Содержание
В начало
Что такое франшиза и как она работает
На что обратить внимание при выборе франшизы аптеки
Преимущества и недостатки франшиз аптек
Популярные франшизы аптек

Франшизы аптек: обзор популярных сетей

Узнайте о возможностях аптечного бизнеса под известным брендом

Есть несколько отраслей, которые остаются стабильными в любые времена. Одна из них — фармацевтика и аптечный бизнес. Спрос на лекарства есть всегда. Модель франчайзинга позволяет открыть свою точку под известным брендом. А ещё так вам не придётся самостоятельно получать все необходимые лицензии и разрешения на открытие аптеки от государства.

В этой статье узнаем, открыть аптеку по франшизе, сколько это стоит, какие есть особенности бизнеса и рассмотрим конкретные сети.

Что такое франшиза и как она работает

Франшиза — это система прав и инструментов, которые позволяют вести бизнес под популярным брендом, использовать бизнес-модель и другие ресурсы франчайзера (владельца франшизы) за определённую плату. Такой подход уменьшает риски и повышает шансы на успех. Он особенно востребован у начинающих предпринимателей, которые хотят открыть аптеку с нуля и заранее оценить стоимость бизнеса.

Однако надо учитывать, что в таком формате свобода действий франчайзи (покупателя) ограничена — все возможные нововведения нужно согласовывать с владельцем бренда.

Как это работает на примере аптек? Вы выбираете сеть, заключаете договор, платите единоразовый паушальный взнос и получаете готовую бизнес-модель. В готовый «пакет» также могут входить база поставщиков, маркетинговая поддержка и обучение персонала. В некоторых франшизах ещё нужно платить регулярные взносы — роялти.

На что обратить внимание при выборе франшизы аптеки

Выбор франшизы – это серьёзный вопрос. Вы должны быть уверены, что вам будет комфортно работать с франчайзером долгие годы.

Вот несколько важных критериев:
Репутация бренда. Поищите информацию в интернете, почитайте реальные отзывы, поспрашивайте знакомых.
Условия договора. Внимательно изучите все пункты, особенно те, которые касаются стоимости входа в сеть и условий оплаты. Если есть текст, написанный мелко, читайте его ещё внимательнее.
Стоимость франшизы. Сюда входит паушальный взнос (единоразовый платёж за вход в сеть) и возможны роялти (регулярные платежи). Реально оценивайте свои финансовые возможности.
Поддержка владельца бренда. Хороший франчайзер всегда подскажет и поможет. До заключения договора узнайте, на какую помощь вы можете рассчитывать.
Требования к помещению и персоналу. Некоторые франчайзеры очень придирчивы в этом вопросе и могут участвовать в выборе локации для аптеки и найме сотрудников.
Маркетинговая поддержка. Уточните, будет ли франчайзер помогать с рекламой и продвижением.
Обучение персонала. В хорошую франшизу обычно включают программы обучения для вас и сотрудников.

Преимущества и недостатки франшиз аптек

Как и в любом деле, здесь тоже есть свои плюсы и минусы.

Преимущества

Готовая бизнес-модель. Не нужно изобретать велосипед — всё уже придумано, а главное — проверено на практике. И в «пакет» включены все лицензии и разрешения от государства, которые не придётся оформлять самостоятельно.

Узнаваемый бренд. Люди охотнее пойдут в аптеку со знакомым названием.

Поддержка франчайзера. Вам всегда будет к кому обратиться за советом.

Централизованные закупки. В хорошую франшизу включён доступ к базе поставщиков и выгодные условия заказов.

Обучение персонала. Многие франчайзеры предлагают программы обучения для партнёров.

Маркетинговая поддержка. При открытии аптеки по франшизе важны реклама и продвижение, а в дальнейшем — участие к активностях всей аптечной сети. Также нужно подключение к программе лояльности, если она есть.

Меньше рисков. Вы работаете по проверенной бизнес-модели, что снижает вероятность ошибок.

Недостатки

Ограничения в управлении. Вы не сможете самостоятельно принимать решения по многим важным вопросам — в них последнее слово за франчайзером.

Финансовые обязательства. Помимо первоначального паушального взноса, в некоторых случаях придётся регулярно платить роялти. За просрочку платежей могут быть штрафы.

Зависимость от репутации всей сети. Если у сети возникнут проблемы, это отразится и на вас.

Жёсткие стандарты. При открытии аптеки под чужим брендом вы обязаны соответствовать требованиям франчайзера, даже если с чем-то не согласны. Не получится креативить как захочется — всё надо согласовывать с владельцем бренда. Также в договоре могут прописаны штрафы и другие санкции за нарушение брендовых стандартов.

Риск расторжения договора. Если вы не будете соблюдать условия сотрудничества, франчайзер может прекратить партнёрство.

Популярные франшизы аптек

Ригла

Сеть «Ригла» — одна из старейших в России, работает с 2001 года. Сейчас в неё входит более 4000 аптек в 74 регионах страны. В сети есть несколько форматов: аптечные супермаркеты «Ригла», аптеки у дома «Будь здоров!» и «Здравсити».

Франчайзер предлагает доступ к поставщикам и выгодным условиям закупок, подключение к системе интернет-заказов и программе лояльности, маркетинговую поддержку, специальное ПО, обучение персонала, помощь с поиском и подготовкой помещения.

Инвестиции: от 2,5 млн рублей. 

Срок окупаемости: от 2 лет.

Паушальный взнос: 300 000 рублей. 

Без роялти.

Средняя выручка на одну аптеку: 2,5 млн рублей. 

Средний доход в месяц: от 200 000 рублей. 

Площадь помещений: 50–100 м².

Планета здоровья

В сети «Планета здоровья» 2400 аптек в 50 регионах России.

В франшизу входит доступ к поставщикам и закупкам по оптовым ценам, подключение к собственной CRM, обучение владельца, управляющего и персонала, помощь с поиском и арендой помещения.

Стартовые инвестиции: от 750 000 рублей

Срок окупаемости: от 3 месяцев 

Паушальный взнос: 150 000 рублей.

Без роялти.

Средний оборот в месяц: от 300 000 рублей 

Площадь помещений: 30–120 м².

Советская аптека

Это федеральная сеть аптек формата «у дома», в которую входит более 690 точек в 72 регионах страны.

Франчайзер предлагает помощь в составлении финансового плана, анализе локации, подготовке документов, подборе и обучении персонала, рекламную поддержку. Также по франшизе «Советской аптеки» можно получить доступ к закупкам продукции по оптовым ценам, установить автоматизированное ПО, подключиться к интернет-аптеке и фирменному мобильному приложению.

Стартовые инвестиции: от 2,2 млн рублей

Срок окупаемости: от 8 месяцев 

Паушальный взнос: 49 000 рублей.

Без роялти.

Средний оборот в месяц: 2,8 млн рублей 

Площадь помещений: 40–80 м².

36,6

«36,6» — лидер в Московском регионе и одна из крупнейших и старейших аптечных сетей в стране. Первую аптеку открыли в 1991 году. Сейчас в сети более 2000 точек в 11 регионах страны.

Эта франшиза привлекает высокой узнаваемостью бренда. Франчайзер предлагает прямые поставки, обучение сотрудников, консультации, маркетинговую, рекламную поддержку и другую помощь в ведении бизнеса.

Стартовые инвестиции: от 1,1 млн рублей

Срок окупаемости: от 8 месяцев 

Паушальный взнос: 60 000 рублей.

Без роялти.

Столички

Сеть социальных аптек «Столички» входит в холдинг «Неофарм». Первая аптека была открыта в 2000 году в Москве, а в 2024 году общая сеть насчитывает более 1000 точек в 80 городах Центрального и Северо-западного округов России. При этом важно учесть, что франшиза аптеки «Столички» работает только в Москве и Подмосковье.

Франчайзи могут рассчитывать на всестороннюю поддержку и обучение персонала, а также на помощь с поставками товаров, маркетингом и продвижением.

Стартовые инвестиции: от 1 млн рублей

Срок окупаемости: от 8 месяцев 

Без паушального взноса.

Без роялти.

Средний оборот в месяц: от 315 000 рублей

Фарма

«Фарма» — это сеть из более чем 350 аптек по всей стране.

Чтобы открыть аптеку по этой франшизе, не нужно платить стандартные взносы — здесь используется формат фиксированной ежемесячной абонентской платы.

Франчайзер предлагает управление и маркетинг под ключ, готовую IT-инфраструктуру, доступ к базе поставщиков, бухгалтерскую и юридическую поддержку, помощь с кадровыми вопросами и при взаимодействии с проверяющими организациями. А ещё специалисты компании готовы заниматься даже хозяйственными вопросами, включая мелкий ремонт помещения, покупку канцелярии, замену кассовых лент и другие небольшие, но важные ежедневные дела.

Абонентская плата: 1–3 аптеки — по 80 000 рублей с точки; 4–5 аптек — по 70 000 рублей; 6–7 аптек — по 60 000 рублей; от 8 аптек — по 50 000 рублей.

Без паушального взноса.

Без роялти.

Площадь помещений: от 30 м².

Фото на обложке: gorodenkoff / Getty Images