Top.Mail.Ru
Истории

Как работает «фабрика ботов» для накрутки лайков и подписчиков

Истории
Вероника Елкина
Вероника Елкина

Ex-Редактор «Историй»

Вероника Елкина

Издание The New York Times опубликовало материал о «черном рынке» соцсетей, на котором продают фейковые аккаунты для накрутки лайков и подписчиков. Журналисты рассказали о 55 тысячах фейковых аккаунтов в Twitter, которые используют имена, фотографии и прочие персональные данные реальных пользователей. Вот как устроена эта фабрика ботов.

Как работает «фабрика ботов» для накрутки лайков и подписчиков

Настоящей Джессике Ричли 17 лет, она живет в Миннесоте, любит читать и слушать треки рэпера Post Malone. В Facebook или Twitter она заходит, только когда ей скучно или хочется перекинуться шутками с друзьями. Как и многие подростки, Джессика периодически выкладывает в соцсети селфи.

Но в Twitter есть еще одна Джессика Ричли, которую не узнали бы друзья и родственники настоящей. У обеих девушек в соцсети одинаковое имя, фотография и краткая биография («У меня проблемы»). Вот только ненастоящая Джессика рекламирует аккаунты об инвестиционных фондах недвижимости в Канаде и криптовалюте, а также радиостанцию в Гане. Фейк подписывается и ретвитит посты на арабском и индонезийском языках, на которых не говорит настоящая Джессика. Реальной девушке 17 лет, а ее фейковый аккаунт в твиттере периодически рекламирует аккаунты с порнографическими изображениями.

Такие фейковые аккаунты принадлежат клиентам американской компании Devumi, которая зарабатывает миллионы долларов на «черном рынке» соцсетей. Devumi продает подписчиков и ретвиты знаменитостям, компаниям и любому, кто хочет стать популярнее в сети. Как выяснило издание The New York Times, всего у компании более 200 тысяч клиентов и около 3,5 миллиона ботов.

pic

Фото: The New York Times

Как минимум 55 тысяч фейковых аккаунтов используют имена, фотографии и прочие персональные данные реальных пользователей Twitter. По некоторым подсчетам, из 48 миллионов активных пользователей этой социальной сети 15% являются ботами, которые изображают настоящих людей.

Основатель Devumi Герман Калас, впрочем, свою причастность к этому отрицает. «Все эти обвинения ложны, мы ничего не знаем об этой деятельности [продаже фейковых подписчиков и краже личности реальных людей]», — написал в ноябре Калас в ответ на запрос от The New York Times.

Издание изучило отчеты и записи суда и обнаружило, что у Devumi более 200 тысяч клиентов, среди которых есть участники реалити-шоу, профессиональные спортсмены, комики, спикеры TED, пасторы и модели. В большинстве случаев они покупали подписчиков лично, в некоторых — за них это делали агенты, PR-компании, родственники или друзья. Всего за несколько пенни Devumi предлагает своим клиентам приобрести подписчиков в Twitter, просмотры на YouTube, прослушивания на SoundCloud и рекомендации на LinkedIn.

Обучись востребованной и перспективной профессии, выбрав онлайн-курс в каталоге курсов интернет-маркетинга.

Среди клиентов Devumi издание обнаружило миллиардера Майкла Делла и даже Марту Лейн Фокс, члена совета директоров Twitter. По словам официального представителя Twitter Кристин Биннс, компания обычно не банит аккаунты, которые подозреваются в покупке ботов, отчасти потому, что слишком тяжело отследить, каким образом были приобретены эти фейки.

Три вида Twitter-ботов

  • Бот, работающий по расписанию. Например, бот Биг-Бена твитит каждый час.
  • Бот-наблюдатель. Такие боты наблюдают за другими аккаунтами и сайтами и публикуют информацию о происшествиях. Например, когда Геологическое управление США пишет о землетрясениях в заливе Сан-Франциско, SF QuakeBot публикует всю важную информацию в Twitter.
  • Распространители. Этими ботами торгует Devumi. Они подписываются на аккаунты, ретвитят и лайкают твиты своих клиентов.

Чтобы разобраться, как работает бизнес Devumi, The New York Times решило стать клиентом этой компании. В апреле издание завело тестовый аккаунт в Twitter и заплатило Devumi $225 за 25 тысяч подписчиков (каждый стоил около пенни). Как и было сказано в рекламе, первая тысяча ботов была похожа на аккаунты настоящих людей. У них были фотографии, полные имена, указан родной город и даже правдоподобные биографии. Среди таких аккаунтов был и фейк юной Джессики из Миннесоты.

Но при ближайшем рассмотрении можно было заметить, что все эти аккаунты ненастоящие. В их названиях повторялись или отсутствовали некоторые буквы, или же они были заменены на похожие символы (например, маленькая L вместо большой I).

Остальные 15 тысяч выглядели более подозрительно — у них не было иконки профиля, а их названия представляли собой бессмысленный набор букв, цифр и кусков слов.

Признаки бота Devumi

  1. Украденная фотография и оформление. В профиле фейка Джессики Ричли стояла ее фотография с цветокоррекцией, возможно, чтобы избежать автоматического обнаружения копии.
  2. Замена символов в названии аккаунтов. Первую букву названия аккаунта Ричли заменили с i на маленькую l. Такую подмену сложно заметить с первого взгляда.
  3. Странное соотношение подписок. Настоящая Джессика подписана на чуть менее, чем 200 аккаунтов — нормальное количество для обычного пользователя Twitter. Бот Devumi подписан на тысячи аккаунтов, в то время как его читает очень малое количество человек.
  4. Содержимое ретвитов. Фейки обычно ретвитят сообщения на несвязанные между собой темы на разных языках.
pic
Фото: The New York Times

Зачем люди покупают ботов

Каждый клиент Devumi объяснял причину покупки подписчиков по-своему. Кто-то приобрел ботов просто потому, что ему было любопытно узнать, как работает система. Кто-то накручивает, «потому что все так делают». Некоторые верили, что Devumi помогает приобрести настоящих потенциальных фанатов или клиентов, но были люди, которые признались, что подозревали наличие фейков среди накрученных подписчиков.

А некоторым пришлось купить ботов из-за давления со стороны начальства. Молодой фрилансер Маркус Холмлунд устроился SMM-щиком в международное модельное агентство Wilhelmina. Когда его босс заметил, что количество подписчиков растет слишком медленно, он велел Маркусу купить их или же поискать другую работу. В конечном счете Маркус начал приобретать фейковых подписчиков на собственные средства.

Другие клиенты Devumi покупали ботов, потому что были уверены, что большое количество подписчиков помогает им обрести значимость в сети. «Никто не будет воспринимать тебя всерьез, если у тебя нет большой аудитории», — сказал экономист Джейсон Шенкер, который приобрел 260 тысяч подписчиков.

Украденные личности

Боты Devumi крадут данные людей самого разного возраста и происхождения — причем как у активных пользователей, так и у тех, кто не пользовался Twitter несколько месяцев или лет.

Сэм Додд завел аккаунт в Twitter, когда перешел в старшую школу. Еще до того как он ее окончил, его данные украли и скопировали в фейковый профиль. Долгое время этот аккаунт бездействовал, а затем внезапно начал ретвитить сообщения клиентов Devumi. Летом прошлого года фейковый Сэм рекламировал различные аккаунты с порнографическим контентом, а также давал ссылки на онлайн-казино.

«Я не знаю, зачем они взяли мои данные, — прокомментировал Сэм. — Сейчас мне 20 лет, и я учусь в колледже. Я же не известная личность». Но несмотря на неизвестность, личность Сэма тоже имеет свою цену в экономике социального влияния. В декабре Devumi продавала «качественных» ботов по цене чуть менее двух центов. Обычно одного бота продают 2 тысячам клиентов — получается, что цифровая личность Сэма принесет Devumi около $30.

Некоторые боты Devumi захватывают заброшенные аккаунты. Уитни Вулфи зарегистрировалась в Twitter в 2008 году, когда занималась организацией свадеб. В 2014 году она перестала пользоваться своим аккаунтом. Недавно тот стал ретвитить сообщения порнозвезд и блогеров.

У некоторых пользователей появляются фейки, даже если они активно сидят в соцсети. 40-летняя Салли Ингли из Колорадо обнаружила своего фейка и теперь беспокоится, что о ней может подумать работодатель если по ошибке наткнется на этот аккаунт.

Devumi — не компания, а сплошной фейк

Репортер The New York Times посетил адрес в Манхэттене, который указан на официальном сайте Devumi. В здании оказалось множество организаций, включая медицинскую клинику и профсоюз, вот только Devumi среди них не было. Представитель владельца здания сообщил, что компания никогда его не арендовала. Офис Devumi оказался таким же фейковым, как и подписчики, которых она продает.

pic

Здание, где якобы располагается компания. Фото: The New York Times

Настоящий офис компании находится на втором этаже над мексиканским рестораном в городе Уэст-Палм Бич, в штате Флорида. Директор компании Герман Калас живет неподалеку в пентхаусе.

Личность директора тоже довольно туманна. На его страничке в LinkedIn сказано, что он «серийный предприниматель» с долгим послужным списком и степенью магистра «международного бизнеса» Массачусетского технологического института. Однако, представители этого учебного заведения утверждают, что Герман Калас никогда не числился в списках учащихся, да и у них нет такой степени. Калас пишет о себе, что ему 27 лет, но в его резюме 2014 года сказано, что в 2000 году он получил диплом Принстонского университета, хотя в то время ему было всего десять лет.

pic

Основатель Devumi Герман Калас. Фото: LinkedIn

Судя по записям компании, часть ее операций проводилась в Филиппинах (очевидно, чтобы снизить расходы). Бывшие сотрудники утверждают, что Калас был необщительным начальником и требовал устанавливать на рабочие компьютеры программы для контроля.

По иронии судьбы, у компании, занимающейся продажей фейков, однажды тоже украли название. В августе прошлого года Калас подал в суд на Ронвальдо Боадо, бывшего филиппинского подрядчика, который отвечал за техподдержку. Боадо уволили из Devumi после ссоры с коллегами, после чего тот украл электронную почту Devumi вместе с 170 тысячами заказов. А затем Боадо открыл собственную компанию под похожим именем DevumiBoost. Он скопировал дизайн сайта Devumi и даже указал тот же фейковый адрес в Манхэттене.

Откуда берутся боты

Иск от Калас пролил свет на еще одну интересную деталь «фабрики ботов» — она занимается только продажей фейков, но не их производством. По словам бывшего сотрудника компании, Devumi приобретала ботов у разных разработчиков, в зависимости от их стоимости, качества и надежности. В сети есть огромное количество таких производителей, например, Peakerr, CheapPanel и YTbot, но простому пользователю работать с ними тяжело — некоторые, например, принимают оплату только в криптовалюте. У Peakerr тысяча качественных ботов с фотографиями стоит чуть больше доллара. Devumi просит за это же количество $17.

***

Все фейковые аккаунты, которые обнаружило издание The New York Times, нарушили правила социальной сети и были забанены. Вскоре после публикации расследования бан получил и аккаунт Devumi.

Источник.


Материалы по теме:

Эти люди вообще знают, что нарушают закон? Как Instagram стал крупнейшей площадкой по продаже контрафакта

Рынок «мертвых душ»: что происходит в сфере отзывов в HR

Как Википедия выращивает армию «фактчекеров» для борьбы с фейковыми новостями

Треть мобильной рекламы показывается не людям, а ботам — как ситуацию меняет блокчейн



Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Facebook и Twitter против Clubhouse: что будет, когда крупнейшие игроки скопируют функционал аудиочатов
  2. 2 От IBM до Uber: история крупнейших компаний — в 33 книгах
  3. 3 5 незаменимых сервисов для SMM-специалиста
  4. 4 60 влиятельных женщин, на которых стоит подписаться в Twitter
  5. 5 5 женщин-лидеров в сфере технологий

ВОЗМОЖНОСТИ

13 мая 2024

13 мая 2024