Итак, ваша компания уже существует какое-то время, у вас есть постоянные клиенты, о вас знают на рынке. Но компания развивается, и следующий логичный шаг — рост, переход на новый этап. И как бы заманчиво это ни выглядело, для многих малых бизнесов рост — это стресс и шаг в неизвестность.
Мы решили пролить немного света на этот непростой период в жизни бизнеса и пообщались с директором нетмонет. Игорь Феркалюк поделился опытом, подсветил основные трудности и дал советы компаниям, которым рост только предстоит.

«Официанты, гости, управляющие, рестораторы стали нашими амбассадорами»
Сервис нетмонет заходил на рынок в условиях отсутствия конкуренции, и первой же задачей, которая встала перед основателями, было доказать ценность. Сложности было две. Ресторанная индустрия была достаточно закостенелой, привыкшей к чаевым наличными. Рестораторы — творческие люди, которые руководствовались своим ви́дением и ощущениями и не мыслили как предприниматели. Решением стало личное общение. Первое время основатель сервиса, Егор Высоцкий, ездил по ресторанам сам, вживую рассказывал и показывал, как сервис работает и зачем он нужен. Это было логичной, но необычной для рынка практикой.

При этом общаться было важно и с официантами. Они не понимали, как сервис им поможет, с учётом того, что будет брать комиссию, — то есть забирать у них часть дохода. И хотя стратегия личного общения работала, и официанты постепенно становились лояльнее, в нетмонет понимали, что именно официанты — наиболее уязвимая категория сотрудников, на которую ещё и ложился процент комиссии сервиса. Так родилась идея предлагать гостям брать оплату комиссии на себя.

«Я тоже хочу быть успешным, значит, нам тоже нужны электронные чаевые»
По-настоящему активный рост сервиса произошёл сразу после пандемии. После того как государство ввело QR-коды, люди стали воспринимать их как удобный рабочий инструмент, а не нечто непонятное на фискальных чеках, поняли, что QR-коды могут упростить их жизнь во множестве сфер. В том числе при походе в ресторан. Росту способствовало и то, что людям наскучило сидеть дома: было лето, все устали от домоседства и с удвоенным энтузиазмом пошли в рестораны, бары, кафе.

В отрыве от внешних обстоятельств, которые помогли развитию бизнеса, нетмонет называет два основных способа роста. Во-первых, подключение всё большего количества заведений. Во-вторых, углубление в ресторан и сбор всё большего количества чаевых внутри одного заведения. Миссией компании стало обучение новых и новых пользователей, а целью — их отказ от наличных и переводов в пользу нетмонет. Этому помогало и внедрение новых продуктов. Например, запуск сервиса оплаты всего счёта по QR-коду привёл к увеличению объёма электронных чаевых.

Ещё один фактор — изменение отношения к подбору и управлению персоналом. Потребительский подход к сотрудникам постепенно исчезал — владельцы и управляющие становились всё больше заинтересованы в том, чтобы текучка снижалась, и официанты работали в заведении долго. Средний возраст официанта — 18–25 лет, при этом люди воспринимают работу в ресторане не как профессию, а как нечто врéменное. Это приводит к постоянному дефициту кадров: официанты могут постоянно переходить из ресторана в ресторан, ведь количество предложений от работодателей превышает количество кандидатов. Изменилось и понимание рестораторов, насколько важна единая концепция ресторана. Стало ясно: если ты нашёл сотрудника, который отлично вписывается в эту концепцию, тебе нужно что-то сделать, чтобы его не потерять. Электронные чаевые как возможность для официанта зарабатывать больше — отличный инструмент удержания сотрудников.

При этом нетмонет — и про количество, и про качество. На старте бизнес развивался через работу с заведениями с платёжеспособной аудиторией, и до сих пор по доле присутствия в премиум-сегменте нетмонет — самый крупный игрок. Однако этим сегментом рынок не ограничивается. У сервиса транзакционная модель бизнеса, он зарабатывает с каждой транзакции, а значит, было необходимо постоянно наращивать количество подключённых заведений.

Захват новых ценовых сегментов — не единственная стратегия. Начав с заведений в крупных городах, компания начала двигаться в сторону регионов. Движение было осложнено тем, что о новых трендах и технологиях в регионах узнают позже, и просветительскую работу — что такое нетмонет, зачем, чем сервис полезен — приходилось часто проводить с нуля. Но не всегда: московские и региональные премиум-рестораны активно общаются между собой, и некоторые рестораторы в регионах уже слышали о сервисе от столичных коллег по отрасли.

Несмотря на то что со временем на рынке стали появляться конкурирующие сервисы, главным своим конкурентом нетмонет считают наличные. Особенно сложно работать в южных регионах, где наличные по-прежнему используют везде. Не упрощает задачу и то, что ресторанный бизнес — исторически довольно серый. Правда, здесь на помощь приходит тренд на обеление рынка. Правительство многое делает для того, чтобы компании начали работать в белую. Рестораны начинают искать дешёвые способы проведения платежей, и внедрение оплаты по QR-коду для них становится решением, позволяющим сэкономить.

«Мы верили, что всё будет нормально, — так оно и вышло»
Уход платёжных сервисов весной 2022 года ударил по российскому бизнесу, и нетмонет — не исключение. На тот момент у сервиса были реализованы только три способа оплаты: оплата картой, Apple Pay и Google Pay. Но адаптироваться удалось быстро: незадолго до всех событий компания стала прорабатывать альтернативные платёжные методы на случай, если что-то пойдёт не так. Поэтому когда что-то не так всё же пошло, процесс подключения других методов уже был запущен. Гости ресторанов получили возможность оставлять чаевые при помощи Яндекс Пэй через две недели, СБП — через два месяца.

Доход официантов начал падать. На этом этапе нетмонет принимали нестандартные решения — например, так появилась достаточно рискованная идея переложить комиссию за работу сервиса с официанта на гостя. В противовес крупным компаниям, в которых сначала проводится анализ рынка, серия A/B-тестирований, нетмонет запустили новую функциональность одномоментно и сразу на всех пользователей сервиса. И просто надеялись, что всё получится.

«Люди приходили в команду, уже понимая рынок»
История старта работы нетмонет похожа на историю старта любого стартапа. Сотрудники — тогда среди них были только основатели и разработчики — продолжают работать на основной работе, уделяя проекту время по вечерам и выходным, все делают всё, рук не хватает. При этом тогда вся команда состояла из сотрудников крупных корпораций, и такой режим и ритм работы оказались далеки от ожиданий.
.jpg?v4)

Начав привлекать новых людей в команду, нетмонет сразу сфокусировались на кандидатах из ресторанного бизнеса. Брали бывших официантов и менеджеров, которые устали от работы в ресторане, но при этом отлично понимали отрасль, пользовались продуктом, могли доказать его ценность.

«Мы идём по эволюционному пути — только так получается что-то классное»
Как и многие развивающиеся стартапы, нетмонет постепенно дошли до этапа трансформации из стартапа в компанию — на этом этапе они находятся до сих пор. Одна из главных задач сейчас — сохранить культуру стартапа, при этом выстроив процессы и используя подходы крупных компаний. И это требует компромиссов.

Устоявшаяся команда поддаётся изменениям тяжело. При сопротивлении самые частые аргументы — «так сложилось исторически», «это удобно», «мы так привыкли».

Компания активно помогает сотрудникам расти вместе с ней, но при этом ищет баланс: как инвестировать в сотрудников так, чтобы рост бизнеса не замедлялся? Вкладываться в сотрудников можно бесконечно, но есть большой риск не заметить, что бизнес затормозился настолько, что обратно ему уже не разогнаться. И здесь появляются два пути: подбадривать, подтягивать, помогать, несмотря ни на что, или же делать ротацию.

Увольнение — стресс. Сотрудник часто боится остаться без работы и не может решиться уйти, даже если на работе он несчастлив и не получает удовольствия. Работодателю тоже непросто, но в таких ситуациях принять решение об увольнении — именно его обязанность.

В нетмонет пришли к такому подходу не сразу — по мнению директора, компания могла бы расти быстрее, если бы быстрее решилась на перемены в команде. Теперь же, с учётом накопленного опыта, стало яснее, когда неэффективность нужно пресекать на корню, а где можно закрыть глаза и сказать: «Мы знаем, что это неэффективно, но это вопрос второго приоритета».
«Ответов нет ни у кого, есть только предположения»
Гипервовлечённость — известная особенность стартапов. Сотрудники, приходя в проект, настолько влюблены в него и дух свободы, что готовы работать день и ночь с высокой продуктивностью. Это делает возможным быстрый запуск проекта, кратный рост, формирует атмосферу, из которой не хочется уходить.

Постепенно уровень гипервовлечённости снижается. Если на старте в нетмонет около 80% сотрудников работали ради идеи, то теперь — порядка 50%. Это естественный процесс, неотделимый от роста бизнеса. Однако компания по-прежнему старается нанимать людей, близких по духу, искренне заинтересованных в судьбе сервиса.

Другая сторона медали — сотрудники, чья вовлечённость падает не из-за переходного процесса из стартапа в компанию, но потому, что нельзя быть вовлечённым всегда. В нетмонет столкнулись с этим в начале 2023 года. Бóльшая часть сотрудников, в том числе руководители компании, — сотрудники, которые выросли внутри неё. В стартапах это особенно частое явление, ведь количество уникальных знаний, накопленных за время работы, огромно, и у человека «извне» их просто не может быть. Такие сотрудники в команде — большое преимущество при обычных условиях работы, однако при запуске нового продукта могут возникнуть трудности.
За три года работы над сервисом электронных чаевых в командах выстроились понятные процессы. Неидеальные, они частично обновлялись, но не менялись глобально, в целом стало понятно, как в компании всё устроено. Поэтому, когда запускался новый продукт, и встала задача пройти весь путь заново, оказалось, что мотивирует это далеко не всех.

«Самый экспертный человек — это ты»
Рост бизнеса интересен предпринимателям так же, как и страшен, — и это хорошо знакомо тем, кто проходил через этот этап. Мы попросили Игоря Феркалюка дать три совета всем, кто хочет масштабировать своё дело, но никак не решится.