Михаил Климов

Помогут ли консалтеры «победить» на Kickstarter?


Стоит ли обращаться за консалтингом при подготовке кампании на Kickstarter? В каких случаях? Михаил Климов записал, что думают об этом стартаперы, инвесторы и сами консалтеры. 

Стартаперы

Привлекали бы вы консалтеров для проведения краудфандинг-кампании?

image description
Дмитрий Маскван
CEO OneClickHouse

У нас минимальный штат, который заточен только под производственные нужды. Поэтому для разработки кампании, скорее всего, привлек бы специалистов со стороны.

image description
Дамир Мясоутов
i-boxmagnetic.com

Посредники хотят денег за свои услуги, причем – сразу. Еще есть проблемы с выводом денег на Kickstarter, люди жаловались, что по полгода не могут вывести деньги через PayPal. Можно, например, разместиться на Boomstarter и посмотреть на спрос.

image description
Евгения Панасова
Менеджер проектов в ООО «Октодон»

Мы очень много времени потратили на подготовку. Задавали вопросы специалистам, смотрели примеры успешных и неуспешных кампаний, изучали выходивших на Kickstarter конкурентов (они не профинансировались), читали тематические статьи – русско- и англоязычные. У наших основателей хороший уровень английского, так что все материалы мы готовим сами или с помощью знакомых энтузиастов, но при этом консультируемся у профессионалов. Со сторонними специалистами нужно быть осторожным, если ты долгое время не «варишься» в теме: есть риск нарваться на не очень порядочных или просто некомпетентных людей. Известно много случаев, когда компании остались банкротами из-за особенностей договора с посредником.

После разговора с предпринимателями кажется, что большинство из них не видят необходимости в услугах профессионалов при подготовке краудфандинг-кампаний. Понятно, что команды хотят сэкономить и сделать все своими силами. А что думают об этом инвесторы?

Инвесторы 

Планируеся ли выводить на Kickstarter проекты, проинвестированные Impulse VC? И собираетесь ли привлекать для этого консалтеров?

image description
Кирилл Белов
Управляющий партнер венчурного фонда Impulse VC

Если говорить о нашей практике, то как раз сейчас, с одним из проектов Impulse VC, мы рассматриваем подобную возможность. Стартап, который теоретически может поучаствовать в сборе средств на Kickstarter – это Wiren Board, одноплатный компьютер с интегрированными беспроводными модулями WiFi/Bluetooth/GSM и другими фичами для создания умного дома. Kickstarter здесь мы рассматриваем как недорогой инструмент для быстрого выхода на западные рынки, demand verification и, плюс ко всему вышеперечисленному, хороший PR-повод. Консалтинг для подобных проектов критичен. Есть опытные команды, работающие со стартапами и умеющие правильно делать контент и расставлять акценты на том, что привлечет пользователя. С их помощью заявка и проект становятся на порядок заметнее.

Имеет ли смысл привлекать консалтинг для вывода проектов на Kickstarter?

image description
Александр Иванов
Бывший партнер венчурного фонда Life.SREDA

Я в целом критически отношусь к консалтингу. Он полезен в ограниченном количестве случаев, в основном – для больших состоявшихся компаний. Не верится, что человек извне сможет понять бизнес-модель стартапа лучше фаундера. Тщательно оформленный кейс с описанием проекта, качественное видео, хорошо сформулированные вознаграждения существенно повышают вероятность успешного сбора средств на Kickstarter, но если все сделают консультанты, то вы не получите собственного опыта.

Консалтинг нужен, потому что это отдельный специфический вид маркетинга и без подготовки и знаний шансы на успех минимальны.

Видно, что одни инвесторы высказываются полностью «за» консалтинг при выводе проекта на Kickstarter, другие же отмечают, что «помощь извне» должна быть не в ущерб опыту команды. Но «опыт» в краудфандинге не универсален, а, скорее, уникален, и в чистом виде редко распространяется на другие сферы. Соотношение рисков (не получить «опыт» или не собрать деньги) говорит в пользу консалтинга.

Консалтеры

Какие изменения рынка консалтинговых услуг в краудфандинге вы наблюдаете в последнее время? 

image description
Антон Москаленко
Генеральный директор Сrowdconsulting.ru

Зарождается важный тренд среди венчурных фондов: когда к ним приходит интересный проект, но с неподтвержденным спросом, то случается, что фонды отправляют такой проект на Kickstarter за свой счет.

Существует ли в России рынок консалтинга в области краудфандинга?

image description
Иван Карманов
Менеджер проектов агентства Inventalist

Рынка нет, он только начинает зарождаться – все друг друга знают, тесно общаются, но нет никого, кто выводил бы проекты на Kickstarter систематически. В целом отрасль краудфандинга перспективна. В РФ много талантливых людей, у которых нет средств, чтобы запустить кампанию – финансовых и временных. Есть и «кулибины», которые не знают, как преподнести свой, может быть, неплохой, продукт. Консалтинг в области краудфандинга у нас – дополнительный бизнес, просто хочется помочь таким «кулибиным».

image description
Анна Ошарова
Консультант по краудфандингу

Вера и перспективы есть, но нет рынка, точнее, он ничтожно мал. Все консалтеры хорошо знакомы и тесно сотрудничают, только на консалтинге зарабатывать неинтересно, сейчас это, скорее, интересная тусовка, нежели рынок.

Артем Старостенко обошелся без консалтеров, но прибегнул в помощи посредника.

Сколько вам стоило выйти на Kickstarter?

image description
Артем Старостенко
CEO Verge-style

Моя калькуляция по предыдущему проекту с кошельками показала сто долларов. Это за видео и фото. Все остальное (прототип, готовый образец, текст, стратегия, поиск и составление базы для рассылки по медиа-ресурсам, сайт) сделал сам. Еще 6% от сборов отдал посреднику (друг в США), который номинально отвечает за проект. Сборов хватило, чтобы произвести первую партию продукции и отправить вознаграждения бэкерам.

Какой вывод можно сделать? Что консалтинг с внушительным чеком за услуги требуется не всем проектам, собирающимся покорять Kickstarter. И, конечно, не является гарантией успеха. Командам нужно самим разобраться в теме краудфандинга как минимум на уровне, достаточном для выбора грамотного консалтера.

Фото: Shutterstock.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно