Александр Югай

Почему вы не получите инвестиции (а я — получу)

«Инвестор сразу понимает, какой проект "выстрелит", а какой — полная фигня»

Александр Югай, генеральный директор компании Medbooking — о причинах, почему инвесторы не спешат вкладывать в вас (или кого-то другого), и способах все же заставить их это сделать.


Сейчас в интернете можно найти кучу инструкций по привлечению средств, где есть разные алгоритмы и правила. Вы не получите инвестиций, потому что ищете и читаете эти статьи. Все они — полный бред.


Инвестиции — вещь непредсказуемая. Денег вам может дать кто угодно

Я никогда не работал по найму, а первые инвестиции в проект нашел в 17 лет.  Не составлял списки бизнес-ангелов и венчурных фондов, не делал презентаций и не защищал идеи. Просто стал искать среди своих знакомых людей, которые готовы будут вложиться в проект — и нашел.

Тогда я только поступил в университет и понял, что должен делать нечто большее, чем постепенно подниматься по карьерной лестнице.

Я получил инвестиции, потому что искал в тех кругах, которые были доступны. Многие этого не делают, потому что для них инвестор — «большой человек» в костюме.

Начините искать везде, не только в фондах и организациях, которые профессионально занимаются инвестированием.

Здесь есть две стороны медали. Вам, скорее всего, не придется отвечать на сложные вопросы, рассказывать о масштабируемости бизнеса и приносить уже готовую, рабочую идею. Но и профессиональной оценки перспективности идеи и эффективности уже разработанных процессов и методик вы не получите.

Как правило, профессиональный инвестор сразу понимает, какой проект «выстрелит», а какой — полная фигня . 

Если говорить о моем опыте, то наш проект, по задумке, должен был стать новой социальной сетью. Но мы не рассчитали мощности команды и объема инвестиций, необходимых для реализаций. Поэтому идея провалилась. Тяжело было осознать и принимать свою неудачу, но мы это сделали и стали искать пути решения.

Чтобы вернуть деньги инвесторам, запустили веб-студию. Это был хороший урок. Амбиции и желание сделать что-то крутое должны присутствовать при запуске любого проекта.

Но все эти вещи нужно соотносить со своим опытом и возможностями.

Если одна идея не сработала, пробуйте другую.

Мы не хотели идти к инвесторам и говорить, что план провалился.

У нас уже была сформированная команда из программистов, дизайнеров и фрилансеров, поэтому мы решили заняться разработкой сайтов и интернет-рекламой.

Все, что мы потратили, удалось вернуть. И с нашими инвесторами мы остались в хороших отношениях.


Ваш инвестор должен верить в вас на все 100%

Я всегда хотел сделать какой-то инвестиционный проект с хорошим  бюджетом. Так проще, чем самому ковыряться, вложив несколько тысяч.

В 2013 году я пришел в Medbooking.com. Мы познакомились с Максимом Медведевым (AddVenture), я рассказал, что бы делал с проектом, к чему бы шел. У меня уже был опыт в e-commerce, разработке сайтов.  Поэтому я был абсолютно уверен в себе и в том, что говорю: знал, что все смогу реализовать. Затем была встреча с другими инвесторами, на ней было почти все то же самое.

Я возглавил компанию и поднял следующие раунды, потому что с инвесторами мы общались всегда наравне. Они мне полностью доверили управление проектом.


Да, инвестируют даже в идею

Я особо никогда не старался угадать желания инвестора, всегда ориентировался на свои критерии.

Для меня главный критерий успешности — это правильная юнит-экономика. По сути, прибыльность проекта, его маржинальность. Второе — масштабы рынка (об этом ниже),  третье — это команда, вернее, понимание, насколько она справляется и в состоянии ли двигать проект дальше.

Можно сколько угодно рассказывать о планах и о том, чего можно достичь с помощью новых вложений акционеров, но если проект не успешен — вы лажанулись и инвестиций не получите.

На более ранних раундах (например, раунде seed) нужны нормальные первичные показатели и понимание, как двигаться дальше. Здесь вполне реально инвестирование в планы и в идею.

Если поднимаются более серьезные суммы — от 1$ млн — должно быть четкое понимание, какие показатели есть сейчас, к каким планируется прийти и что для этого нужно.

Вообще, на мой взгляд, 90% поднятия инвестиций — это тупо вера в тебя инвесторов.


Всегда смотрите на перспективность рынка

Я бы не стал заниматься сервисом, не видя перспектив для рынка. Это один из ключевых показателей и для инвесторов.

Медицинские IT-проекты сейчас занимают небольшую долю от всего рынка маркетплейсов — пока что у всех конкурентов есть свое место под солнцем. В любом случае, если мы говорим о привлекательности стартапов для инвесторов, то здесь все зависит от уровня и стадии проекта. Так или иначе, интерес со стороны инвесторов растет за счет хороших перспектив сегмента.

Плюс сейчас большие идеи возлагаются на готовящийся законопроект о телемедицине. Многие хотят вписаться в эту историю, потому что за телемедициной — будущее. 


Материалы по теме:

B2B – дело тонкое. Как мы раскачивали консервативную бизнес-аудиторию

В 22 года я пришел в компанию – и вскоре стал гендиректором. Как?

Как выживать, когда кончились инвестиции

Хороший инвестор — мертвый инвестор? Юристы подскажут

Почему вам никто не даст


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно