Ольга Ковалева

4 области, где банки уже сейчас используют искусственный интеллект

Тренд-аналитик The Hinge Ideas Ольга Ковалева рассказывает, что уже сейчас могут банковские чат-боты и зачем вообще в финансовом секторе искусственный интеллект.


Об искусственном интеллекте заговорили всерьез. Стивен Хокинг, Илон Маск и Билл Гейтс объяснили, что искусственный интеллект (ИИ) — это не про восстание машин, а про неограниченные скорость и масштаб эволюции, быструю работу с огромными массивами данных, идеальную память и многозадачность. Финансовый сектор традиционно опирается на большие объемы данных, поэтому для него автоматизация, возможная благодаря ИИ, это вполне закономерное явление. 

Преимуществ использования ИИ в сфере финансов много: точные процессы позволяют минимизировать влияние человеческого фактора, автоматизация приводит к сокращению издержек, решение повторяющихся задач становится более оптимальным. Потребители, в свою очередь, получают более качественные и персонализированные рекомендации от службы поддержки в реальном времени, а также более грамотно управляют персональными финансами и инвестициями.

Наиболее часто ИИ используется для автоматизации клиентской поддержки, сбора и анализа данных для исследований рынка, в алгоритмическом трейдинге и в системах распознавания мошеннических операций. Кроме того, он может использоваться для автоматизации андеррайтинга в страховых компаниях и определения кредитного скоринга.


Финансовые чат-боты

Одна из самых обсуждаемых тем в сфере ИИ сегодня — боты, которые, по мнению Марка Цукерберга и многих других влиятельных в мире технологий людей, скоро полностью изменят то, как мы используем смартфоны.

Некоторые финансовые чат-боты позволяют пользователям совершать покупки в интернете, оплачивать счета, переводить деньги и даже управлять биткоин-кошельком.

Кроме того, в банковской сфере распространены боты-консультанты, которые способны отвечать на простые вопросы пользователей быстро и удобном формате. Barclays Africa одним из первых запустил чат-бота, который с помощью ИИ способен отвечать на вопросы пользователей о банке и его услугах. Беседа с ботом может проходить как в письменной, так и в устной форме (это пока новшество). При этом большинство пользователей предпочитают письменный формат.

Российский банк «Точка» в июле 2016 запустил первого в мире финансового чат-бота в Facebook, который поможет клиентам просматривать информацию по счетам, находить ближайшие банкоматы, звонить в службу поддержки и проводить платежи. Еще одним блестящим примером применения ИИ является индийский мобильный Digibank, боты в котором способны отвечать на тысячи вопросов пользователей.

Чат-боты — это эффективно, удобно и сравнительно дешево. Но являются ли они универсальным решением для бизнеса? Один из ведущих мировых футуристов Герд Леонард считает иначе, напоминая нам, что конечной целью любой компании должна являться не эффективность, а удовлетворенность клиентов. Именно этот параметр важно оценивать наиболее тщательно при принятии решения о запуске неодушевленного консультанта.


Роботы-советники для управления инвестициями

Роботы-советники набирают популярность как среди стартапов, так и среди традиционных финансовых институтов. Автоматизированные консультанты и планировщики помогают пользователям принимать правильные финансовые решения. Так, некоторые из них отслеживают колебания цен на финансовых рынках и рекомендуют продать или купить те или иные ценные бумаги в зависимости от целей.

Среди компаний в этом секторе можно выделить Stash, Acorns, Betterment, Weathfront и Personal Capital.

Рассмотрим Ellevest — автоматизированную инвестиционную платформу, созданную специально для женщин бывшим финансовым директором Citigroup Салли Кравчек в США в мае 2016.  Платформа определяет предпочтения пользователей и их склонность к риску с помощью специальных алгоритмов, а затем инвестирует активы таким образом, чтобы достичь краткосрочных и долгосрочных целей.

После многих часов общения с женщинами Кравчек выяснила, что их цель, как правило, заработать деньги для начала бизнеса, покупки недвижимости и спокойного выхода на пенсию — и решила создать понятный инструмент, который в этом поможет. 


ИИ для управления персональными финансами  

Еще одним вариантом применения ИИ в финансовой сфере являются цифровые кошельки, изучающие привычки и потребности пользователя и дающие рекомендации по управлению персональными финансами. Чаще всего такие приложения учат делать сбережения так, чтобы достигать финансовых целей без существенных потерь в качестве жизни.

В этом сегменте работают такие приложения, как Digit, Mint, WealRo и Cleo. К примеру, мобильный банк Neat, запущенный в Гонконге весной 2016, объединяет технологии искусственного интеллекта и биометрической защиты. С помощью технологии искусственного интеллекта банк оценивает различные поведенческие модели клиентов, чтобы помочь им не превышать бюджет и достигать личных финансовых целей. Кроме того, система распознавания лиц идентифицирует пользователей с помощью селфи. Такой мобильный банк, безусловно, ориентирован на миллениалов, привыкших к решениям в один клик и ожидающих такого же подхода от финансовых институтов. 


ИИ для автоматизации маркетинга

Интересной возможностью применения ИИ является отслеживание настроений потребителей. Понимание того, почему клиент так или иначе реагирует, например, на обновление продукта или маркетинговую кампанию, критически важно для любого бизнеса.

Осознав значимость тесного контакта с клиентом и его реакциями, новозеландский разработчик Touchpoint создал платформу Radiant на основе ИИ, цель которой — прогнозировать ситуации, вызывающие недовольство пользователей. Платформа использует миллионы реальных анонимных взаимодействий клиентов с крупнейшими банками Австралии и Новой Зеландии, а также страховыми и телекоммуникационными компаниями, чтобы выявить закономерности. Впоследствии Radiant информирует пользователей о рисках и способах сделать клиентов счастливее. 

Платформы вроде 6Sense, Automated Insights и Bottlenose также автоматизируют маркетинг и продажи с помощью ИИ.

ИИ сегодня стремительно развивается — уже сейчас существуют десятки вариантов его применения в финансовой сфере, и наверняка в ближайшие годы появятся новые сценарии и бизнес-модели, которые пока сложно даже представить. Тем не менее компаниям необходимо четко понимать свои цели при применении ИИ и не забывать, что человеческий интеллект, несмотря на все его ограничения, имеет немало преимуществ.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно