Содержание
В начало
«Бондовые склады» — что это?
В чём и для кого выгода
В чём риски
Перспективы

Бондовые зоны в Китае: что это, как работают и особенности

Рассмотрим плюсы, минусы и риски таких зон для предпринимателей в РФ

Бондовые логистические зоны упрощают ведение внешнеэкономической деятельности, потому что позволяют хранить и распределять товары без уплаты таможенных пошлин и НДС до момента выпуска на внутренний рынок. Эти территории с особым статусом распространены в Китае и снижают финансовую нагрузку на предпринимателей, работающих в этой стране. В РФ также ведут разговоры о запуске подобных пилотных проектов, чтобы упростить ввоз иностранной продукции в страну.

Но бондовые комплексные зоны, помимо очевидных плюсов, скрывают в себе и определённые риски для российских производителей. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

«Бондовые склады» — что это?

Бондовая зона представляет собой территорию с особым таможенным статусом. Она позволяет хранить и распределять товары, импортированные в страну, без уплаты пошлин и НДС при ввозе на территорию государства. Все обязательные платежи оплачивают только после отгрузки конечному покупателю.

Например, если при импорте товаров из Китая на территорию России поместить их в бондовую зону, предпринимателю не придётся платить НДС сразу, а потом дожидаться его возврата от покупателя в течение многих дней и месяцев. Это происходит только при продаже. В случаях, когда продукция ввозится только для транзита, оплачивать пошлины на период хранения также не нужно.

В чём специфика этих зон:
Ввезённые товары в период хранения на выделенном для этого складе находятся под таможенным контролем, но с предпринимателя не взимаются ввозные пошлины, акцизные платежи и НДС. К ним не применяются требования относительно квотирования во время нахождения на хранении.
На складе могут храниться товары, на которые местные органы власти распространяют залоговое право в пользу обеспечения обязательных платежей в бюджет.

Иными словами, бондовая зона — это место на территории Китая, где хранятся ввезённые туда товары, готовые к отгрузке потребителям. Но главный плюс в том, что бизнес при импорте не несёт дополнительных расходов. В итоге покупатель будет доволен скоростью доставки, а компания-продавец оплатит пошлину и НДС, которые ей сразу будут компенсированы в цене продукции. Не нужно замораживать оборотные средства, перечисляя налоги, и ждать их возврата после фактической продажи.

Бондовые логистические зоны — не альтернатива, а дополнение для существующих транспортных процессов. Они расширяют возможности для бизнеса. Можно импортировать товар с меньшими затратами в момент пересечения границы, использовать их как транзитную зону, не беря на себя дополнительные расходы до момента конечной реализации. Такие схемы максимально удобны для крупных ритейлеров и маркетплейсов.

В чём и для кого выгода

Бондовая зона даёт большие преимущества конечным покупателям, которые заказывают товар. Например, если бы подобная территория располагалась в России, при заказе покупок из Китая потребитель ждал бы их до 5 дней вместо 2–3 недель. Эта схема уже зарекомендовала себя в КНР, где подобные территории действуют с 90-х годов прошлого века.

Но в этом случае повышается конкуренция на внутреннем рынке. Сейчас в России скорость доставки — это преимущество маркетплейсов вроде Ozon или Wildberries перед AliExpress. Если китайские продавцы будут размещать товары в бондовой зоне, они смогут сравняться во времени транспортировки, а российский бизнес пострадает.

Максимум выгоды от бондовых зон получают иностранные предприниматели, которые экспортируют товарно-материальные ценности на территорию страны, или местные бизнесмены, ведущие ВЭД. Например, специальная зона в Китае облегчит продажу товаров в этой стране для российских компаний. Но если создать их в РФ, они будут негативно влиять на местный рынок, хотя принесут большую пользу конечным покупателям.

Какие именно плюсы даёт бондовая зона:
снижение стоимости логистических операций;
упрощение импорта, экспорта и транзита товарно-материальных ценностей;
уменьшение риска внешнеэкономических торговых операций;
развитие торгового оборота с другими странами.

Зарубежные ретейлеры, которые пользуются бондовыми зонами в Китае, проще выходят на внутренний рынок страны и получают дополнительную выгоду, если впоследствии реэкспортируют непроданные изделия.

Для понимания разбёрем алгоритм доставки товара через бондовую зону:
1.
Ретейлер завозит товар в Китай и размещает его на территории с льготными условиями.
2.
В момент экспорта он не уплачивает обязательные платежи и экономит собственные средства.
3.
После оформления заказа происходит отгрузка конечному потребителю. Так как продукция уже находится в стране, она доставляется в течение нескольких дней.
4.
Только в этот момент компания, которая ввезла товар в Китай, оплачивает таможенную пошлину, НДС и другие платежи, если они предусмотрены законодательством.
5.
Остатки непроданных товаров можно вернуть в страну, откуда производился экспорт, или направить в другую. Такой транзит также не потребует дополнительной уплаты обязательных платежей.

При появлении бондовых зон в России они будут действовать так же, но для операций импорта.

Выгода от бондовых зон для крупных компаний заключается в том, что они могут ввозить в страну огромное количество товаров. При этом они не платят пошлину и НДС. После заказа ретейлер сразу отсылает покупку клиенту.

Мелким предпринимателям не придётся замораживать оборотные средства в виде пошлин и ждать, пока оплаченные платежи вернутся при продаже, потому что те уже включены в цену.

Если какие-то товары не продадут, их вернут производителю или оптовому продавцу за рубежом. В результате бизнес сэкономит на логистических расходах.

С точки зрения государства бондовые зоны хороши тем, что стимулируют внешнеэкономическую деятельность. Они дополняют имеющуюся логистическую инфраструктуру и открывают новые возможности для бизнеса.

Компании могут использовать меньше посредников при доставке, что будет способствовать уменьшению стоимости импортных товаров.

В чём риски

Бондовые зоны в Китае приносят максимальные выгоды российским ретейлерам и производителям, которые экспортируют продукцию в КНР.

Но местные производители и крупные интернет-магазины могут пострадать. Например, в России компания, которая делает продукцию, уплачивает все налоговые платежи в момент производства и до продажи ТМЦ оптовым поставщикам или конечному потребителю.

Товарно-материальные ценности (ТМЦ) — термин, который в бухгалтерии и экономике объединяет основные средства, материалы, запасы и другие виды активов

Импортные товары на складе не подлежат налогообложению до фактической продажи. То есть теоретически груз из бондовой зоны сможет появиться на рынке быстрее и стоить дешевле. От этого пострадает местный производитель, который предлагает такую же или похожую продукцию.

Если говорить о России, появление бондовых зон может негативно повлиять на производителей российской электроники, бытовой техники и транспортных средств.

Бондовые зоны Китая появились достаточно давно и доказали свою эффективность. Они функционируют и для экспорта, и для импорта товаров. Чтобы исключить возможные риски, необходимо разработать и ввести механизм регулирования подобных объектов.

Без чёткой законодательной регламентации есть риск, что бондовые зоны будут использоваться как способ недорогого и удобного импорта дешёвых потребительских товаров. От этого пострадает внутренний рынок, в том числе крупные интернет-ретейлеры. Они проиграют конкуренцию китайским изделиям, которые будут доставляться быстро и иметь меньшую стоимость.

Эта проблема особенно актуальна с учётом введённых в отношении РФ санкций и программы импортозамещения. Учитывая растущую конкуренцию импортных товаров из-за гибкой системы налоговых сборов, бондовые зоны могут усугубить ситуацию.

Перспективы

Несмотря на все опасения, бондовые зоны в Китае уже доказали свою эффективность и успешно работают в течение десятков лет. Это связано с амбициями КНР в сфере логистики. Правительство страны стремится к отраслевой концентрации, в том числе в сфере перевозок. Именно поэтому они ввели территории, где можно проводить обработку грузов, хранить экспортные и импортные товары до таможенной очистки, маркировать и упаковывать их, выполнять другие операции.

Вот несколько бондовых зон.

Шанхай Вайгаоцяо

Занимает территорию около 10 м². Здесь зарегистрировано около 30% всех зарубежных фирм, которые ведут деятельность в Шанхае и занимаются международной торговлей. В зоне разрешено открывать компании со 100% иностранного капитала. При проведении торговых операций внутри зоны КНР не взимает таможенные платежи и НДС. Также не нужно платить налоги при реализации товаров за пределы страны.

Производственные компании в Вайгаоцяо платят подоходный налог. Но они имеют право на возврат платежей в течение 2 лет с момента, когда производство становится прибыльным. Кроме того, доступны дополнительные преференции от правительства Китая.

Яншань

Эта портовая бондовая зона появилась в 2005 году. Основана на территории глубоководного порта. В состав зоны входит сам порт, Донгайский мост и прилегающие к ним участки. Внутри бонда можно проводить операции по транзиту международных грузов. Порт принимает в день до 80 кораблей, прибывающих из США, Африки, Южной Америки.

Благодаря бондовой зоне Яншань Шанхай стал транспортным узлом, сравнимым по объёмам с Сингапуром и Гонконгом. Он занимает первое место в мире по количеству транзитных грузов.

Промышленный парк Сучжоу

Интегрированная бондовая зона, предназначенная для экспортной обработки грузов и расположенная вне морского порта. Это индустриальный парк, созданный властями Китая и Сингапура, с индустриально-инновационным уклоном. Предприятия, которые работают на его территории, получают налоговые льготы, а бюрократические процедуры проходят в одном здании по принципу «одного окна».

Шанхайская зона свободной торговли (ЗСТ)

Первая в Китае ЗСТ, цель которой — стимулирование международной торговли и привлечение иностранных инвесторов в Китай. Её резидентам обеспечиваются комфортные условия для ведения бизнеса — от упрощённой регистрации до льгот по налогам, а также освобождение от пошлин на период хранения товара.

Российские предприниматели, пользуясь ЗСТ, могут быстрее открывать бизнес в Китае и импортировать грузы в КНР по упрощённой процедуре. Можно работать с китайскими маркетплейсами без открытия юридического лица в стране.

В России появление бондовых зон также может принести пользу с точки зрения логистического потенциала страны. Они необходимы для транзита и нужны в городах с большим количеством жителей. Например, для импорта из Европы их можно разместить в Москве или Смоленске, из Китая — в Екатеринбурге или Новосибирске.

В РФ этот сегмент пока не развит, но перспективы бондовых зон очевидны. Сейчас единственное препятствие для их появления — отсутствие регулирующих нормативно-правовых актов.

Самого определения термина «бондовая зона» в российском законодательстве нет. Сейчас исполнительные органы пользуются положением о таможенных складах, которое ввели в действие ещё в 1993 году. Очевидно, что указанные в нём нормы не отвечают современным реалиям.

Отечественные крупные ретейлеры готовы к старту проекта, но надеются на то, что законодательные и исполнительные власти РФ разработают механизм регулирования, который защитит местные компании от конкуренции с иностранным бизнесом.