Top.Mail.Ru
Новости

Будущее мобильных приложений

Новости
Алексей Поспехов
Алексей Поспехов

Основатель компании Missiontech.co

Алексей Поспехов
Будущее мобильных приложений

Алексей Поспехов — исполнительный директор ICONIC MOBILE — компании по разработке мобильных приложений, которая в марте этого года привлекла инвестиции от британского фонда 515 Capital. Алексей написал колонку о том, как мобильные технологии меняют окружающий мир и что нужно компаниям, создающим приложения, для успеха на рынке.

В начале этого года IT-сообщество несколько удивилось многомиллиардным сделкам по поглощению мобильных мессенджеров и сообщениям об инвестициях в мобильные сервисы.

Mobile, как отдельная бизнес-индустрия и направление, возникла ровно тогда, когда появилась возможность создавать первые примитивные приложения на Symbian, Palm и Pocket PC-смартфонах.

Еще в 2005 в году я работал с различными контент-провайдерами и операторами связи, где мы отвечали за закупку и продажи мобильного контента и VAS-сервисов.

В те времена мобильные операторы были абсолютными монополистами в обслуживании экосистемы этих услуг: МТС тестировал сервис iMode, Мегафон запускал свое первое «мобильное тв», а все производители контента и сервисов хотели создать некий аналог современного App Store, доступный сразу при покупке телефонов. Для пользователей был доступен только развлекательный контент или игры. Любых программ, хотя бы отдаленно напоминающих самые простые мобильные приложения, в App Store просто не существовало. Не говоря уже о мобильном банкинге, мобильных билетах и более инновационных решениях. Их отсутствие было обусловлено неготовностью экономической и технической инфраструктур к реализации мобильных решений.

Спустя всего 5 лет сотовые операторы полностью утратили контроль и влияние над мобильными сервисами, в то время как вся экономическая инфраструктура перешла на совершенно другой уровень развития.

У финансовых компаний уже были веб-интерфейсы для их клиент-банков, которые стали фундаментом для мобильных банковских приложений.

Сети ресторанов имели свой технологический back-end для управления бизнес-процессами по организации доставки и производству еды, который был интегрирован в мобильные приложения для доставки.

В авиации это был электронный билет, который практически идеально «ложился» в Passbook.

В платежных шлюзах были готовы решения для web-платежей, моментально адаптируемые для приема мобильных платежей по картам.

На данном этапе развития появились Apple и Google с готовой экосистемой по производству и, что самое главное, монетизации мобильных приложений. Взрывной рост количества производителей и потребителей мобильных приложений произошёл не только из-за красивого iPhone и желания сделать красивые игрушки, а, прежде всего, из-за готовности экономики и бизнес-инфраструктуры к глобальным мобильными переменам.

Mobile стал новой революционной эпохой в развитии всех бизнес-процессов, перенеся их на совершенно новый эволюционный уровень.

Можно ли сказать, что мобильный банкинг — это продолжение онлайн-банкинга, клиенты которого используют те же самые модели поведения?

Можно ли сказать, что мобильные приложения, которые позволяют купить билет на самолет в iPhone, получить по нему Passbook-тикет — это та же покупка билетов на сайте?

Можно ли сказать, что Indoor-навигация в торговых центрах, привязанная к программе лояльности — это не отдельный сегмент направления бизнеса?

Можно ли сказать, что сеть ресторанов, чей доход на 45% состоит из выручки, полученной от мобильных заказов, перешла на новый этап эволюции?

Запуская новый сервис, предприниматели теперь прежде всего думают о реализации мобильного приложения и уже потом, если в этом будет необходимость, о веб-части.

В это сложно было поверить еще пару лет назад, но опыт запуска таких продуктов, как Rocket Bank, Simple, или постоянное обновление мобильных решений от «Альфа-Банка» говорит о том, что теперь развитие любого бизнеса зависит от «мобильных потребностей» клиентов.

Международная публичная корпорация MONITISE, специализирующаяся на мобильных финансах, чья капитализация на LSE оценивается в $1 миллиард, купила ведущего Лондонского мобильного разработчика GRAPPLE MOBILE за $100 млн (на тот момент компании было всего 3 года). Произошло это по той причине, что клиенты банков, которому они предоставляли решения, начали отдавать предпочтение компаниям, у которых были наиболее передовые решения в области мобильных приложений. И именно GRAPPLE создавал наиболее инновационные мобильные решения.

Всё развитие любого бизнеса, его планы и стратегии, сейчас сосредоточены только на адаптации к мобильной digital-экономике.

В первом квартале 2014 года доход от мобильной рекламы Facebook вырос на 72%, составив $2,5 млрд. Скорость мобильного роста в несколько раз превысила скорость роста в классическом «вебе».

iOS-приложения также стали самым популярным способом для просмотра телевизионных каналов, показав рост в в 246% за квартал, а количество просмотров фильмов в мобильном приложении IVI.RU достигло несколько десятков миллионов в месяц.

Авиакомпания Virgin Airlines приняла решение в ближайшие 7 лет отказаться от развития громоздких Inflight entertainment-систем в пользу мобильных приложений и доступа к развлекательному контенту через WI-FI на борту. Помимо уменьшения стоимости обслуживания данного решения, компания планирует существенно сократить потребления керосина за счет отсутствия ненужного оборудования.

Мобильное направление становится главным драйвером роста любого (и не только интернет) бизнеса.

В России сложилась ситуация, когда компании, занимающиеся созданием мобильных бизнес-приложений, или вышли из «дизайн-студий» с соответствующим понимаем бизнес-процессов и технической части, или из среды программистов, с пренебрежением относящихся к UI/UX части.

Никто из фаундеров таких компаний, скорее всего, не имел предпринимательского опыта и выстраивал не классический бизнес в его понимании, а очередную историю по принципу «купи дешево у региональных фрилансеров, продай дорого в Москве».

Изначально они не были направлены на формирование вокруг себя команды стратегов и аналитиков, которые бы помогали компаниям трансформировать их бизнес-процессы под требования мобильной революции. При таком подходе главным активом становится не просто команда и ее наработки, которые со временем позволяют реализовывать сложнейший технические решения, а весь живой организм, начиная от клиентского сервиса и креатива, заканчивая реализацией проектов точно в срок. Мобайл — это бизнес на сплаве ИТ, консалтинга и системной интеграции, где главную роль играют вовсе не программисты и дизайнеры, а бизнес-аналитики, которые видят, как решается та или иная бизнес-потребность с наибольшей эффективностью.

Именно такие компании, которые смогут показать бизнесу их возможности в мобильном мире и предложить решения по увеличению дохода и капитализации, и будут получать львиную долю дохода на мобильном рынке.

Mobile-images via Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Приложение банка «Бланк» вернулось в App Store
  2. 2 Как продвигать мобильные приложения в App Store и Google Play в 2024 году из России
  3. 3 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  4. 4 Руководство: как выпускать и продвигать приложения в рунете в 2024 году
  5. 5 Сколько стоит разработка мобильного приложения в 2024 году