Top.Mail.Ru
Колонки

Кто такой директор по данным и сколько он зарабатывает?

Колонки
Елена Герасимова
Елена Герасимова

Руководитель направления Data Science в «Нетологии»

Полина Константинова

Осенью 2018 года до России дошла одна из самых перспективных позиций — Chief Data Officer  — директор по цифровой трансформации или директор по данным. Елена Герасимова, руководитель направления Data Science в «Нетологии», подробно рассказала, кто такой CDO, где выучиться на такого специалиста, что он делает и сколько зарабатывает, какому бизнесу нужен и как может развиваться такой специалист в наших реалиях.

Кто такой директор по данным и сколько он зарабатывает?

За что CDO получает деньги

Если кратко, то этот серьезный человек безукоризненно понимает данные, берет из них максимум полезной информации и точно знает, как превратить их в прибыль.

Не расценивайте позицию как техническую. Главная роль таких специалистов именно в качественной модернизации бизнеса — детальная стратегия и ее эффективная реализация.



Если более развернуто и занудно, то перед CDO стоят такие задачи:

  • выбор IТ-инфраструктуры, аппаратного и программного обеспечения для бизнеса, безопасность данных и решений;
  • совершенствование процессов накопления внутреннего опыта и достижение намеченных результатов в бизнесе (в том числе и финансовых);
  • разработка стратегического планирования для краткосрочного и долгосрочного управления;
  • поддержка основных направлений бизнеса и поиск новых;
  • мониторинг конкурентного рынка.

Объясню еще на реальном примере, который подсмотрела в интервью со Стивеном Бробстом, главным техническим директором Teradata.

Представьте телекоммуникационную компанию, где абонентская плата — основной источник дохода. На подходе 5G, какие-то новые инфраструктуры сетей, что требует внушительных финансовых вливаний. Для увеличения прибыли нужно привлечь как можно больше клиентов, параллельно снижая стоимость услуг.

Задача CDO — получить прибыль из огромного количества данных и при этом сохранить их приватность и безопасность.

Информация по абонентам перед глазами, он знает о них все: локацию, среднюю продолжительность разговора, используемые тарифы, клики по акциям и другое.

Выходит, что CDO меняет традиционную культуру бизнеса, создает новые продукты и услуги, при этом улучшает существующие за счет стратегии, подкрепленной выводами из данных.

Из кого получится CDO

Это одна из тех позиций, путь к которой долог и тернист. Внезапно стать CDO не выйдет. Помимо работы с большими данными, вы должны отлично разбираться в современных цифровых технологиях: машинном обучении, искусственном интеллекте, блокчейне, интернете вещей, виртуальной и дополненной реальности.

К тому же вы всегда следите за трендами и пополняете уже имеющиеся знания. Вы можете прийти к должности и как айтишник, и как бизнес-специалист, и как инженер, и как CIO. Все зависит от компетенций и желания освоить такую ответственную специальность.

Определенный диплом уже давно не гарантирует способность человека к успешной деятельности, особенно когда сфера связана с CDO. Здесь очень важно умение объединять реалии бизнеса и инновационные решения, четко видеть нужды компании и рынка и удовлетворять их в соответствии с технологическим прогрессом. В идеале у такого кандидата уже имеются успешно реализованные проекты по цифровой трансформации, навыки владения социальными медиа, интернет-маркетингом и различными каналами продаж. Плюс к этому в нем сочетаются свойства бизнес-стратега, командного лидера и технологического эксперта. Вот почему на эту должность может претендовать как руководитель проектов, IT-директор или коммерческий директор, так и практически любой другой специалист с опытом реализации преобразовательных программ.
Татьяна Бочарникова Глава представительства NetApp в России и СНГ

CDO — это не про образование, а про личность. Человек, который возглавляет цифровую трансформацию в компании, всегда готов к вызовам. Это яркий харизматичный лидер. Он умеет общаться, убеждать, преодолевать сопротивление, быстро принимать решения и оперативно адаптироваться к изменениям. Чаще всего старт начинается с CIO и его подразделения — такие люди на кончиках пальцев чувствуют тренды и привыкли к постоянному обучению, поэтому и кажется логичной трансформация роли CIO в CDO. Еще один удачный тип кандидатов — те, что с финансовым опытом. Ведь самые распространенные причины трансформации компаний — желание ускорить и упростить процессы, повысить прибыльность, улучшить качество услуг или продукции. Выстроить для таких целей работающие модели как раз сможет человек с финансовым опытом и образованием. Директор по цифровой трансформации Schneider Electric начинал карьеру как раз с финансового департамента.
Наталья Деянова Заместитель генерального директора по маркетинговым и цифровым клиентским коммуникациям Schneider Electric


Присядьте, озвучим зарплаты

Популярный американский карьерный сайт Payscale приводит среднюю зарплату CDO в США — $177 тысяч в год. За месяц такой специалист получит около миллиона рублей по курсу на начало 2019 года. И, как видите, это даже не предел. Полная статистика лежит здесь.

В России цифры скромнее, по крайней мере, пока — 250-450 тысяч рублей в месяц. Данные получились из вакансий и личных бесед, когда меня саму хантили.

Путь джедая, или где учиться на CDO

Плохая новость — официально нигде. Хорошая — можно дорасти самому. Для начала пригодится базовое IТ-образование, опыт работы, искренний интерес к современным технологиям и постоянное совершенствование знаний в прилегающих сферах.

Карьерный путь CDO начинается с изучения фундаментальных понятий науки о данных. Выбирайте качественные онлайн-курсы — это самый простой и быстрый способ добрать недостающие знания параллельно с работой/практикой.

Например, в «Нетологии» для начинающих CDO из любой сферы бизнеса есть курс Data Scientist, в рамках которого студенты осваивают наиболее перспективные направления Machine Learning: нейронные сети, распознавание изображений и машинное зрение (широко применяется в реальном секторе и ритейле), обработка естественного языка (голосовые помощники — главный тренд CES 2019 в консьюмерском секторе) и другие направления.

Еще варианты:

  • онлайн-курсы edX — качественные материалы по машинному обучению, программированию на Python и статистике;
  • лекции + собственные проекты на Udacity. Здесь по итогам годового курса по анализу данных, в разработке которого участвовал Facebook, вручат нанодиплом;
  • в известной виртуальной академии Microsoft Virtual есть онлайн-курсы по основам data science, продвинутой аналитике и машинному обучению в Azure;
  • курсы в любом крупном университете. В программе должны быть как базовые математика, статистика, программирование, так и управление базами данных, ML, прогнозирование и другое. Также добавьте сюда основы экономики и специфику интересующей отрасли — пригодится для бизнес-стратегии.

Перспективы CDO в России

На сайте исследовательской организации Gartner есть информация, что к 2020 году 80% крупных предприятий полноценно введут должность руководителя по обработке данных, а к 2021 году успешные CDO будут тратить более 80% времени именно на разработку новых решений.

В ближайшем будущем они вполне могут стать директорами по маркетингу, операционными или генеральными директорами. В России только пару лет назад активно заговорили о цифровизации в рамках проекта «Цифровая экономика» и, несмотря на все сложности, его все-таки утвердили.

Фото: Unsplash

По оценке Татьяны Бочарниковой, программа столкнулась с инфраструктурными ограничениями, консерватизмом руководства и нехваткой компетентных специалистов. Однако «цифровые» должности и подразделения все же появились в 2018 году в таких компаниях, как «Газпром нефть», «Сибур», «Вымпелком», ФСК ЕЭС, «Вымпелком»), а с апреля 2019 года CDO зайдут в отечественные госкомпании и госкорпорации.

В перспективе нас ждут отдельные проектные офисы и центры компетенций, ввод директоров по данным в правление компаний, размытие границ между компетенциями топ-менеджмента, что вероятно даже приведет к слиянию должностей CDO и CEO.

Многие компании пока не до конца понимают, какая им польза от CDO и нужна ли эта позиция в принципе, а если нужна, то на каком этапе? Кажется, прежде всего это интересно компаниям-гигантам, для которых будет ощутимо отсутствие новых технологий на фоне прогрессивных конкурентов.

Позиция Натальи Деяновой дополняет эту мысль: «Компания должна сформулировать ответы на вопросы: “Зачем нам трансформироваться? Каких результатов мы хотим достичь с помощью новых цифровых инструментов?” И дальше строить стратегию вокруг этого инсайта.

Без него любые действия бессмысленны, потому что цифровизация — это всего лишь средство. Стартапу, который изначально цифровой, выделять отдельно такую должность не нужно просто потому, что ему не нужна трансформация.

CDO, как и сама цифровизация, нужен компаниям, которые понимают, что ее существующая бизнес-модель и стратегия больше не успевают за запросами рынка со стороны клиентского опыта. Чаще всего это “ветераны рынка”».

Резюме

Нельзя игнорировать массовую цифровизацию. Даже если на первый взгляд она вам не нужна (да быть не может!). За каждого клиента нужно бороться, поэтому вложиться в такой локомотив для бизнеса, как CDO, точно стоит или как минимум основательно взвесить все за и против.

Что касается специалистов-новичков или просто сомневающихся, то думаю, вы убедились в перспективности этой непростой позиции в России. Так что дерзайте.


Материалы по теме:

Почему ваш проект по машинному обучению может потерпеть неудачу: как этого избежать

Программист, который умеет в data science, круче, чем дата-сайентист, который умеет в программирование

Три ключевых вещи, которые помогут СЕО в цифровой трансформации бизнеса

Разработка решений data science: плюсы, минусы и основные трудности

Мы оптимизируем бизнес-процессы с помощью ML уже почти 2 года. Каких результатов удалось достичь?

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Время большого перехода. Как подготовиться к смене старой ИТ-системы на новую и не разрушить бизнес
  2. 2 Гэмба: эксперимент, который помогает лучше понимать бизнес
  3. 3 7 неудобных вопросов корпоративным инвесторам — отвечает MTS Startup Hub
  4. 4 Первый блин комом? Как внедрить корпоративное предпринимательство за 7 этапов, если раньше вы этого не делали
  5. 5 Экосистемы как новая продуктовая модель: как бизнесу создать ее с нуля
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее