Если неосторожно использовать чужие или даже самостоятельно придуманные бренды, можно попасть на штрафы или выплату миллионных компенсаций. При этом стать нарушителем довольно легко — достаточно, чтобы бренд, который вы используете, был похож на чужой товарный знак.
Давайте рассмотрим все возможные последствия, которые могут ждать вас за нарушение прав на чужой бренд, и определим, как не наступить на эти грабли.
Ответственность за незаконное использование товарного знака
По закону товары, их упаковка или этикетки считаются контрафактными, если на них есть незаконно используемый товарный знак.
Нарушители могут столкнуться с административной, гражданской и даже уголовной ответственностью. Самая частая и опасная с точки зрения финансовых потерь статья — 1515 ГК РФ. В соответствии с ней правообладатель торговой марки может не только выбрать, как будет рассчитана компенсация, но и успешно эту компенсацию взыскать.
Фиксированная компенсация до 5 млн рублей
Первый вариант расчёта компенсации по статье 1515 ГК РФ — с нарушителя могут потребовать компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей. Итоговую сумму определяет суд, учитывая характер нарушения.
Что считается нарушением
Компенсацию назначают за каждый случай нарушения.
В 2015 году суд рассматривал дело, в котором нарушитель продал три разных типа товара (шапки, носки и колготки) одним чеком. Сначала компенсация составила 10 тысяч рублей, так как случай нарушения один. В апелляции сумму увеличили до 30 тысяч, ведь было три типа товара. Однако кассационный суд снова вернулся к толкованию «одного чека», при котором компенсация должна быть 10 тысяч рублей.
Какой размер компенсации будет справедливым
Снова разберём на примере, но уже другого судебного дела 2023 года. Предпринимательница продавала на маркетплейсе настольную игру «Что за мем?», которая оказалась слишком похожей на зарегистрированный бренд «Какой ты мем?». Суд признал нарушение и назначил максимальную компенсацию — 5 миллионов рублей. Другие суды пересмотреть вынесенное решение отказались.

Компенсацию в 5 млн рублей изначально запросил правообладатель бренда.
Суд также отметил, что предприниматель обязан сам проверять, не нарушает ли он чьи-то права.
Прежде чем начинать продавать что-либо, тщательно проверьте все нюансы, связанные с правами на бренд. В этом вам поможет поиск по товарным знакам или же юридические консультации. В составе подписки Альфа-Безопасность они доступны в любое время.
Двукратный размер стоимости товаров
Это второй способ, которым правообладатель может потребовать компенсацию за незаконное использование товарного знака по статье 1515 ГК РФ.
В 2020 году эта часть статьи была признана частично не соответствующей Конституции РФ. Суды назначали такие крупные компенсации, что они становились совершенно неподъёмными для нарушителя. Теперь суды могут снижать размер компенсации, но не более чем в два раза.
Другие виды ответственности за нарушение товарного знака
Гражданско-правовой ответственностью, компенсациями и уничтожением контрафактных товаров риски не ограничиваются. Предпринимателю может грозить также административная или даже уголовная ответственность.
Административная ответственность
Любой нарушитель прав на товарный знак может столкнуться с требованиями, предъявленными по статье 14.10. КоАП РФ. По этой статье также предусмотрена конфискация — причём не только самого товара, но и всего оборудования, при помощи которого он производился или распространялся.

Уголовная ответственность
К нарушителю могут применить статью 180 УК РФ. В зависимости от того, какое именно нарушение произошло, возможен один из вариантов, перечисленных в таблице.

Как не нарушать чужие права
В России зарегистрировано более миллиона товарных знаков. Некоторые из них известны только в определённых регионах, другие пока находятся на стадии регистрации. Полагаться на собственные догадки об уникальности бренда слишком рискованно, и лучше подстраховаться. Например, воспользоваться профильными сервисами вроде «Защиты бренда».
Хотя, конечно, ориентироваться в основных правилах всё равно стоит. Вот что нужно знать, если вы собираетесь продвигать товар под определённым названием или логотипом.
При закупках внутри России
Если вы покупаете товары в России и планируете продавать их с наценкой, нужно убедиться, что ваша деятельность не нарушает права на товарные знаки.
Если вы хотите минимизировать риски, используйте специальные сервисы для проверки контрагентов. Например, в подписке «Альфа-Безопасность» доступно 10 бесплатных проверок контрагентов в месяц. Это поможет убедиться, что ваши партнёры работают легально и не нарушают права на товарные знаки.
При закупках за рубежом
Товарный знак, зарегистрированный в другой стране, не действует автоматически на территории России. Чтобы он имел юридическую силу, правообладатель должен отдельно зарегистрировать его в нашей стране. При этом возможны три сценария.
Товарный знак зарегистрирован и за рубежом, и в России
Производитель оформил товарный знак как в своей стране, так и в России? Процедура проверки в этом случае такая же, как при закупках внутри России.
Товарный знак в России не зарегистрирован вообще
Если товарный знак не зарегистрирован в России, вы можете начать торговать, но это рискованно. Почему? Потому что кто-то из поставщиков, дистрибьюторов или даже дочернее предприятие производителя может зарегистрировать этот товарный знак на себя. А значит, вам могут запретить продавать товар.
Для начала переговорите с иностранным производителем и предложите стать его эксклюзивным представителем в России. Следующий шаг — регистрация товарного знака. Это можно сделать на своё имя или на имя производителя — в зависимости от ваших договорённостей.
Товарный знак в России зарегистрирован на другое лицо
Бывает, что товарный знак, под которым вы хотите продавать товар, уже зарегистрирован в России на другую компанию. Это может быть кто угодно: другой дистрибьютор, конкурент или даже человек, который просто решил занять это название.
В такой ситуации есть несколько вариантов:
- Выкупить товарный знак. Договоритесь с правообладателем о передаче прав.
- Оформить лицензионный договор. Это позволит вам легально использовать товарный знак.
- Прекратить правовую охрану товарного знака. Если есть основания, можно попытаться оспорить регистрацию через суд.
Если ни один из этих вариантов не подходит, ввозить товар с таким брендом бессмысленно. В этом случае нужно договориться с производителем о выпуске товара под другим названием и начать развивать новый бренд.
В любом случае сначала вам нужно провести тщательно проверить зарегистрированные товарные знаки и изучить структуру правообладателей, чтобы понять, с кем нужно договариваться.
При самостоятельном производстве
Если вы придумали логотип или название для своего бренда, стоит сразу убедиться, что они уникальны. Для этого нужно проверить, нет ли уже зарегистрированных товарных знаков, похожих на ваш. Если таких нет, лучше тут же зарегистрировать товарный знак на себя.
Товарный знак — это ваша монополия на бренд. Если не защитить бренд, то можно стать жертвой патентных троллей, которые могут зарегистрировать ваш логотип или название на себя. А значит, вам придётся либо отказаться от бренда, либо платить крупные штрафы и компенсации. В худшем случае — придётся начинать всё с нуля.
Подведём итоги
Фото на обложке: MicroStockHub / Getty Images.