Top.Mail.Ru
Колонки

О чем работодатели не говорят на собеседованиях — самые распространенные виды лжи

Колонки
Евгения Дворская
Евгения Дворская

Основатель JungleJobs, генеральный директор HR-робота Sever.AI

Полина Константинова

Устройство на работу — своего рода игра в честность. Как не каждый соискатель предельно правдиво рассказывает на собеседовании о своем опыте работы и причинах ухода с предыдущего места, так и рекрутеры, в свою очередь, озвучивают далеко не все детали открытой вакансии. Евгения Дворская, основатель JungleJobs и HR-робота Sever.AI, выясняла, о чем именно умалчивают компании при приеме сотрудников.

О чем работодатели не говорят на собеседованиях — самые распространенные виды лжи

Где начинается неправда

Уже на начальном этапе взаимодействия с кандидатом работодатель, как правило, не сообщает соискателю всей правды — просто потому, что описание вакансии не может вместить всех нюансов работы в компании.

В объявлении о поиске сотрудника не будет сказано, почему интересная позиция оказалось вакантной, после упоминания пожелания о «стрессоустойчивости» не поясняется, с чем именно связан стресс на рабочем месте, а также вы вряд ли будете предупреждены о возможных переработках.

Прошлогодний анонимный опрос компании JungleJobs показал: из 226 российских и зарубежных компаний о том, что им приходится редко или иногда обманывать своих кандидатов, сообщили более половины (57%). Чаще всего компаниям приходится не раскрывать полной правды в вопросах размера дохода или перспектив роста (26%), умалчивать о необходимости командировок (25%) или не давать точного ответа относительно набора обязанностей (23%).

Анна Ганюшина, руководитель отдела ALTA Personnel, считает, что работодатель не говорит о чем-то при первом контакте, чтобы не «спугнуть» кандидата:

Например, о серой зарплате или о том, что на этой позиции кандидат будет третьим человеком за год. Но, как правило, к финальному собеседованию или в момент подписания контракта все это открывается, особенно если соискатель проявляет любознательность. Редко кто способен слукавить, отвечая на прямой вопрос.
Анна Ганюшина Руководитель отдела ALTA Personnel

Поэтому кандидат на начальном этапе должен уметь задавать вопросы о будущей работе — подробно и без стеснения обсуждать моменты, которые лично ему кажутся значительными.

Когда обман «по-крупному»

«Крупный обман» чаще всего касается вопросов финансового здоровья компании. Так, например, задержки заработной платы сотруднику — это грубое нарушение трудового кодекса РФ, при этом неважно, задерживают на три дня или на три месяца.

Рекрутер онлайн-биржи JungleJobs Ольга Синельникова рассказывает о случае из практики:

На собеседовании HR-специалист спросила кандидата, как та относится к задержкам зарплаты. Девушка ответила, что относится отрицательно — на что получила ответ рекрутера о том, что в их компании это случается крайне редко, и если задержка и происходит, то не дольше, чем на неделю-две.  Кандидатка вышла на работу, а через полгода ей пришлось уволиться — заработную плату стали задерживать на два месяца и дольше. В итоге дело рассматривал суд и с работодателя взыскали в пользу работницы три оклада задержанной зарплаты, три оклада выплаты по соглашению сторон, а также отпускные.
Ольга Синельникова Рекрутер онлайн-биржи JungleJobs

Соискатель мог бы обезопасить себя от недобросовестного работодателя, если бы изначально выразил однозначное «нет» беспорядочному отношению к финансовым вопросам или же показал на собеседовании, что знаком с Трудовым кодексом.

Мой совет — не спешите связываться с компанией, амбиции которой не подтверждены ничем, кроме как словами рекрутера. Изучайте рынок, сайты отзывов о работодателе, страницы компании и комментарии о ней в социальных сетях, не делайте поспешных выводов.

Не смертельно, но неприятно 

Существует также история про обман «средней степени» тяжести — когда, к примеру, работодатели говорят о «фактическом отсутствии» бюрократии при явном существовании скрипучей машины документооборота, или обещают «уютный светлый офис» при наличии небольшого опен-спейса на 50 человек, или «забывают сказать» о наличии системы штрафов.

Моя коллега Анна Ганюшина считает, что довольно часто это происходит непреднамеренно — все дело в плохо организованных бизнес-процессах и неправильных людях на местах.

Здесь в топе несбывшихся обещаний — стандартные сообщения рекрутеров относительно лояльности руководства, когда по факту в компании организована сложная внутренняя структура, один сотрудник работает с несколькими менеджерами одновременно. 

«И это скорее не обман, а больше фраза-паразит, которую говорят все hr-менеджеры, не задумываясь о содержании», — считает Ольга Синельникова. Поэтому кандидату не мешает сразу выяснить, как тесно он будет общаться с прямым руководителем, сколько человек контролируют его работу, как именно он получает от руководства обратную связь.

Отдельно идет история о бонусах, премиях и KPI — дело в том, что выплата премиальных в некоторых компаниях до сих пор зависит от субъективного решения руководства. Как итог — вместо обещанного «бонусы все компенсируют» работник фактически имеет чистый оклад. Поэтому важно с самого начала узнать о том, насколько прозрачна система оценки продуктивности в команде.

Также можем выделить тип замалчивания, характерный для сотрудников медиапрофессий и творческой среды. Он связан с нечетким разделением зон ответственности. 

К примеру, перфоманс-маркетолога просят рисовать мокапы в фотошопе, потому что нет копирайтера и дизайнера. И наоборот, если отдел контент-проектирования наполнен разными узкими специалистами, полезного на своем участке райтера может выхватить активный СЕО или редакция сайта — на обслуживание личных целей. И вместо описания кнопок к прототипам узкий мастер будет сочинять тексты для рассылки.

Приравнивается ли недоговоренность к обману?

«Грех легкой категории» — когда рекрутер намеренно не озвучивает вещи, которые могут не понравиться кандидату. И касается это совершенно разных моментов, связанных с организацией рабочих процессов.

Анна Ганюшина, руководитель отдела ALTA Personnel, приводит пример: «Сотрудник интересуется, есть ли парковка в офисе и получает утвердительный ответ, а потом выясняет, что места на парковке выделяются не всем и не сразу. Здесь нет обмана, человек просто недовыяснил, а рекрутер — по какой-то причине не стал разъяснять подробности».

При этом далеко не весь сор, который выносится — а точнее, не выносится — из избы, может быть токсичным. Даже если hr не говорит о том, что в компании есть устоявшаяся традиция игры в «Мафию», есть шанс, что новый сотрудник с радостью примет эту традицию. Ровно такой же шанс, что человек окажется совершенно к этому равнодушен. Но это не означает, что этот факт поставит крест на его профессиональном развитии.

Относится ли недоговаривание к обману — вопрос открытый. Но если вы принципиально против «Мафии» с сотрудниками, лучше выяснить это заранее — например, просмотреть профили в соцсетях потенциальных коллег.

Теперь, когда вы в курсе

«Ложь — это не показатель компетентности или некомпетентности, это скорее вопрос морали. У компании нет цели обмануть, потому что обман раскрывается через месяц работы, человек уходит, или начинает работать плохо и искать новую работу, или портит репутацию компании — и в итоге фирма несет убытки», — комментирует Анна Ганюшина, руководитель отдела ALTA Personnel.

Ольга Синельникова добавляет:

«В чистом виде ложь рекрутера может привести к полной его дисквалификации и выбыванию из профессионального поля. Но, несомненно, он может предлагать смотреть на ситуацию с выгодных сторон и выбирать, где утрировать, а где нет».

Все, что остается делать кандидату, — хладнокровно задавать вопросы. «По какой причине уволился последний человек, который занимал эту должность?», «В случае, если я идеально справляюсь с обязанностями, где я могу находиться в компании через год, три, пять лет?», «Есть ли что-то важное о работе, что мне следует знать, прежде чем мы начнем?». Чем больше вопросов вы зададите, тем ближе будете к истине.

Кандидату имеет смысл заранее сформулировать для себя моменты, где ложь лично для него неприемлема. По другим условиям, которые вам не так важны, не прогибайте переговорщика — заранее все выпытать невозможно, и самое лучшее — настроиться позитивно и открыто. В конце концов, это всего лишь еще один рабочий отрезок в жизни.

Фото в материале: Unsplash
Фото на обложке: Roman Samborskyi/Shutterctock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Я была обычным рекрутером, но решила бросить себе вызов – и основала стартап. Посмотрите, чего мне удалось добиться
  2. 2 Как подбирать сотрудников, если вы не HR?
  3. 3 ­­Можно ли собрать классную команду и не стать HR-акулой на региональном digital-рынке?
  4. 4 Пять советов от HR: как пройти собеседование без проблем
  5. 5 5 слов и фраз, которые обесценивают ваше мнение в глазах собеседника
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее