Вероника Елкина

Люди врут роботам, потому что не хотят их расстраивать

Исследователи решили сравнить эффективных, но безэмоциональных роботов с ошибающимися, но экспрессивными. Целью исследования было выяснить, как люди относятся к разным роботам и как механизмы завоевывают доверие человека, даже когда совершают ошибки.


Как оказалось, люди чаще прощают ошибки харизматичным роботам и, более того, лгут им, чтобы не задеть их чувства. 

robot

Робот Pepper от SoftBank умеет распознавать эмоции людей и реагировать на них. Фото: Bloomberg

Исследователи из Бристольского университета и Университетского колледжа Лондона создали робота по имени Bert. Bert должен был помогать участникам исследования на кухне. У робота было два больших глаза и рот, с помощью которых он мог выглядеть радостным или грустным, или вообще не выражать никаких эмоций.

Во время эксперимента «эмоциональный» робот должен был помочь приготовить омлет, а именно передавать человеку яйца, соль, перец и масло.

В первый раз в ходе экспериментов робот безошибочно справлялся с заданиями и не проявлял никаких эмоций. Во второй раз он совершал ошибку и старался ее исправить, но ничего не говорил и снова был безэмоционален.

В третий раз Bert общался с поваром и задавал ему разные вопросы вроде: «Вы готовы взять яйцо?». Но когда Bert пытался помочь человеку, он ронял яйцо и делал грустное лицо — его глаза увеличивались, а уголки рта опускались вниз. Затем робот начинал извиняться и говорить, что он попробует выполнить задачу еще раз.

Когда омлет был готов, Bert спрашивал у повара, не нужна ли ему еще какая-нибудь помощь на кухне. Участники эксперимента признались, что боялись, что робот снова совершит ошибку и расстроится и поэтому говорили, что помощь не нужна. Один из участников солгал роботу, чтобы не задеть его чувства, а другие сказали, что чувствовали, будто их шантажируют на эмоциональном уровне.

bert
Люди чувствуют, что вынуждены лгать эмоциональному роботу по имени Bert, чтобы не расстраивать его. Фото: Бристольский университет

В конце участников эксперимента спросили, с каким из роботов они бы предпочли работать. Несмотря на то, что третья версия робота совершала ошибки, 15 человек из 21 выбрали именно ее.

Считается, что люди сильнее привязываются к тем роботам, которые умеют проявлять эмоции. Результаты исследования не только это подтверждают, но и говорят о том, что самые лучшие роботы необязательно должны идеально справляться со своей работой — гораздо важнее их эмоциональная связь с людьми.

По словам исследователей, ошибки в работе роботов «неизбежны» и им еще предстоит минимизировать их число.

«Человеческие качества роботов, такие как сожаление, могут отлично смягчать негативный опыт, — считает Адрианна Хэмачер, одна из исследователей, работающих над проектом. — Но мы должны очень внимательно отнестись к выбору качеств, на которых мы хотим сделать акцент, и скопировать у людей. Если не будет каких-то основных правил выбора, то у нас получатся роботы, личность каждого из которых будет уникальной. Прямо как у их создателей».

Эмоциональность — ключевая особенность таких человекоподобных роботов, как Pepper и Nadine, созданных для работы с людьми. Компания SoftBank, разработавшая обоих роботов, считает, что Pepper может помогать ухаживать за пожилыми людьми, а Nadine создана для работы на ресепшн.

Источник.


Материалы по теме:

Этот робот будет сниться вам в кошмарах

Ученые заставили робота чувствовать боль

8 роботов, которые уже работают среди людей

10 удивительных роботов Boston Dynamics


comments powered by Disqus

Подпишитесь на рассылку RUSBASE

Мы будем вам писать только тогда, когда это действительно очень важно