Светлана Зыкова

Генеральный директор Ozon объяснил, почему компанию не интересует блокчейн

Генеральный директор Ozon.ru Дэнни Перекальски побывал в Университете Иннополис и рассказал, почему люди до сих пор отдают предпочтение классическому шоппингу, что такое идеальный интернет-магазин и какие технологии применяет компания для привлечения клиентов.

Публикуем самое интересное из выступления.


Онлайн-мегамаркет Ozon.ru летом 2016 года попал в десятку крупнейших интернет-магазинов в России в совместном рейтинге E-Commerce Index TOP-100, составленном компаниями Data Insight и Ruward.


Людям привычнее покупать в офлайне

Сегодня только 3% интернет-пользователей предпочитают делать покупки исключительно онлайн. Интернет-магазинам пока не хватает доверия и привычки со стороны покупателей. Но если каждый человек попробует купить несколько товаров в сети, то он поймет, насколько это просто и удобно, и привыкнет к такому образу жизни.

Есть еще один нюанс — людям хочется получить товар сразу после оплаты. Поэтому они идут в магазин, где продавец предоставит купленный товар сразу после оплаты. Курьер из онлайн-маркета чаще доставляет покупку на следующий день. Нам нужно стремиться к тому, чтобы осуществлять доставку день в день, тогда это будет идеальный интернет-магазин.


Ozon — бесконечная полка

Больше всего у нас заказывают книги и бытовую технику, плюс в регионах есть какие-то другие популярные товары. Например, в Казани чаще всего покупают корм для кошек и чай. Наш магазин работает по принципу «бесконечной полки» — можно найти любой товар. Не знаю, выгоднее ли это, чем содержать магазин со специализированными товарами, например, спортивными.

Мы просто хотим, чтобы человек понимал, что он может купить здесь все что угодно. Если ему нужно найти все, то ему — в «Озон».


Дэнни Перекальски


Через браузер покупать дольше

Заказать товар в нашем онлайн-магазине можно через интернет-браузер или мобильное приложение. Действительно, число заказов через приложение растет — сегодня программу скачали 7 млн пользователей. Люди выбирают удобство заказа в любом месте и в любое время. Вы можете заказать товар, гуляя в парке, обедая в кафе или в по дороге с работы.

Мобильное приложение – это как небольшой магазин, в котором можно быстро приобрести повседневные товары. А браузер — это гипермаркет, когда у тебя есть свободных пару часов, чтобы открыть несколько вкладок, посмотреть много товаров, сравнить их цены и сделать осознанный выбор при покупке крупных вещей.


Наш магазин повсюду

В нашем мобильном приложении есть программа, которая автоматически добавляет товар в корзину после сканирования его штрихкода. Пользователи могут заказать закончившийся шампунь или зубную пасту прямо из ванной комнаты. Также неделю назад введена функция «Мне повезет», где человеку предлагается список случайных товаров. Он может полистать, найти на что-то интересное, купить вещь, о приобретении которой до этого не задумывался, а также наткнуться на бонус.

Мы понимаем, что эту функцию можно улучшить за счет ИТ-инноваций, следим за индустрией и с удовольствием применим что-то, что нас заинтересует. Внедрить полку, которая сама определяет, когда закончился шампунь и автоматически заказывает его? Почему нет? Пока мы с таким не сталкивались, но открыты в этом вопросе.



3D-сканирование тела для подбора одежды — это дорого

Существующие 3D-технологии моделирования туловища и ноги, помогающие определить индивидуальные размер, пока не могут быть внедрены в работу нашего магазина. Для этого требуются большие инвестиции и изменение обычных размеров на 3D от производителей товаров.

Мы в тестовом режиме запустили другой сервис для покупателей одежды: допустим, вы и какая-нибудь девушка в другом городе заказали одинаковые рубашки в магазине одной марки. Потом вы решили заказать платье другого бренда, и если та девушка заказывала здесь что-то, то сервис сообщит вам, что Лена из Нижнего Новгорода, с которой у вас одинаковые размеры, заказывала здесь одежду такого-то размера. Это позволит избежать ошибок при подборе размера одежды.


Обойдемся без блокчейна

Блокчейн-технологии, внедрение которых в России сейчас активно обсуждается, мы пока не рассматриваем для применения в работе компании. Анонимность? Вы можете заплатить наличными курьеру. Посредники? Вы также платите напрямую. Я пока не вижу причин для применения блокчейн-технологий. Наши клиенты могут оплатить заказ любыми удобными и безопасными способами для него, и мы никуда не распространяем данные о его покупках.


Общаться с клиентами лучше лично

Чтобы улучшать работу интернет-магазина и понимать, чего хотят клиенты, раз в квартал руководители компании, в том числе и я, отправляемся развозить заказы вместе с курьерами. На месте мы общаемся с покупателями, смотрим, какой тип людей покупает у них товары, сколько в семье человек, есть ли у них домашние животные, чем занимаются эти люди, берем обратную связь о работе компании. Да, у курьеров есть гаджеты, где можно поставить оценку или отзыв, но пока ничего не может заменить живого общения с людьми, поэтому мы не можем доверить все ИТ-технологиям.



Идеальный ИТ-руководитель — не обязательно айтишник

Я работаю в ИТ-компании, но сам я далек от технологий. Я считаю, что руководить ИТ-компанией, занимающейся продажами, должен человек, который «живет покупателями» и заботится о них. В нашей компании один из ИТ-директоров — не айтишник, это маркетолог, отвечающий за работу всего сайта. С его приходом мы видим повышение уровня продаж, потому что человек понимает, что хочет видеть потребитель. Да, ИТ — это инновации, но любой айтишник должен говорить на понятном языке и понимать, чего хочет потребитель. 

Фото: Леся Полякова («Хайтек», Иннополис).

 


Материалы по теме:

Иннополис бесплатно обучит IT-специальностям

«У малого бизнеса есть шанс выстрелить в области компьютерного зрения»

Что сказал Михаил Слободин на встрече со студентами Иннополиса

В Татарстане запустили квантовую сеть на базе городских телефонов

Цитаты предпринимателей: Дэнни Перекальски, генеральный директор Ozon Group


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно