Система быстрых платежей (СБП), которую разработал Центробанк, — это удобный способ принимать оплату от клиентов по QR-коду. Для этого компаниям не нужно специальное оборудование, а средства поступают на расчётный счёт мгновенно и с минимальной комиссией.
В этой статье вы узнаете, как работает СБП для бизнеса, каким компаниям подойдёт этот способ, в чём его преимущества и как настроить приём платежей.
Каким компаниям подойдёт СБП
Сервис позволяет моментально переводить деньги между счетами в разных банках. Большинство российских банков подключены к этой системе. Список можно посмотреть на официальном сайте СБП.
Благодаря СБП покупатели могут оплачивать покупки онлайн в режиме 24/7 и офлайн, в обычных магазинах. Для оплаты нужен только телефон с установленным приложением банка и QR-код, в котором зашифрованы банковские реквизиты продавца. Есть QR-коды с уже сгенерированной суммой покупки, а в некоторых случаях покупатель должен указать её сам.
Технически оплата через СБП подойдёт любому бизнесу: ИП, ООО, АО, самозанятым, малым, средним и крупным предприятиям. Однако в большинстве случаев целесообразность подключения зависит от товарооборота. Для крупного бизнеса это скорее запасной, альтернативный метод, но не основной.
Также быстрые платежи выгодно принимать службам доставки и онлайн-магазинам.
Торговым точкам с большим потоком покупателей нецелесообразно использовать платежи через СБП как единственный способ оплаты. Это может замедлить обслуживание в супермаркетах, кафе и магазинах с высокой проходимостью. Но это не значит, что такому бизнесу не нужно подключать СБП для бизнеса. Быстрые платежи станут хорошей альтернативой традиционным. Например, если покупатель забыл дома карту или забыл пин-код, он может заплатить по QR-коду.
В чём плюсы СБП для предпринимателей
Компании, которые используют быстрые платежи для бизнеса, экономят время и деньги.
Основные преимущества сервиса
Экономия на комиссии
Тариф зависит от вида бизнеса, но не превышает 0,7%. Это ниже, чем при использовании эквайринга — здесь комиссия может достигать 3%.
Например, магазин с выручкой 1 млн рублей в месяц мог бы заплатить банку 30 000 рублей за эквайринг (3%). Но если настроен приём платежей по СБП, комиссия составит только 7000 рублей (0,7%).
Скорость
Транзакции мгновенные — деньги зачисляются на счёт сразу после перевода. Так же быстро деньги возвращаются на счёт при отмене платежа. Переводы с карты на расчётный счёт идут гораздо дольше.
Не нужно специальное оборудование
Система автоматически генерирует код, который клиент считывает камерой смартфона. При этом касса всё равно нужна.
Быстрое подключение
Всего несколько кликов в личном кабинете банка.
Безопасность
Покупателю не придётся вводить номер карты и другие данные в интернет-магазинах и местах, где злоумышленники могут установить фишинговое оборудование.
Удобство для клиентов
Не нужно носить с собой карту, а телефон сейчас почти всегда с собой.
Конечно, есть и некоторые ограничения. Для покупателя процесс оплаты по СБП занимает больше времени, чем оплата картой. При этом не все клиенты умеют пользоваться возможностями своего смартфона, не у каждого установлено приложение банка. Например, пожилые клиенты могут испытывать трудности с оплатой.
Кроме того, хоть к СБП подключены многие банки, но не все. Если покупатель пользуется банком не из списка, он не сможет заплатить по QR-коду.
Статические и динамические коды
У статического QR-кода нет срока действия, и он не указывает сумму покупки. Обычно в нём зашифрованы только реквизиты продавца. Такой код можно распечатать и поместить там, где клиентам удобно его сканировать, например, около кассы. Покупателю нужно отсканировать картинку, самостоятельно указать сумму платежа и нажать «Оплатить».
Динамические QR-коды генерируются для каждой покупки, в них «зашиты» не только платёжные реквизиты, но и точная сумма. Так что клиенту не нужно ничего вводить — достаточно отсканировать код и подтвердить перевод. Срок действия такого кода — от 5 минут до 90 дней. Его определяет сама компания.
Динамический код подходит для обычной и онлайн-торговли. В магазине его можно выводить на терминал оплаты или экран кассы. В интернет-магазине покупатель может нажать на кнопку оплаты с логотипом СБП или перейти по платёжной ссылке.
Тарифы СБП
У сервиса единые тарифы для всех банков. Самая низкая комиссия — 0,2%, но не больше 10 рублей за платёж — у компаний, предоставляющих услуги ЖКХ.
Также комиссия 0,4% установлена для самозанятых.
Для остальных компаний, которые принимают платежи по СБП, комиссия составляет 0,7%.
Как принимать платежи
Если компания решила принимать оплату по СБП, у неё должны быть расчётный счёт в банке из списка, касса и кассовое ПО, которые поддерживают работу с системой и генерацию QR-кодов.
Затем нужно обратиться в банк и оставить заявку на подключение. Эта услуга бесплатная. Банк оформит всё в тот же день и выдаст специальные идентификационные данные и пароль. Чтобы активировать СБП, введите на кассе данные, полученные в банке.