О каком бренде вы подумаете, если кто-то нарисует яблоко? А когда на улице увидите курьеров в жёлтых и зелёных куртках — сможете угадать с одного раза, в каких компаниях они работают? Мы быстро узнаём имитирующий рукописный шрифт Coca-Cola и вставшую на дыбы лошадь Ferrari.
В этой статье вы узнаете, что такое айдентика и фирменный стиль, какие бизнес-задачи можно решить с их помощью и какие инструменты можно использовать с низким бюджетом.
Отличия айдентики от фирменного стиля
Иногда термины «айдентика» и «фирменный стиль» путают между собой или даже думают, что это синонимы. Но это не так. Понятия перекликаются между собой, но это разные вещи.
Айдентика включает в себя фирменный стиль и обладает более широкой направленностью.
Отличаются и цели.
Цель айдентики — воспроизвести образ бренда в его физическом воплощении согласно ценностям компании.
Цель фирменного стиля — повысить узнаваемость бренда.
Айдентика в контексте фирменного стиля — это концепция, которая охватывает не только визуальные элементы, но и саму сущность и уникальность компании или бренда.
С помощью айдентики компания стремится выразить свои ценности, миссию, уникальные черты и замысел, которыми она отличается от других на рынке. Она позволяет создать сильный и запоминающийся образ бренда, который будет в полной гармонии с его визуальными элементами и коммуникациями.
Фирменный стиль — то, что делает бренд узнаваемым.
Это набор визуальных и вербальных элементов, которые помогают создать уникальный и запоминающийся образ компании или бренда. Он включает в себя логотип, цветовую палитру, типографику, символы, шрифты и другие элементы.
Понять ключевые отличия айдентики и фирменного стиля можно, сравнив их носители.

Основные составляющие айдентики
Название
Если в основе бренда лежит айдентика, то в основе айдентики — название.
Слоган
Короткая, ёмкая, эмоциональная и цепляющая фраза помогает донести до потребителя информацию о ключевых преимуществах товара, идеологии бренда, ценности обладания продуктом. Также она улучшает запоминаемость и повышает узнаваемость компании или товара.
Логотип
Это фундамент, на котором строится айдентика. Хороший лого отражает направление деятельности компании, её ценности и философию. Что касается графического дизайна и в целом технических деталей, то при разработке нужно учесть следующие требования: простота, масштабируемость, уникальность, понятность, запоминаемость.
Типографика
Типографика — это не только шрифт сам по себе, но и его размер, межбуквенный и межстрочный интервалы, отступ и другие особенности. Две страницы, набранные одним шрифтом, но с разными полями, расстоянием между буквами и строками, будут смотреться по-разному. Именно поэтому при разработке айдентики необходимо не просто выбрать шрифт, но и подробно описать особенности его использования в различных ситуациях.
Цвет
Корпоративные цвета играют важную роль в восприятии компании или продукта. Они упрощают визуальную идентификацию бренда или товара. Представьте, что вместо фирменного красного цвета банки Coca-Cola стали зелёными или розовыми. Смогут ли покупатели так же быстро найти напиток на полке супермаркета? Ответ очевиден!
Графика
Это не самый важный элемент айдентики, но забывать о нём не стоит. К этой категории можно отнести все графические элементы, имеющие отношение к бренду.
Стратегии по созданию айдентики
Стратегия «дорого и долго»
Вначале проводится тщательное исследование рынка, конкурентов и целевой аудитории. Анализируются тренды, предпочтения потребителей и особенности брендов в отрасли.
На основе результатов исследования создаётся концепция фирменного стиля и айдентики, которая выражает стратегические цели и ценности компании. На основе концепции разрабатываются логотип, цветовая палитра, шрифты, типографика, графические элементы и другие визуальные составляющие бренда.
Новый фирменный стиль применяется ко всему маркетинговому материалу, включая сайт, упаковку, рекламные материалы. Чтобы обеспечить единообразие бренда, может потребоваться дополнительная адаптация и доработка.
Стратегия «быстро и с минимальными усилиями»
Шаблонный подход. В этом случае используется готовый шаблон фирменного стиля или платформа для создания бренда, например, онлайн-генераторы логотипов и шрифтов, искусственный интеллект.
Минимальные изменения. Бренд может ограничиться минимальными изменениями в шаблоне, такими как выбор цветов, добавление небольших элементов или текста.
Применение в основных каналах. Бренд применяется только на основных маркетинговых каналах, таких как сайт, социальные сети и рекламные материалы, и может быть ограничен по использованию в других сферах.
Базовый набор, который поможет вам создать свою айдентику
Название. Важно выбрать название, которое легко произносится, запоминается и соответствует вашему бизнесу или проекту. Попробуйте придумать что-то уникальное и особенное, что выделяет вас среди конкурентов.
Логотип. Это визуальный символ вашей компании или проекта. Он должен быть привлекательным и легко узнаваемым. Есть разные виды лого: буквенный, аббревиатура, символы и графические знаки, талисманы, абстракция, эмблема, комбинированный логотип.
Создайте логотип, который отражает вашу уникальность и ценности. Можете воспользоваться онлайн-инструментами, о которых мы расскажем дальше.
Площадка для взаимодействия с клиентом. Это место, где вы будете общаться с клиентами и предлагать свои услуги или продукты. Хорошая платформа для взаимодействия — социальные сети. Создайте страницы в социальных сетях, где вы сможете делиться информацией о своей компании, отвечать на вопросы клиентов и устанавливать контакт с ними.
Инструменты
Услуги компаний, которые специализируются на разработке фирменного стиля и айдентики зачастую очень дорогие. На старте бизнеса не всегда есть бюджет на это.
Вот несколько бесплатных или недорогих инструментов для работы с айдентикой.
Шрифты:
Google Fonts — бесплатная библиотека шрифтов, которую можно использовать в веб-проектах.
Название:
Brand-search.ru — первая система в России для бесплатного анализа бренда по закрытым базам данных Роспатента.
Адрес сайта:
Проверить домен на занятость можно как на странице сервиса Whois, так и на главной странице сайта Рег.ру.
Итоги
Фото на обложке: mangpor_2004 / Getty Images