Анатолий

ДНК на дому: у них и у нас


Сравнительно молодой бизнес, цель которого — информировать людей о возможных предрасположенностях к заболеваниям, наследственным рискам, непереносимости медикаментов, буквально за несколько лет привлек огромные инвестиции и познакомил нас с громкими именами, как за рубежом, так и в России.

23andMe

Почти десять лет назад ученый-биолог, а по совместительству экс-супруга Сергея Брина — Анна Войжицки — основала компанию 23andMe, бизнес-модель которой проста и понятна: после забора образцов генетического материала (чаще — слюны) заказчик получал доступ к развернутому анализу ДНК в личном кабинете сайта.

Услуга состояла, по сути, из набора «инструментов» и времени ожидания лабораторного исследования и предлагалась по цене $999.

Первая инвестиция составила почти 4 миллиона долларов, которую сразу поддержали New Enterprise Associates и Mohr Davidow Venture, что обеспечило выход 23andMe на рынок уже в 2009 году.

Конкуренты появились мгновенно, и их модель была малоотличима, но стоимость услуг характеризовалась большей демократичностью. Выгодные цены других компаний подтолкнули к пересмотру ценовой политики 23andMe, после чего в компании стали предлагать менее эксклюзивные наборы услуг по цене 99 долларов.

Стрессовым оказался 2013 год, когда FDA (контролирующий орган США) запретил деятельность компании на территории Америки, однако в 2014 году 23andMe получили разрешение на работу в Великобритании, а запрет в США свели к ограниченному набору услуг.

В настоящее время компания продолжает развивать деятельность, и в прошлом году получила 1, 4 млн долларов инвестиций от Национального института здоровья США.

В марте этого года также стало известно, что накопленные данные 23andMe планирует «инвестировать» в разработку лекарственных средств. 80% клиентов 23andMe, которые заказывали в компании генетические тесты, согласились на дальнейшее использование их данных.

Ancestry

Стартовала компания как поисковик, только искал он не новости или статьи, а родственников, а для более точного результата через какое-то время появилась дополнительная услуга ДНК-тестирования.

Сервис оказался чрезвычайно востребованным, и в 2012 году на развитие этого направления в Ancestry было выделено около 15 миллионов долларов. Вскоре был запущен пробный тест, в рамках которого клиентам бесплатно предлагали сдать генетический материал для исследования. Положительные отзывы позволили сделать услугу платной, а количество желающих пройти тест способствовало низкой стоимости за пакет: 99 долларов. Позднее компания выкупила конкурента GeneTree и стала монополистом «генетического поиска родственников».

В том же году сервис был выкуплен инвестфондом Permira за 1,6 млрд. Ancestry расширил пакет услуг, что сблизило его с конкурентом — 23andMe.

Gentis

Российское «зеркало» Ancestry, Gentis, работает с 2009 года. Компания помогает составить персональную родословную на основе материалов ДНК. Работает для тех, кто интересуется «историей своей семьи, генеалогией, антропологией, историей древнего мира, генетикой». Клиентская база охватывает Европу, а также некоторые страны Азии и Востока. Спектр услуг систематически пополняется.

Мой ген

Параллельно с Gentis на российский рынок вышел «Мой ген» — компания, основанная коллективом ученых РАН и представителями российского бизнеса. Здесь развивается сразу два направления: наряду с «генеалогической веткой» существует «Мой ген. Здоровье», в рамках которого проводятся исследования ДНК на предрасположенность к заболеваниям, переносимость препаратов (фармакогенетика) и другие исследования.

Генеалогическое направление позволяет проследить происхождение по материнской и отцовской линиям, определить личный этнический состав и определить персональный генотип.

Genotek

Еще одна российская компания, наиболее широко представленная в прессе и на телевидении. Предоставляет широкий выбор «пакетов», среди которых «Мой геном» — вариант анализа для детей, «Генетика красоты» и анализ для пар, планирующих детей. Стоимость, например, последнего комплекта составит от 20 000 рублей за базовый набор для одного до 80 000 рублей за полный комплект для двоих.

Компания «Генотек» была основана российскими и европейскими партнерами в 2010 году.

Атлас

В 2011 году холдинг «Атлас» предложил клиентам услугу анализа ДНК, в результате которого могли быть выявлены наследственные заболевания, предрасположенности и риски, непереносимость препаратов и т. п.

Для сбора «информации» клиент получает специальный контейнер, содержимое которого исследуется на профессиональных секвенаторах Illumina в московской лаборатории на базе НИИ физико-химической медицины.

Среди основных направлений компании генеральный директор холдинга Сергей Мусиенко называл разработку и внедрение «скрининговых и диагностических панелей, основанных на определении молекулярно-генетических маркеров» и клиническую деятельность в Atlas Medical Center.

Размеры неоднократных инвестиций не уточняются, но, по заявлениям для прессы, уже на начальном этапе в планах компании было привлечь 1 млн долларов.

Стоимость самой услуги 19 990 рублей

MyGenetics

Позднее всех на рынок вышел MyGenetics, в проект вложено более 10 млн рублей. При этом на сегодняшний день стоимость услуги анализа ДНК здесь самая низкая: от 5 000 до 15 000 рублей. После теста компания присылает вам небольшую книжку, в которой указаны ваши результаты и даны рекомендации по образу жизни.


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно