самих пользователей доверить существенную часть своей жизни "умным" устройствам и навсегда отказаться от иллюзии приватности.

Top image by Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Сложная продуктовизация: как вывести разработанный программный продукт на рынок и добиться его монетизации
  2. 2 HealthTech Map
  3. 3 Онлайн-конференция IoT Tech Autumn 2022 пройдет 25 октября
  4. 4 «Тринити» и МГТУ им. Баумана развернули совместную лабораторию для обучения технологиям AI и IoT
  5. 5 Вместо Web 3.0 у нас будет Web 2.5 — что тормозит переход к новому интернету