Элина Кириллова

Российские стартаперы: амбициозные, опытные, но одинокие?


В сентябре прошлого года нам написал Данил Вязовов — выпускник экономического факультета МГУ, занимающийся исследованием успеха стартапов. Он попросил помочь с контактами российских стартап-команд. Мы помогли Данилу выйти на связь с командами, многие стартаперы приняли участие в опросе. Теперь публикуем вторую часть исследования. Первую часть можно посмотреть здесь.

В первой части исследования Данила Вязовова можно узнать о факторах успеха, которыми должны обладать успешные команды IT-предпринимателей. Вторая часть исследования — это анализ российских стартапов по 10 факторам из получившегося списка.

В чем заключалась ваша цель?

Мы хотели проверить, как значения 10 данных факторов связаны с успешностью стартапов. Также было любопытно составить некий «портрет» российского стартапа на основе этих данных.

Как вы выбирали компетенции для анализа?

Брали те, которые можно легко оценить при телефонном интервью, и которые, на наш взгляд, являются наиболее интересными для изучения.

А как вы определяли успешность стартапа?

Как наибольший среднемесячный темп роста одного из трех показателей: аудитории, клиентской базы или продаж в 2013 г.

И насколько активно растут наши стартапы?

В целом темпы роста распределились равномерно — были стартапы с ростом и в 4-5%, и в 15-20%, и в 70% в месяц. Средний показатель составил около 18%.

Со сколькими командами вы пообщались?

Я отправил запросы около 138 российским стартапам, основанным в 2009-2011 гг. и получившим внешнее финансирование. То есть тем, у которых были определенные средства и время протестировать бизнес-идеи и развиться до определенного уровня. Из них на анкету ответило 54 стартапа. Такая статистика отвечаемости, в принципе, находится на среднемировом уровне.

Порадовало, насколько охотно и подробно многие отвечали.

Как вы считаете, насколько они честно отвечали?

Не могу сказать точно, потому что это нельзя проверить. Думаю, что достаточно честно. В нашей анкете ведь не было слишком откровенных вопросов. Ответами на них можно было легко делиться без ущерба для бизнеса.

Какие важные выводы может вынести стартапер из исследования?

Их три. Во-первых, всеми силами необходимо формировать и удерживать устойчивую, разностороннюю команду основателей-менеджеров с развитыми предпринимательскими компетенциями. Больше основателей — выше шансы на успех.

Во-вторых, стартап — весьма изменчивая организация. Чтобы добиться успеха, необходимо постоянно отслеживать, на каком этапе развития он находится, какие ваши предпринимательские компетенции необходимо «вводить в игру», а какие уже не так нужны.

В-третьих, желательно заранее готовить основателей к новым ролям и новым задачам в развивающейся фирме. Об этом писал еще Питер Друкер.

Некоторые результаты измерения факторов успешности

Фактор успешности

Результаты измерения

1.Амбициозность. По 31% фирм стремятся занять место среди лидеров рынка в России/СНГ или на зарубежных рынках.
2. Фокус. 41% фирм руководит один основатель на полной занятости. Еще 33% — 2 основателя.
3. Связь с наставниками. 39% фирм не имеют наставника. Еще 26% консультируются 1-2 раза в месяц.
4. Связь с пользователями. 43% основателей фирм имеют прямую связь с пользователями чаще 1 раза в неделю. Еще 24% — 3-4 раза в месяц.
5. Опыт управления. У 63% фирм хотя бы один из основателей был ранее совладельцем интернет-фирмы. Ещё у 20% — был менеджером.
6. Опыт привлечения финансирования. У основателей 61% фирм ранее не было опыта привлечения венчурного финансирования. Еще у 17% был неоднократный опыт.
7. Планирование. 30% фирм имеют бизнес-план, который используется и обновляется реже 1 раза в квартал или по мере необходимости. По 20% обновляют бизнес-план от 1 раза в квартал до 1 раза в месяц либо не имеют бизнес-плана вообще.
8. Контроль. 63% фирм имеют систему метрик, привязанную к денежной мотивации некоторых сотрудников. Ещё 22% имеют метрики, но без денежной мотивации.
9. Гибкость. 58% фирм совершили хотя бы одно значительное изменение в продукте или бизнес-модели. 22% фирм совершили более трех значительных изменений. 20% не совершали значительных изменений вообще.
10. Обучение. 37% фирм не имеют формализованного плана, бюджета и затрат на обучение. Столько же либо имеют затраты, но без бюджета и плана, либо имеют план и бюджет, но без затрат.


Связь между успехом стартапа и показателями факторов успешности

1. Степень корреляции между темпами роста фирмы и выбранными факторами значительно меняется с изменением возраста и успешности фирмы. Причем по успешности в большей степени. Можно предположить, что на разных стадиях развития фирмы степень влияния разных факторов успеха различна. Стартап — крайне динамичная структура, единого рецепта успеха для всего периода его развития не существует.
2. По большинству факторов успеха есть отрицательная корреляция с возрастом компании. Вероятно, по мере развития фирмы стартаперские компетенции, как факторы успеха, отступают на второй план.
3. Наибольшая корреляция с успешностью обнаружена по фактору «фокус». Он определяет количество основателей, работающих полное время на проекте. Успешнее растут те стартапы, в которых больше основателей работает полное время. Возможно, это связано с тем, что больше основателей означает более обширный портфель компетенций стартапа.

Startup-images via Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно