Top.Mail.Ru
Колонки

Как построить стартап по принципам стоиков. Часть 6: почему здоровье для стартапера важнее всего

Колонки
Ирина Яшина
Ирина Яшина

управляющий портфелем фонда the Untitled ventures

Полина Константинова

Работа — это еще не все. Для успешного развития проекта основателю и его команде просто необходимо уметь перезагружаться и создавать комфортную среду в офисе. Ирина Яшина, стартап-консультант и управляющий портфелем фонда the Untitled ventures, в шестом выпуске серии о построении стартапа объяснила, как это правильно делать.

Как построить стартап по принципам стоиков. Часть 6: почему здоровье для стартапера важнее всего

Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5, Часть 6, Часть 7, Часть 8, Часть 9, Часть 10


Новые технологии, новый бизнес, новые модели — все будто бы воодушевляет и пахнет свежестью, уверенностью, экспериментами. Но внутри все остается тем же самым — со своими человеческими провалами, ошибками даже самых крутых разработчиков и скверными характерами инвесторов.

Я работаю со стартапами ранней стадии развития, выстраиваю бизнес-процессы, занимаюсь вопросами фандрайзинга. Сейчас работаю управляющим портфелем фонда the Untitled ventures. Всего под моей опекой развивалось более 20 проектов за последние три года, а прошло через воронку за это же время более 500.

В ходе своей работы со стартапами я не нашла ничего лучше, как научиться применять на практике основные принципы стоицизма — популярного философского течения. Я раскрою в 10 статьях 10 основных принципов и возможности их применения стартапами.

RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.


Остановитесь и сделайте глубокий вдох, или почему здоровье для стартапера так важно

Проблемы со здоровьем касаются каждого: современный мир принес нам множество проблем — от «туннельных» синдромов и растяжений сухожилий кисти до биполярных расстройств и суицидальных наклонностей. Нервы, стресс — источники могут быть разными, но проблема налицо — все испытывают давление. Согласно исследованию Института общественного мнения, только 9% работников не испытывают стресс на работе. 

Если снизить круг исследуемых до основателей стартапов, то, согласно данным социологов из ведущих университетов США, фаундеры:

  1. в два раза чаще страдают от депрессии (чем работники других статусов и индустрий);
  2. в 10 раз чаще диагностируются с биполярным расстройством;
  3. в два раза чаще думают о самоубийстве.

Согласитесь, статистика угнетает? Предполагаю, что не хочется входить в число пострадавших. Разберемся, как выстроить здоровые взаимоотношения с работой и коллегами с самого первого дня стартапа.


Вариант №1: обстановка

В уже упоминавшемся российском исследовании респонденты высказывали мнение — как же снизить стресс? В топ-10 ответов вошли два про комфортную обстановку: рабочее место и «сопутствующие» места.



Какие факторы выбора офиса или рабочего пространства можно считать критическими? Ориентируясь на отзывы портфельных проектов, могу с уверенностью назвать следующие:

  • естественный свет,
  • локации для рабочего процесса (от стульев и кресел до беговых дорожек и «стоячих» рабочих мест),
  • тишина,
  • ограниченное количество опенспейса (все больше стартапов склоняется к стеклянным, но ограниченным личным зонам).

Что еще хочется отметить? Опробовано на себе и рекомендовано:

  • пространство для ходьбы (чтобы было где пройтись спокойным шагом и разложить в голове все по полочкам),
  • работа на свежем воздухе (в хорошую погоду, разумеется),
  • уютный уголок для дремы или короткого сна до 25 минут (так вот для чего можно использовать телефонные будки в коворкингах :) ).

Вариант №2: коллектив

Если есть возможность не ограничиваться только физическим пространством, то ситуация дает больше управленческих маневров. Они могут быть использованы для:

  • ограничения рабочего времени — 40 часов достаточно;
  • работы по временам года — например, все мы видим, что в июле-августе многие «отсиживаются». Смысла в такой работе мало — но не отправишь же всех в отпуск? В компании Basecamp нашли способ — отменили пятницы как рабочий день в течение этих месяцев. Команда наслаждается более долгими выходными — а потом это окупается здоровьем и энтузиазмом (подробнее описано в книге основателей компании);
  • выстраивания понимания: мы не семья. Несмотря на то что в стартапах все люди — братья, надо уважать границы друг друга. И если сотрудник не хочет оставаться на ужин с командой, не нужно его держать;
  • комфорта. Не нужно выходить за пределы зоны, нужно просто плавно ее расширять. Например, через уменьшение агрессивности целей или поощрение рассказов о факапах.

Вариант №3: внутри себя

Здравый смысл начинается с самого себя — ведь спасение утопающих дело рук самих утопающих? Без сомнений, нет единых стандартов психического благополучия — но можно использовать ряд «гигиенических» принципов:

  • понимать, что психолог — это профессиональный помощник, во многих случаях он необходим. Друзья (которые даже после всех вопросов/жалоб/претензий остались с вами) вряд ли сумеют снять напряжение;
  • пробовать разные виды восстановления через движение. Необязательно истязать себя тренажерным залом или трейл-забегами, достаточно гулять или совершать постоянные телодвижения (например, растяжку);
  • позиционировать себя в компании как работающего головой, а не по часам. Увы, часто можно встретить пережитки жесткого временного микро-менеджмента. В стартапах, слава богу, все решается — просто нужно какое-то время на перемены;
  • принять: работа делается не на работе. Весь образ жизни выливается в количество и качество ваших идей. При сидячем-лежачем положении в течение всего дня создается толстостенный информационный пузырь, который мешает вам же самим.

Что можно сделать прямо сейчас

  • Пойти прогуляться — даже по своему офису. Сделайте перерыв без гаджетов — частью вашей рабочей рутины — начните с одной паузы в 3-5 минут бесцельного блуждания внутри офиса или за его пределами.
  • Отключить нотификации (кроме звонков и смс) во время выполнения рабочего задания. Если не можете сразу отключиться, то попробуйте постепенно увеличивать режим «без уведомлений», слушайте себя.
  • Запланировать приятный вечер с близкими людьми — и осуществить задуманное! 

Что почитать по теме

Рекомендую несколько книг в продолжение темы (некоторые мысли в статье были взяты отсюда):

  • Jason Fried, David Heinemeier Hansson. It doesn’t have to be crazy at work (версия на русском);
  • Corey Pein. Live work work work die (версия на русском);
  • Tony Schwartz, Catherine McCarthy, Jean Gomes. The Way We're Working Isn't Working: The Four Forgotten Needs That Energize Great Performance (версия на русском).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как построить стартап по принципам стоиков. Часть 3: собираем команду
  2. 2 Как построить стартап по принципам стоиков. Часть 2: выстраиваем стратегическое планирование
  3. 3 Как построить стартап по принципам стоиков. Часть 1: нужны ли вашему проекту инвестиции?
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!