Содержание
В начало
Ответственность за незаконное использование товарного знака 
Другие виды ответственности за нарушение товарного знака 
Как не нарушать чужие права 
Подведём итоги

Что грозит за незаконное использование товарного знака

Разбираемся, какие виды ответственности есть и как случайно не нарушить чужие права

Если неосторожно использовать чужие или даже самостоятельно придуманные бренды, можно попасть на штрафы или выплату миллионных компенсаций. При этом стать нарушителем довольно легко — достаточно, чтобы бренд, который вы используете, был похож на чужой товарный знак.

Вот несколько примеров:
Вы продаёте товары, не зная, что бренд зарегистрирован в России на другую компанию. Например, закупили продукцию у зарубежного поставщика, а его товарный знак в нашей стране принадлежит другому правообладателю.
Вы выбрали доменное имя, которое похоже на чужой товарный знак. Даже если вы придумали его самостоятельно, это может быть расценено как нарушение.
Вы связались с недобросовестными поставщиками. Например, начали продавать контрафактные товары, не проверив их происхождение.
Ваш бренд слишком похож на уже существующий. Даже если вы придумали название сами, оно может быть признано схожим с чужим товарным знаком до степени смешения.

Давайте рассмотрим все возможные последствия, которые могут ждать вас за нарушение прав на чужой бренд, и определим, как не наступить на эти грабли.

Ответственность за незаконное использование товарного знака 

По закону товары, их упаковка или этикетки считаются контрафактными, если на них есть незаконно используемый товарный знак.

В таком случае правообладатель может потребовать:
уничтожить весь контрафактный товар;
удалить с товара и всех рекламных материалов незаконно использованный товарный знак.

Нарушители могут столкнуться с административной, гражданской и даже уголовной ответственностью. Самая частая и опасная с точки зрения финансовых потерь статья — 1515 ГК РФ. В соответствии с ней правообладатель торговой марки может не только выбрать, как будет рассчитана компенсация, но и успешно эту компенсацию взыскать.

Фиксированная компенсация до 5 млн рублей 

Первый вариант расчёта компенсации по статье 1515 ГК РФ — с нарушителя могут потребовать компенсацию от 10 тысяч до 5 млн рублей. Итоговую сумму определяет суд, учитывая характер нарушения.

Что считается нарушением

Компенсацию назначают за каждый случай нарушения.

Например:
Если вы продали 100 единиц товара одним чеком, это считается одним нарушением.
Если вы продали 100 единиц товара в 100 разных сделках, это уже 100 нарушений.
Пример из практики

В 2015 году суд рассматривал дело, в котором нарушитель продал три разных типа товара (шапки, носки и колготки) одним чеком. Сначала компенсация составила 10 тысяч рублей, так как случай нарушения один. В апелляции сумму увеличили до 30 тысяч, ведь было три типа товара. Однако кассационный суд снова вернулся к толкованию «одного чека», при котором компенсация должна быть 10 тысяч рублей.

Какой размер компенсации будет справедливым

Снова разберём на примере, но уже другого судебного дела 2023 года. Предпринимательница продавала на маркетплейсе настольную игру «Что за мем?», которая оказалась слишком похожей на зарегистрированный бренд «Какой ты мем?». Суд признал нарушение и назначил максимальную компенсацию — 5 миллионов рублей. Другие суды пересмотреть вынесенное решение отказались.

Эти логотипы суд посчитал достаточно схожими, чтобы присудить правообладателю компенсацию в 5 млн рублей. Оригинальный бренд слева. Источник: https://my.onlinepatent.ru/
Эти логотипы суд посчитал достаточно схожими, чтобы присудить правообладателю компенсацию в 5 млн рублей. Оригинальный бренд слева. Источник: https://my.onlinepatent.ru/

Компенсацию в 5 млн рублей изначально запросил правообладатель бренда.

Почему суд решил, что сумма справедлива:
Нарушение длилось с 2017 года: всё это время товарный знак использовался.
Товар размещался на двух карточках на маркетплейсе: товар с одной карточки был продан более 1200 раз, с другой — более 60 000 раз. Цена варьировалась от 800 до 1350 рублей. Суд взял минимальные значения (60 тысяч товаров по 800 рублей), и получил выручку в 48 млн рублей. Это позволило однозначно утверждать, что заявленная компенсация 5 млн рублей обоснована и сопоставима с убытками в виде непроданного товара и неполученной прибыли.
Ответчик продолжал продажи даже во время суда.

Суд также отметил, что предприниматель обязан сам проверять, не нарушает ли он чьи-то права.

«Ответчик, являясь субъектом предпринимательской деятельности, … могла и должна была осуществлять проверку закупаемой продукции на предмет незаконного использования интеллектуальной собственности».

Прежде чем начинать продавать что-либо, тщательно проверьте все нюансы, связанные с правами на бренд. В этом вам поможет поиск по товарным знакам или же юридические консультации. В составе подписки Альфа-Безопасность они доступны в любое время.

Двукратный размер стоимости товаров

Это второй способ, которым правообладатель может потребовать компенсацию за незаконное использование товарного знака по статье 1515 ГК РФ.

В этом случае сумма рассчитывается одним из двух способов:
Двукратная стоимость всех незаконно проданных товаров. Например, если вы продали товаров на 100 тысяч рублей, компенсация составит 200 тысяч рублей.
Двукратная стоимость права на использование товарного знака. Здесь суд оценивает, сколько обычно стоит лицензия на использование товарного знака в подобных ситуациях. Например, если правообладатель докажет, что лицензия на его бренд стоит 300 тысяч рублей в квартал, компенсация составит 600 тысяч рублей.

В 2020 году эта часть статьи была признана частично не соответствующей Конституции РФ. Суды назначали такие крупные компенсации, что они становились совершенно неподъёмными для нарушителя. Теперь суды могут снижать размер компенсации, но не более чем в два раза.

Другие виды ответственности за нарушение товарного знака 

Гражданско-правовой ответственностью, компенсациями и уничтожением контрафактных товаров риски не ограничиваются. Предпринимателю может грозить также административная или даже уголовная ответственность.

Административная ответственность 

Любой нарушитель прав на товарный знак может столкнуться с требованиями, предъявленными по статье 14.10. КоАП РФ. По этой статье также предусмотрена конфискация — причём не только самого товара, но и всего оборудования, при помощи которого он производился или распространялся.

Штрафные санкции за использование чужого товарного знака по статье 14.10 КоАП РФ. Источник: https://www.consultant.ru/
Штрафные санкции за использование чужого товарного знака по статье 14.10 КоАП РФ. Источник: https://www.consultant.ru/

Уголовная ответственность

К нарушителю могут применить статью 180 УК РФ. В зависимости от того, какое именно нарушение произошло, возможен один из вариантов, перечисленных в таблице.

Возможные последствия нарушений прав на товарный знак согласно статье 180 УК РФ. Источник: https://www.consultant.ru/
Возможные последствия нарушений прав на товарный знак согласно статье 180 УК РФ. Источник: https://www.consultant.ru/

Как не нарушать чужие права 

В России зарегистрировано более миллиона товарных знаков. Некоторые из них известны только в определённых регионах, другие пока находятся на стадии регистрации. Полагаться на собственные догадки об уникальности бренда слишком рискованно, и лучше подстраховаться. Например, воспользоваться профильными сервисами вроде «Защиты бренда».

Хотя, конечно, ориентироваться в основных правилах всё равно стоит. Вот что нужно знать, если вы собираетесь продвигать товар под определённым названием или логотипом.

При закупках внутри России 

Если вы покупаете товары в России и планируете продавать их с наценкой, нужно убедиться, что ваша деятельность не нарушает права на товарные знаки.

Вот что важно учитывать:
Проверьте права производителя на товарный знак. Убедитесь, что товарный знак, нанесённый на упаковку, действительно принадлежит производителю. Он должен быть зарегистрирован в тех классах МКТУ, Международной классификации товаров и услуг, которые соответствуют категории товара.
Заключите официальный договор. Покупайте товар напрямую у производителя или его официальных представителей. Это сделает вас официальным дистрибьютором и защитит от претензий.
Если работаете с посредниками, проверьте цепочку поставок. Если вы покупаете товар у посредника, включите в договор пункты, которые ограничивают вашу ответственность в случае проблем с товарным знаком. Также можно запросить документы, подтверждающие права на товар у всей цепочки поставщиков, вплоть до производителя.

Если вы хотите минимизировать риски, используйте специальные сервисы для проверки контрагентов. Например, в подписке «Альфа-Безопасность» доступно 10 бесплатных проверок контрагентов в месяц. Это поможет убедиться, что ваши партнёры работают легально и не нарушают права на товарные знаки.

При закупках за рубежом 

Товарный знак, зарегистрированный в другой стране, не действует автоматически на территории России. Чтобы он имел юридическую силу, правообладатель должен отдельно зарегистрировать его в нашей стране. При этом возможны три сценария.

Товарный знак зарегистрирован и за рубежом, и в России

Производитель оформил товарный знак как в своей стране, так и в России? Процедура проверки в этом случае такая же, как при закупках внутри России.

Вот что нужно сделать:
Убедитесь, что товарный знак на упаковке совпадает с зарегистрированным.
Проверьте, что он зарегистрирован в нужных классах МКТУ, международной классификации товаров и услуг, которые соответствуют категории товара.
В договоре с производителем или поставщиком пропишите гарантии и ограничения ответственности.

Товарный знак в России не зарегистрирован вообще

Если товарный знак не зарегистрирован в России, вы можете начать торговать, но это рискованно. Почему? Потому что кто-то из поставщиков, дистрибьюторов или даже дочернее предприятие производителя может зарегистрировать этот товарный знак на себя. А значит, вам могут запретить продавать товар.

Для начала переговорите с иностранным производителем и предложите стать его эксклюзивным представителем в России. Следующий шаг — регистрация товарного знака. Это можно сделать на своё имя или на имя производителя — в зависимости от ваших договорённостей.

Товарный знак в России зарегистрирован на другое лицо

Бывает, что товарный знак, под которым вы хотите продавать товар, уже зарегистрирован в России на другую компанию. Это может быть кто угодно: другой дистрибьютор, конкурент или даже человек, который просто решил занять это название.

В такой ситуации есть несколько вариантов:



  • Выкупить товарный знак. Договоритесь с правообладателем о передаче прав.
  • Оформить лицензионный договор. Это позволит вам легально использовать товарный знак.
  • Прекратить правовую охрану товарного знака. Если есть основания, можно попытаться оспорить регистрацию через суд.

Если ни один из этих вариантов не подходит, ввозить товар с таким брендом бессмысленно. В этом случае нужно договориться с производителем о выпуске товара под другим названием и начать развивать новый бренд.

В любом случае сначала вам нужно провести тщательно проверить зарегистрированные товарные знаки и изучить структуру правообладателей, чтобы понять, с кем нужно договариваться.

При самостоятельном производстве 

Если вы придумали логотип или название для своего бренда, стоит сразу убедиться, что они уникальны. Для этого нужно проверить, нет ли уже зарегистрированных товарных знаков, похожих на ваш. Если таких нет, лучше тут же зарегистрировать товарный знак на себя.

Так вы сможете:
Избежать штрафов и компенсаций, если кто-то в будущем намеренно или случайно подаст заявку на схожее с вашим обозначением.
Безопасно развивать свой бренд, торговать на маркетплейсах, заключать официальные контракты и не бояться сложностей.
Передавать права на использование товарного знака в рамках лицензии или франшизы.
Запрещать всем конкурентам и мошенникам продавать товары той же категории под вашей торговой маркой, а также получать компенсации за такие нарушения.

Товарный знак — это ваша монополия на бренд. Если не защитить бренд, то можно стать жертвой патентных троллей, которые могут зарегистрировать ваш логотип или название на себя. А значит, вам придётся либо отказаться от бренда, либо платить крупные штрафы и компенсации. В худшем случае — придётся начинать всё с нуля.

Подведём итоги

За нарушение прав на чужой товарный знак может грозить административная, гражданская и уголовная ответственность.
Правообладатель может потребовать либо фиксированную сумму до 5 миллионов рублей, либо двукратную стоимость проданных товаров.
Правообладатель товарного знака не обязан доказывать, что понёс потери, чтобы как-то обосновать рассчитанную компенсацию.
Если нарушение будет доказано, вам придётся уничтожить весь контрафактный товар. Кроме того, у вас могут изъять оборудование, которое использовалось для производства или продажи таких товаров.
Единственный способ точно защитить себя от нарушения прав на чужой бренд — это продавать свои товары под своим логотипом с официальной регистрацией.
Если занимаетесь торговыми операциями и не производите товар сами, проверяйте, кому именно принадлежит товарный знак и приобретаете ли вы продукцию у этой компании, а не обманщиков. Если вы перепродаёте товары, проверяйте права на товарный знак. Убедитесь, что продукция принадлежит компании, которая имеет права на бренд, а не мошенникам.
Привлекайте квалифицированных специалистов. При проверке торговых марок они помогут проверить, есть ли обозначения, достаточно похожие на ваши, а ещё быстро и без отказов зарегистрировать ваш товарный знак.

Фото на обложке: MicroStockHub / Getty Images.